НПФ рассчитывают на софинансирование системы ИПК

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) лоббируют дополнительные преференции для граждан, которым с 2019 года предстоит самостоятельно формировать индивидуальные пенсионные капиталы (ИПК). Действенной мерой стимулирования могло бы стать софинансирование взносов для тех, кто готов отчислять в ИПК от 6% своей зарплаты и не пользоваться каникулами по платежам. Ключевой вопрос — найдутся ли в бюджете средства на дополнительные расходы, которые оцениваются в 25 млрд руб. в год.

Переформатирование нынешней системы ОПС в ИПК (предполагается, что гражданам предстоит самостоятельно формировать пенсионный капитал уже с 2019 года; см. "Ъ" от 17 марта) стало вчера одной из центральных тем Биржевого форума. Как сообщил замминистра финансов Алексей Моисеев, согласование концепции ИПК с Минфином и Банком России завершено. Ожидается, что в течение недели документ будет внесен в правительство. Как отметил первый зампред ЦБ Сергей Швецов, законопроект об ИПК может быть внесен в Госдуму уже в ближайшую сессию.

Ключевые параметры новой системы, представленные разработчиками в конце прошлого года, кардинально не изменились. Массовость на первоначальном этапе должна обеспечить автоподписка. При этом гражданин по желанию сам определяет величину взносов (от 0% до 6%, по умолчанию она меняется ступенчато в этих же пределах). По итогам года он имеет право на вычет из налогооблагаемой базы по НДФЛ (пропорционально отчислениям, но не выше 6%). Также за ним сохраняется право на каникулы по отчислению взносов.

 Таким образом, поступления в НПФ должны будут обеспечивать граждане, формирующие ИПК. Однако на практике для отказа от текущего потребления в пользу будущей пенсии должны быть мощные стимулы. Форсировать приток средств в негосударственную пенсионную систему реально при софинансировании со стороны государства. С такой инициативой выступил на форуме президент Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов. Как он отметил, с целью стимулирования граждан, софинансирование логично предоставлять лишь тем клиентам, кто готов отчислять в ИПК от 6% зарплаты в первые три года и отказаться от каникул по платежам. По оценке НАПФ, при добровольном отчислении 6% от зарплаты 2 млн занятых их отчисления составят более 51 млрд руб. в год. Таким образом, при софинансировании 50% от платежей граждан совокупные расходы государства составят до 25 млрд руб. в год. Впрочем, по его словам, "величины взносов и предельной суммы софинансирования — обсуждаемые параметры".
 

В пресс-службе ЦБ отметили, что приветствуют "любые инициативы, направленные на повышение привлекательности ИПК". Однако их практическое применение будет зависеть от возможностей российского бюджета, но этот вопрос находится в компетенции Минфина. Впрочем, как заявил вчера господин Моисеев в кулуарах форума, идею НАПФ министерство поддержать "пока не готово".

При условии софинансирования участие в ИПК было бы для граждан более выгодным, чем депозиты в банках, считает и гендиректор Национального НПФ Светлана Касина. Это будет хорошим стимулом для граждан включиться в программу с максимальной ставкой взносов, уверена и гендиректор НПФ Сбербанка Галина Морозова. "У людей есть интерес к самостоятельному накоплению. Это показывают результаты продаж комплексной программы, которую мы запустили в конце 2016 года. Сегодня через сеть Сбербанка заключается уже около 5 тыс. договоров в день",— отмечает госпожа Морозова. Впрочем, для ряда клиентов, серьезно ограниченных в доходах, предложения НАПФ могут оказаться слишком обременительными. "Логичнее было бы на первоначальном этапе ограничивать сумму софинансирования, а не процент",— указывает госпожа Касина. Действующей стимулирующей мерой притока новых средств в НПФ, по оценке члена совета директоров НПФ "Согласие" Андрея Неверова, было бы и увеличение суммы налогового вычета для граждан на страховые взносы по ИПК. Сейчас для НПО база для налогового вычета составляет 120 тыс. руб. в год.

По оценке управляющего директора по корпоративным рейтингам "Эксперт РА" Павла Митрофанова, даже с учетом серьезных ограничений — по величине взносов и отказу от каникул — шансы на софинансирование ИПК невелики. "Даже при лучшем сценарии сумма софинансирования, скорее всего, будет серьезно ограничена, как в программе 1000x1000 (объем софинансирования в ней был ограничен 12 тыс. руб. в год.— "Ъ")",— говорит Павел Митрофанов. Обращение в ЦБ и Минфин с инициативой предоставления софинансирования при формировании гражданами ИПК НАПФ направит в течение недели.

Кто рискует остаться без пенсии: "белая" зарплата не спасет?

В регионах появились первые пенсионные "отказники". Эксперты бьют тревогу: такая проблема может возникнуть не только у тех, кто получает "серую" зарплату, ведь большинство граждан, выходящих сейчас на пенсию, пережили распад СССР, а тогда исчезли многие архивы, подтверждающие трудовую деятельность, пишет BFM.

Почти 400 жителей Саратовской области не набрали нужного количества пенсионных баллов или трудового стажа для назначения страховой пенсии в 2016 году, говорится на портале регионального отделения Пенсионного фонда. Во Владимирской области по такой же причине почти сотне граждан, достигших пенсионного возраста, отказали в назначении страховой пенсии. Кто рискует остаться без выплат. 

На страховую пенсию по старости могут рассчитывать не все. Чтобы ее получить в этом году, нужно иметь не менее восьми лет страхового стажа и определенное количество пенсионных баллов (11,4). С каждым годом эти требования будут увеличиваться (к 2025 году для получения страховой пенсии нужно будет накопить 30 баллов). Когда пять лет назад принималась балльная формула, эксперты объясняли, что часть россиян останутся без страховой пенсии.

В таком положении могут оказаться до 20 миллионов человек, считают в Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ). На этих людей переложили проблему "серых" зарплат» при том, что решать ее должно государство, говорит советник президента (НАПФ) по информационной политике Валерий Виноградов.

Валерий Виноградов советник президента Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) "Сейчас бессмысленно говорить: "Давайте бороться с "серой" зарплатой, давайте заставим всех людей требовать "белую" зарплату, выплаченную вчистую". Мы прекрасно понимаем, что человек может, безусловно, это требовать, но он не сможет 

"Молчуны" недосчитались до 45 млрд рублей инвестдохода

Потеряли инвестдоход почти все, кто перевели накопления в НПФ в прошлом году, то есть 4 миллиона 650 тысяч человек. В основном они лишились денег за два года. Эксперты, опрошенные Business FM, оценили потери в 40-45 млрд. На что пойдут деньги, которые остались в ПФР, как потери скажутся на будущих пенсиях?

 "Молчуны" в прошлом году проявили активность. Так называют тех, кто хранят свои пенсионные накопления в государственном Пенсионном фонде России. Число людей, решивших покинуть его и перейти в негосударственные пенсионные фонды, выросло по сравнению с прошлым годом. В 99 случаях из 100 эти люди потеряли свой инвестдоход, в основном, за два года. Так совпало, что доходность ВЭБа, который управляет этими деньгами, в эти годы была достаточно высокой: 10,5% в прошлом году (10,53%) и более 13% в позапрошлом (13,15% в 2015-м).

 В деньгах это выглядит так: если у гражданина накопилось 100 тысяч рублей на пенсионном счете к концу 2014-го, то по итогу 2016-го стало 125 000 за счет сложного процента (по итогу 2015-го года там было 113 тысяч, которые реинвестировались под 10,53% в 2016 году). Допустим, в прошлом году он решил перевести эти деньги в НПФ и написал заявление. Но перейдет в НПФ не 125 000, а лишь 100 000. Инвестдоход за два года останется в Пенсионном фонде России. Таковы действующие правила. Пенсионные накопления инвестируются на пятилетний срок, и те, кто забирают деньги досрочно, штрафуются, пояснил исполнительный директор НПФ "Сафмар" Евгений Якушев.

Евгений Якушев исполнительный директор НПФ "Сафмар" "Все это стало возможным, потому что когда принимали закон о гарантировании, предусматривалось — и это была основная идея — создание инструментария долгосрочного инвестирования денежных средств. Тогда были заложены эти штрафы на инвестдоход. Но никто не предполагал в этот момент времени, что будет заморозка новых взносов. Поэтому сейчас счета растут только благодаря инвестдоходу, и размеры штрафов становятся колоссальными, бессмысленными и неэффективными".

Те, кто решат перейти из ПФР в негосударственные фонды, потеряют доход за три года. Удержанный инвестдоход направляется в резерв ПФР. Эти средства служат "подушкой" безопасности в рамках системы гарантирования. В частности, из этих денег будет пополняться инвестпортфель фонда, если на пятилетнем горизонте будет получен убыток, пояснили Business FM в Центробанке. Ассоциация пенсионных фондов неоднократно обращалась к правительству с предложением изменить действующий порядок переходов, говорит руководитель аналитической службы АНПФ Евгений Биезбардис:

Евгений Биезбардис руководитель аналитической службы АНПФ "Мы оценивали потери в 40 млрд рублей, пока наша оценка сохраняется. Хотя это довольно предварительные расчеты. Мы считаем, что уже пора изменить механизм перевода средств, потому что сейчас застрахованное лицо обращается к новому страховщику, зачастую через агентов. Агенты иногда не сообщают о возможных потерях. Мы считаем, что нужно защитить клиентов, защитить застрахованных лиц от преждевременных, необдуманных решений".

В прошлом году власть анонсировала пенсионную реформу, а именно введение Индивидуального пенсионного капитала (ИПК), который будет пополняться за счет самих работников. Звучало предложение перевести накопления "молчунов" в баллы. В связи с этим многие поспешили покинуть государственный Пенсионный фонд, чтобы не расставаться с пенсионными деньгами. Было бы логично,в связи с подобными предложениями, разрешить переходить в новую систему без потери инвестдохода.

Пенсионный фонд России переведет почти 235 млрд рублей в НПФ. После этого его доля на пенсионном рынке составит меньше 43%. Суммарно во всех НПФ будет находиться более 2 трлн 300 млрд рублей. Под управлением ВЭБа на 600 млрд меньше. Первый зампред ЦБ Сергей Швецов оценил общую потерю инвестдохода граждан в 70 млрд рублей за прошлый год — данные как по государственному, так и по негосударственным фондам, пишет BFM.

Россияне меньше всего боятся бедной старости

Уровень опасений по поводу негативных сценариев развития экономики в России выше, чем в среднем в мире. К такому выводу пришли аналитики международного рекламного холдинга Havas Media на основе глобального исследования "Money, Money, Money". Опрос 12 тыс. респондентов был проведен в 2016 году в 37 странах.

Более всего россияне опасаются реализации следующих сценариев: дефолт государства (56% опрошенных), необходимость финансово поддерживать своих взрослых детей (50%), потеря инвестиций (46%). Первая тройка экономических страхов в мире выглядит несколько иначе — за рубежом больше всего боятся оказаться без средств в старости (39%), потерять инвестиции (33%) и способность оплачивать текущие счета (33%). В России, наоборот, беспокойство о финансовом положении в старости находится в рейтинге страхов на предпоследнем месте (30%). По мнению авторов исследования, это обусловлено большей распространенностью долгосрочного планирования в западных странах — россияне скорее живут одним днем. При этом если за рубежом на первых местах рейтинга стоят страхи за себя, то в России в большинстве случаев беспокоятся о близких. На последнем месте и в России (30%), и в мире (16%) находится страх оказаться беднее друзей и родственников.

В будущем, по мнению большинства россиян (70%), все меньше благ будет доставаться им бесплатно (в мире так считают 85%). При этом половина опрошенных считают, что их детям уготовано больше проблем с финансами. Такое видение будущего, по мнению аналитиков, подталкивает людей к позитивному настрою на труд — 90% готовы работать больше, чтобы получать больше, лишь 10% согласны меньше работать и меньше получать (в мире только три четверти опрошенных готовы отдавать работе больше усилий и времени). При этом лишь треть россиян настраивают своих детей на карьеру и высокую зарплату как на основное мерило счастья, что тем не менее является самым высоким показателем среди опрошенных стран. В мире 80% родителей "подталкивают своих детей выбирать будущую профессию сердцем, а не кошельком" — в России таковых две трети, что, как объясняют авторы исследования, связано с большим социальным расслоением в РФ, "Коммерсант".

Федеральный трансферт ПФР до 2020 г. будет расти даже медленнее, чем экономика

Как и в случае с федеральным бюджетом, консолидированная бюджетная система России, как предполагается, станет сбалансированной с 2019 года: в следующем году ее дефицит составит 1,5% ВВП, в 2019 году — 0,95% ВВП. Разница между собственными доходами федерального бюджета и собственными расходами, около 4% ВВП, как и ранее, в основном уйдет на трансферт Пенсионному фонду — впрочем, стараниями Минфина размер этого перечисления, несмотря на проблемную демографическую ситуацию и рост числа пенсионеров, будет сокращен с 3,44% ВВП в 2018 году до 3,12% в 2020-м, пишет "Коммерсант".

Прогноз динамики доходов и расходов консолидированной бюджетной системы РФ опубликован в составе приложений к пакету бюджета на 2018–2020 годы, внесенному в прошлый четверг в Госдуму. Расчеты “Ъ” по этим данным Минфина показывают, что, несмотря на проблемы региональных бюджетов 2015–2017 годов, консолидированная бюджетная система РФ, как предполагается, будет сбалансированной (с дефицитом менее 1%) уже в 2019 году. Согласно данным прогноза, консолидированный дефицит бюджетной системы в 2018 году составит 1,457 трлн руб. (1,5% ВВП), в 2019 году он снизится до 0,947 трлн руб. (0,95% ВВП), а в 2020 году — до 0,921 трлн руб. (0,85% ВВП). То есть сокращается даже номинальный объем дефицита, а, следовательно, и потребность в займах бюджетной системы — напомним, существенное превышение расходов регионов над доходами в 2015–2016 годах вызвало региональный кризис и рост внутреннего долга регионов.

Напомним, с точки зрения принятой бюджетной методологии РФ федеральный бюджет остается дефицитным и в 2018 году (1,3% ВВП), и далее, и федеральный дефицит остается главной причиной существования дефицита во всей системе. Впрочем, собственные доходы федерального центра за счет устройства налоговой системы и потоков средств внутри бюджетной системы всегда превышают его расходы без учета трансфертов. В 2018 году, исходя из прогноза Минфина, собственные федеральные расходы составят 11,452 трлн руб., что на 3,804 трлн руб. (3,9% ВВП) превысит его общие доходы. В 2019 году «избыток» увеличится до 4,13% ВВП, в 2020-м вернется к 3,87% ВВП.

Почти весь объем этого "избытка" уходит не в регионы, а на трансферт Пенсионному фонду России (ПФР). Сам ПФР обеспечивает собственные расходы доходами от сборов на 60%, отметим, впрочем, что расходы ПФР — это не только страховые пенсии. В 2018 году перечисления федерального бюджета в ПФР составят 3,39 трлн руб.; чуть меньше, 3,34 трлн руб., в 2019 году и чуть больше, 3,44 трлн руб.,— в 2020-м. На деле это достаточно большое достижение Минфина: в пересчете на доли в ВВП масштаб трансферта сократится с 3,44% в 2018 году до 3,12% в 2020-м. Учитывая, что все это происходит на фоне продолжающегося роста продолжительности жизни, роста доли пенсионеров в населении РФ и формальной обязанности ПФР индексировать большую часть пенсий по инфляции,— это довольно значимая составляющая бюджетной консолидации.

Ситуация с региональными бюджетами (региональный и муниципальный уровень бюджетной системы) сложнее. Формально без учета трансфертов из других частей бюджетной системы они более дефицитны, чем федеральный бюджет: их доходы без трансфертов меньше общих расходов на 1,75% ВВП в 2018 году, эта разница сократится до 1,45% в 2020 году. Однако основная часть этой разницы — перечисления из Фонда обязательного медстрахования в территориальные фонды ОМС: юридически доходы системы ОМС получаются ФОМС, а расходуются через трансферты на уровне регионов и муниципалитетов. С учетом этого обстоятельства собственные доходы регионов и муниципалитетов плюс трансферты (11,26 трлн руб. в 2018 году) почти равны их расходам (11,31 трлн руб.), размер «дефицита» на этом уровне чисто символический — 0,05% ВВП в 2018 году и 0,01% ВВП в 2020 году. Обратная сторона происходящего — не только необходимость централизованного перераспределения в системе ОМС, но и постоянная потребность бедных регионов в федеральных расходах на коммунальную инфраструктуру — цифры Минфина дают ограниченное представление о масштабах этого перераспределения.

Пенсионные фонды вывернут портфели

В борьбе за привлечение клиентов негосударственные пенсионные фонды (НПФ) намерены использовать новые аргументы. По собственной инициативе Ханты-Мансийский НПФ готов раскрыть структуру вложений вплоть до эмитентов, подобную практику предлагается закрепить на уровне отраслевых стандартов.

С инициативой раскрытия структуры активов в письме к членам Национальной ассоциации НПФ (НАПФ) (копия есть в распоряжении "Ъ") выступил президент Ханты-Мансийского НПФ Алексей Охлопков. Законодательных требований о публикации такой информации для НПФ пока нет. Часть ее — с разбивкой на классы активов и их доли в портфеле — обнародуют на своих сайтах единицы игроков. "Сейчас клиенты выбирают НПФ, не имея информации о качестве активов, без учета соотношения доходности к риску. Раскрытие вложений до эмитента на сайтах фондов мы предлагаем вести по итогам каждого месяца",— отметил господин Охлопков.

На первоначальном этапе портфели фондам предлагается раскрывать добровольно, затем утвердить такую норму как отраслевой стандарт. "Для клиентов это возможность увидеть, как зарабатывается реальная доходность, или понять, почему НПФ провалил этот показатель. И убедиться в том, что фонд не инвестирует в активы своих бенефициаров",— подчеркнул президент НАПФ Константин Угрюмов. Инициатива уже получила поддержку части игроков. Как сообщила гендиректор НПФ Сбербанка Галина Морозова, фонд раскроет инвестиционный портфель "в разрезе эмитентов по пенсионным накоплениям и пенсионным резервам" уже на этой неделе. "Раскрытие подобной информации всеми участниками рынка повысит прозрачность отрасли и положительно скажется на доверии клиентов",— уверена госпожа Морозова. Раскрыть структуру вложений готов и НПФ "Согласие". "Сейчас клиент видит только цифры доходности, но не понимает, что стоит за этими цифрами, какие активы в портфеле. Два совершенно разных портфеля могут показать сопоставимую доходность, притом что риски несопоставимы",— указывает гендиректор фонда Александр Вьюницкий.

 Свой рецепт повышения прозрачности отрасли есть у второго отраслевого лоббиста — АНПФ. По оценке исполнительного директора НПФ "Сафмар" Евгения Якушева, более информативным для клиентов был бы переход фондов на публикацию отчетности по GIPS (глобальный стандарт результатов инвестирования, см. "Ъ" от 27 марта). "Мы предлагаем раскрытие через использование специальной проформы, в которой будут указаны риски эмитентов и, соответственно, агрегированные риски портфеля НПФ",— отметил господин Якушев.

Хотя клиенты НПФ в большинстве своем не обладают достаточной квалификацией, чтобы анализировать качество и риски портфелей фондов, в получении такой информации заинтересованы эксперты и аналитики. Несмотря на условия конфиденциальности, зачастую даже в процессе рейтингования они сталкиваются с отказом фондов раскрывать свои инвестиционные портфели. "Формальная причина — опасения за утечку инвестиционных идей, но мы в некоторых случаях понимаем, что реальные опасения связаны с нежеланием показывать неликвидную часть портфелей и комментировать причины инвестирования в такие инструменты",— отмечает управляющий директор по корпоративным рейтингам "Эксперт РА" Павел Митрофанов. Раскрытие информации о вложениях не приведет к копированию инвестстратегий, уверен гендиректор УК "Тринфико" Дмитрий Благов: "Управление активами построено не только на выборе инструментов, но и на определении момента покупки и продажи". В целом же объективная оценка рисков фонда зависит от глубины раскрытия информации о его вложениях. "Бумаги разных выпусков одного эмитента могут значительно отличаться ликвидностью, обладать высоким рейтингом или распространяться по клубной подписке",— отмечает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин.

Позорные пенсионные решения

Профсоюзы критикуют пенсионную реформу правительства.

Глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов и министр труда Максим Топилин на расширенном заседании правления ПФР аккуратно обошли пенсионную реформу и налоговый маневр, разработанные Минфином. По их словам, система скоро станет независимой от трансфертов федерального бюджета. Финансовый блок правительства раскритиковал председатель Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков, объявив решение о передаче администрирования страховых платежей от ПФР налоговой службе "позорным".

Пенсионный фонд России подвел итоги работы в 2016 году. Антон Дроздов рассказал, что всего было собрано 4,1 трлн руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Это на 6,9% больше, чем в 2015 году. Сборы в Фонд обязательного медицинского страхования выросли на 9,2% и составили 1 трлн руб.

На пенсионное обеспечение ПФР потратил 6,5 трлн руб., на соцобеспечение — 571 млрд руб., на выплату материнского капитала — 365,2 млрд.

В этом году страховые пенсии неработающих пенсионеров будут проиндексированы в общей сложности на 5,8%, и средняя страховая пенсия по старости составит 13 655 руб. Работающим пенсионерам пенсию индексировать не будут.

Планируется, что доходы Пенсионного фонда будут расти в ближайшие три года и в 2019 году достигнут 8,9 трлн руб. Расходы увеличатся до 9,1 трлн руб. При этом трансферт из федерального бюджета в этом году составит 3,8 трлн руб., в следующем — 3,6 трлн руб., в 2019 году — 3,7 трлн руб. Зато должен вырасти объем собираемых страховых взносов с 4,1 трлн по итогам прошлого года до почти 5 трлн в 2019-м - пишет Gazeta.ru.

Стоит подчеркнуть, что из всего объема бюджетного трансферта на покрытие собственно дефицита системы пенсионного страхования идет менее трети. В 2017 году это 989,1 млрд руб., в 2019-м — 955 млрд. Доля трансферта в общих расходах на выплату страховых пенсий снизится с 15,4% в текущем году до 13,6% в 2019 году.

Министр труда и соцзащиты Максим Топилин отметил, что одной из ключевых задач "является уход от зависимости от трансфертов федерального бюджета".

"Мы с вами предприняли достаточно законодательных, организационных усилий с тем, чтобы постепенно двигаться в сторону классической страховой модели. И если в 2012 году трансферт составлял 3,1% ВВП, то в 2017 году по действующему бюджету он составит всего лишь 2,5% ВВП, в бюджете 2019 года — 2,2%», — сказал министр.

"То есть мы постепенно движемся к снижению доли трансферта и зависимости от федерального бюджета, — резюмировал он. — И это стратегическая задача".

Максим Топилин и Антон Дроздов все свои планы сверяют с действующей Стратегией развития пенсионной системы. Они не упоминали и не обсуждали предложения Минфина и Центрального банка, касающиеся пенсионной реформы и налогового маневра.

Минфин и ЦБ предлагают ввести систему индивидуального пенсионного капитала, к которой автоматически будут подключены все работающие граждане, и размер взносов в которую будет достигать 6% от размера заработной платы. Предусмотрена опция добровольного выхода из системы и налоговые льготы для участвующих в ней работников и работодателей.

Кроме того, Минфин предлагает провести налоговый маневр. Его смысл в снижении совокупной ставки взносов на пенсионное, медицинское и социальное страхование с нынешних 30 до 22% и одновременное повышение НДС с 18 до 22%.

Рапорт об успехах пенсионной системы прервал глава Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков. Он заявил, что сейчас «пытаются опрокинуть» действующую пенсионную систему, которая развивается в рамках ранее принятой стратегии. Он считает, что в пенсионную систему не стоит постоянно вносить изменения, поскольку она носит долгосрочный характер.

«Все потуги, особенно распиаренные вещи отдельных политиков и деятелей правительства, которые все время предлагают новации, которые противоречат стратегии, которая принята и всех устраивает, вызывают самые большие опасения», — заявил Шмаков.

Его беспокоит, что в социальную политику вносятся необдуманные коррективы. Некоторые предложения носят деструктивный характер, считает он. В качестве примера Шмаков привел решение о передаче функции администрирования страховых взносов от внебюджетных фондов Федеральной налоговой службе.

«Позорное решение, неправильное решение. Я уверен, что мы с вами еще при нашей жизни доживем до того, когда оно будет отменено, но вред системе страхования нанесен колоссальный», — заявил под аплодисменты зала.

Он считает, что передача сбора страховых взносов противоречит сути страхового принципа. Налоговики хорошо собирают плоские налоги. А когда требуется дифференциация и интеллектуальное усилие, то налоговая не может этого сделать, сказал Шмаков и получил новую порцию аплодисментов. По его мнению, будут постоянно возникать проблемы из-за того, что взносы собирает ФНС, а пенсионные права формирует ПФР.

«Нельзя разрывать процессы формирования финансовой базы Пенсионного фонда и последующего формирования пенсионных прав граждан», — уверен Шмаков.

Передача администрирования страховых взносов в ведение ФНС произошла 1 января 2017 года. Сейчас ПФР занимается тем, что сокращает работников, которые занимались этой работой. По словам Антона Дроздова, их около 12 тыс. С начала года было сокращено около 5 тыс. человек.

«По нашей информации, заявление о переходе в Налоговую службу было подано в декабре месяце порядка 1,7 тыс. человек, сейчас идет их процесс рассмотрения и трудоустройства», — сказал Дроздов.

Также Шмаков негативно отозвался и о последних реформаторских инициативах финансового блока правительства. Реализация этих предложений приведет, по его мнению, к исчезновению государственного пенсионного страхования, а действующая система будет заменена обычным государственным соцобеспечением по остаточному принципу.

"Все говорят: мы оторвались от совка, от Советского Союза, мы будем развивать рыночные финансовые механизмы. При этом пытаются удушить страховую систему и вернуться снова к социальному обеспечению по остаточному принципу", — говорит Шмаков.

Председатель ФНПР также выступил против обязательной накопительной системы и функционирования на ее основе негосударственных пенсионных фондов.

Удивительно, но выступавший следом за профсоюзным лидером вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Федор Прокопов был очень дипломатичен и не стал поддерживать однозначно сторону финансового блока правительства, хотя, казалось бы, бизнесу выгодно понижение страховых взносов.

Вопросы пенсионной реформы и налогового маневра Антон Дроздов прокомментировал позже, отвечая на вопросы журналистов.

Он, в частности, полагает, что надо дождаться итоговых предложений по системе индивидуального капитала, хотя в целом он не против нее.

"Нас в этой истории волнует вопрос, чтобы опять не было пересечения со страховыми взносами, которые идут в Пенсионный фонд, чтобы не было зависимости. Источники должны быть четко разделены", — сказал Дроздов.

Что касается налогового маневра, то, по словам главы ПФР, в фонд официальных документов это предложение не поступало. Он беспокоится, что в случае реализации этой инициативы увеличится дефицит средств Пенсионного фонда и придется соответственно нарастить трансферт из федерального бюджета. Объем выпадающих доходов может, по его словам, достичь 2 трлн руб.

Сотням россиян в прошлом году власти отказали в выплате пенсии, несмотря на достижение пенсионного возраста.

Как пишет издание "Мои года", с 2015 года страховая пенсия по старости назначается при соблюдении трех условий: возраст 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин; наличие необходимого страхового (трудового) стажа; достаточная величина индивидуального пенсионного коэффициента (балла). Третье условие, как отмечает сайт, фактически отменяет первые два.

Если раньше, чтобы уйти на пенсию по старости, достаточно было иметь пять лет трудового стажа, то с 2015 года продолжительность официального стажа ежегодно увеличивается на один год, и так будет до 2024 года включительно. В 2016 году обязательный стаж составлял 7 лет, в 2017 году потребуется уже 8 лет. С 2025 года для назначения пенсии нужно будет иметь не менее 15 лет страхового стажа.

Однако главное — величина индивидуального пенсионного коэффициента. Например, в Йошкар-Оле в 2016 году 62% отказов в назначении страховой пенсии было вызвано нехваткой пенсионных баллов, и это при наличии пенсионного возраста и необходимого трудового стажа.

С каждым годом количество отказов в назначении пенсии по старости будет расти. С 1 января 2015 года пенсия по старости назначается при величине индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионного балла) не менее 6,6, с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30 в 2025 году.

В 2016 году для выхода на пенсию кроме пенсионного возраста и необходимого стажа нужно было иметь 9 пенсионных баллов, в 2017 году их уже должно быть 11,4, в 2018-м — 13,8, и так по нарастающей.

Нехватка пенсионных баллов — следствие теневой занятости. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются с официальной оплаты труда: чем выше «белая» зарплата, тем выше пенсионный балл.

В той же Марий Эл 14 тысяч человек получают официальную зарплату ниже МРОТ, то есть менее 7,5 тысяч рублей. Если «белая» зарплата этих 14 тысяч человек не увеличится, то они могут официально работать и до 80 лет, но на страховую пенсию так и не заработают. Впрочем, социальную пенсию они получат при достижении 65 лет у мужчин и 60 лет у женщин, но она будет еще меньше, чем их нынешняя зарплата.

В Саратовской области в 2016 году отказали в назначении страховой пенсии по старости 396 жителям, а в Иркутской области ни с чем остались 470 человек. С пенсионным возрастом у этих людей, как в Марий Эл и в других регионах России, все в порядке, но вот с официальным стажем и тем более пенсионными баллами — проблемы.

Для пенсий подбирают стандарт

Клиенты негосударственных пенсионных фондов (НПФ) могут получить дополнительный ориентир для оценки их эффективности. Ассоциация НПФ (АНПФ) предлагает внедрить GIPS — глобальный стандарт результатов инвестирования. Участники отрасли считают, что более простым и информативным для клиентов стало бы раскрытие фондами информации по начисленной на счета доходности - "Коммерсант".

С инициативой внедрения GIPS (Global Investment Performance Standard) выступила саморегулируемая организация НПФ — АНПФ. "Введение единого стандарта на уровне СРО (в случае утверждения ЦБ станет обязательным для всех участников рынка) позволит однозначно определять результат инвестирования пенсионных накоплений. Клиенты смогут сопоставлять результаты фондов, базируясь не на заверениях самих НПФ, а на объективной стандартизированной информации",— отметил глава комитета по стратегии АНПФ Евгений Якушев.

Действующая система не предполагает обязательного раскрытия информации о чистой (начисленной на счета клиентов) доходности от размещения накоплений, эффективности работы по той или иной группе портфелей и пр. Сейчас НПФ раскрывают поквартально (прежде всего, через сайт ЦБ), как правило, только доходность инвестирования всего портфеля.

 

Стандарт GIPS включает в себя несколько разделов: исходные данные, методология расчетов, построение композитов (сложение портфелей в рамках единой инвестиционной цели или стратегии, расчет доходности композита), раскрытие информации, представление результатов и отчетности. В России GIPS внедряли управляющие компании "Альянс РОСНО управление активами" и "Альфа-капитал", однако широкого распространения эта практика не получила.

Наиболее реальный сценарий — внедрение не всего стандарта, а нескольких его составляющих. "С большой долей вероятности мы на российском рынке не сможем внедрить стандарты GIPS без их значительной доработки",— говорит президент НАУФОР (объединяет брокеров и управляющие компании) Алексей Тимофеев.

При этом выгоды от использования GIPS участникам отрасли неочевидны. "Существующий порядок расчета доходности ничем не хуже предлагаемого GIPS с точки зрения адекватности оценки результатов клиентом. Да, сравнивать результаты можно только на конец года, но чаще это и не нужно: сменить НПФ можно лишь раз в год",— отмечает гендиректор НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" Денис Рудоманенко. По словам главы НПФ "Национальный" Светланы Касиной, клиентов фонда интересует прежде всего начисленная на счета доходность, разобраться же в отчетности МСФО или GIPS смогут единицы. "Результаты инвестирования клиент сравнивает с понятным инструментом — депозитом или ориентиром — инфляцией",— добавляет она. Затраты же на внедрение GIPS, по оценке участников рынка, могут оказаться немалыми — около 1 млн руб. для управляющих компаний и значительно больше для НПФ.

Однако голая цифра доходности не позволит понять, с каким риском был получен результат. "Сейчас рынку не хватает качества в раскрытии информации по инвестированию. Появление же эталонных портфелей и композитов для сопоставления результатов поможет лучше понимать риски НПФ",— уверен управляющий директор по корпоративным рейтингам "Эксперт РА" Павел Митрофанов. Впрочем, задачу повышения прозрачности отрасли можно решить и менее сложными и затратными инструментами. "Начать можно с публикации инвестпортфелей, с расшифровкой бумаг и эмитентов",— отмечает гендиректор НПФ Сбербанка Галина Морозова.

Регулятор постепенно внедряет GIPS, но пока лишь в виде отдельных элементов. "Банк России в настоящее время не планирует введение глобального стандарта результативности инвестиций (GIPS) в качестве обязательного требования,— сообщили в пресс-службе ЦБ.— Отдельные элементы стандарта GIPS учитываются Банком России при разработке нормативных актов".

Молчание — враг доходности

У вас уже есть 10 млн рублей? Уверены, что сможете накопить их к старости и избежать нищеты в преклонном возрасте? Вы в меньшинстве. Подавляющее большинство наших граждан даже не представляют себе, насколько мизерными доходами обернутся их накопления.

Не 6%, а 12%

Новость прошла почти незамеченной. Первый зампред ЦБ Сергей Швецов публично признал, что 6% накоплений на пенсию — "очень минимальный уровень", возможно, понадобится 12%. Оговорился, правда, что и 6% дают "ощутимую прибавку к пенсии". А заодно сказал, что "должны быть какие-то калькуляторы, которые позволяют человеку прикинуть в сегодняшних ценах, что означает график накоплений".

По моему глубочайшему убеждению, это очень большая новость, настоящий прорыв.

Много лет в экономической аналитике и журналистике, несколько больших и маленьких (никогда не считал сколько) проектов в сфере финграмотности доказали мне:

почти единственный способ убедить нашего человека задуматься о личных финансах, а значит, и изменить финансовое поведение (чаще всего саморазрушительное) — доказать, что в старости его ждет нищета.

Или — что чуть более конструктивно и не столь безысходно — показать, сколько нужно скопить, чтобы избежать унизительной бедности к концу жизни.

И много лет я слышал от самых разных чиновников и функционеров, что так говорить им нельзя. Не поймут, дескать. Кто не поймет? Избиратели, население, начальство — вариантов было много. Ну, или еще не время — вот определимся с контурами пенсионной реформы, тогда и скажем.

Шли годы, реформа шла за реформой, ничего не менялось. Разве что про грядущую нищую старость объяснять стало проще.

Сделай сам

Тем более что калькуляторы — вроде тех, о которых говорил Швецов,— давно доступны. Если вообще нужны. Минимальная школьная алгебра, "Эксель", несколько правдоподобных допущений, полчаса времени — и перед вами табличка. Крайне, на мой взгляд, убедительная.

К ней, конечно, стоит дать несколько пояснений.

50 тыс. рублей в месяц как основа для расчетов взята не с потолка. В пенсионной индустрии принято считать, что начиная примерно с этого уровня зарплат возможны сколько-нибудь значимые сбережения. К тому же это сравнительно массовая зарплата для нелюмпенизированной части общества — столько или больше получает где-то треть занятых (точнее можно будет сказать в июле 2017-го, когда Росстат опубликует соответствующие данные).

4% инфляции — реверанс достижениям ЦБ в этой сфере. Но поскольку результат расчета — накопления через 20-30-40 лет приведены к сегодняшним рублям, цифра могла бы быть и другой.

Сценарий с номинальной доходностью накоплений в 11% (и реальной — в 7%) можно было бы не считать "сверхоптимизмом", если бы не явные симптомы долгосрочного застоя в экономике, совсем другая ситуация на рынке капитала, более благоприятная демография, иная динамика в образовании и т. д.

"Реалистичный" сценарий в моей таблице близок к доходности, которую пока показывали лишь далеко не худшие НПФ.

А "оптимистичный" — к доходности, которая в последние годы была доступна достаточно квалифицированному "сберегателю". Меньше, чем опытному инвестору, конечно.

Срок дожития взят чуть выше, нежели сейчас принято использовать в актуарных расчетах, намеренно. Наука не стоит на месте, продолжительность жизни растет.

Маловато будет

Чтобы не рассчитывать в старости только на крошечное пособие по бедности или инвалидности (а именно в эту сторону уверенно движется нынешняя система страховых пенсий), надо много копить и очень аккуратно распоряжаться накоплениями.

6% — мало, точнее, очень мало. Лишь при близком к фантастическому сценарии удастся выйти на накопительную пенсию в 60% зарплаты за 40 лет. Не хочется спорить о смысле слова "ощутимый" с зампредом ЦБ, но мне цифры из соответствующих строчек таблицы такими не кажутся.

12% и оптимистичный сценарий позволят выйти через 40 лет на 40%.

Более короткие сроки и более реалистичные доходности вложений приведут, прямо скажем, к копеечным результатам. Сейчас подобные суммы у будущих пенсионеров просто ежемесячно утекают сквозь пальцы.

Чтобы при зарплате в 50 тыс. рублей сохранить близкий к привычному уровень жизни в старости, нужно накопить порядка 10 млн рублей в сегодняшних ценах. В номинальных, будущих рублях — соответственно, в несколько раз больше.

Неожиданные последствия

Если слова Швецова не случайная оговорка, если политика умолчания уйдет в прошлое, если наши граждане не окончательные безумцы, неизбежен бум интереса к личным финансам, к корректному разговору о том, как правильно управлять деньгами. Хотя бы для того, чтобы пусть немного, но повысить доходность своих сбережений.

На запах этого интереса уже слетелись мошенники. Например, с обещаниями доходностей, от которых у профессионалов брови не уползают на лоб, а сразу улетают в стратосферу.

Их будет больше, значительно больше, если пропаганда финграмотности и дальше пойдет с теми же умолчаниями. Надежда лишь на то, что граждане РФ — не идиоты и шарлатанов научились обходить.

А если так, то очень скоро в России должны появиться и СМИ, посвященные личным финансам. Для массового читателя. Честные, понятные и не избегающие острых вопросов - "Коммерсант".