Евгений Якушев: проблемы, угнетающе действующие на пенсионную систему, должны быть решены в ближайшее время

Исполнительный директор АО НПФ "САФМАР" Евгений Якушев рассказывает Ирине Слюсаревой о том, как формировалась пенсионная индустрия в России, почему агенты НПФ стали финансовыми советниками и что является главным препятствием к формированию культуры сбережений "на старость" у российских граждан. (публикация НАУФОР)

В течение многих лет НПФ действовали совместно с государством, повышая уровень знаний россиян о пенсионной реформе

- Евгений Львович, как вы оцениваете нынешнее состояние пенсионного рынка?

- Основные тренды сейчас - консолидация пенсионного бизнеса и усиление регулирования. Однако чтобы пояснить, откуда возникла именно такая нынешняя ситуация, как она складывалась и какие имеет последствия в настоящем и будущем, есть смысл вернуться к самому началу, к моменту возникновения рынка.

Собственно говоря, мы разговариваем в преддверии заметного юбилея: в 2017 году индустрия НПФ отмечает 25-летие.

Основы этого рыночного института были заложены в 1992 году, когда вышел указ президента РФ № 1077 "О негосударственных пенсионных фондах". Принятый в рамках чрезвычайных полномочий президента РФ на период проведения экономических реформ, указ имел силу закона. После выхода этого документа в России появилось довольно много пенсионных фондов - около 350. Для их лицензирования в 1995 году была создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов (сейчас упраздненная). В 1996 году началось собственно лицензирование. 

Тогда всего было выдано порядка 400 лицензий НПФ, хотя работу с пенсионными средствами начали не все.

В 1998, как мы помним, в России произошел дефолт по ГКО, который повлиял, в первую очередь, на рыночные фонды: именно они переживали тогда основные трудности, многие уходили с рынка или присоединялись к более крупным НПФ. В этот период силу начали набирать корпоративные фонды. С 2002 года в стране была запущена система обязательного пенсионного страхования.

Поначалу в системе работали в основном те же корпоративные фонды, но со временем ОПС стали развивать и рыночные НПФ.

- Вы сказали, что сейчас происходит консолидация на рынке негосударственных пенсионных фондов?

- Сейчас ситуация такова: на топ-10 игроков приходится 80% рынка. Консолидация бизнеса происходит по нескольким причинам, в том числе и за счет ужесточения регулирования. 

Первоначально регулированием пенсионного рынка занималось министерство соцзащиты, при котором в 1995 году была создана инспекция НПФ. Затем функции по нормативно-правовому регулированию НПФ легли на созданную в 2002 году Федеральную службу по финансовым рынкам. Позже мегарегулятором всех финансовых рынков, в том числе и рынка НПФ, стал Банк России, который для контроля пенсионных фондов мог использовать дополнительно целый ряд инструментов, недоступных ФСФР. Центральный банк начал последовательную политику по ужесточению требований к НПФ.

Один из основных методов регулирования рынка НПФ - это разделение рисков банковского и фондового секторов. До определенного времени банковские активы были для пенсионных фондов инструментами с безрисковой доходностью. Причины понятны: список банков, допущенных к инвестированию пенсионных денег, определялся самим же Банком России.

Существовали специальные требования к банковским депозитам. Соответственно, если банк исключался из списка организаций, в которые регулятор разрешал инвестирование пенсионных средств, то он был обязан вернуть фонду все средства, включая накопленный инвестиционный доход. Это были очень комфортные условия, и пенсионные фонды не несли практически никаких рисков, размещая пенсионные деньги в крупнейших банках.

Но рыночные условия изменились. Желание регулятора разделить банковский и фондовый риски усилилось. Сейчас идет последовательное снижение доли вложений фондов в депозиты: изначально было 80%, сейчас планка опущена до 40%; планируется, что дальше она продолжит снижаться.

Еще одно важное нововведение, которое ввел Банк России, - это внедрение процедуры риск-менеджмента в НПФ. Регулятор считает, что в каждом НПФ, управляющим пенсионными накоплениями граждан, необходимо выстроить серьезную систему риск-менеджмента, так как фонд должен самостоятельно осуществлять контроль над всеми рисками, в том числе инвестиционными. Развитие и улучшение системы риск-менеджмента, возможно, связаны также с планами регулятора передать часть функций по управлению активами непосредственно пенсионным фондам, а также регулярно проводить стресс-тестирование НПФ.

Службы риск-менеджмента должны иметь модели стресс-тестирования по каждому инвестиционному инструменту и с их помощью оценивать каждое вложение в среднесрочной перспективе. Сейчас идет пилотное внедрение этого проекта, в котором участвует и наш фонд. 

Задача - оценить, как именно портфели НПФ могут реагировать на определенные колебания рыночной конъюнктуры.

Также идет дискуссия о том, как НПФ должны обеспечивать сохранность пенсионных средств своих клиентов. Это - глобальный спор. Существует банковский подход, изложенный в документах Базельского комитета по банковскому надзору и содержащий методические рекомендации в области банковского регулирования. Суть этого подхода коротко можно сформулировать так: средств финансовой организации должно в любой момент хватать на то, чтобы полностью покрыть убытки. Но, к сожалению, для НПФ этот метод не вполне подходит, поскольку обязательства пенсионного фонда растянуты на многие годы. Фонд ведет три раздельных баланса: по собственным средствам, пенсионным накоплениям и пенсионным резервам.

Поэтому целесообразно применять международные стандарты платежеспособности Solvency. У фонда есть «длинные» обязательства и «длинные» активы в портфеле, фонд должен регулярно осуществлять сравнение своего портфеля с обязательствами. У НПФ нет требований к моментальной ликвидности, их задача - выплачивать пенсии.

- Иными словами, новые требования регулятора повышают надежность НПФ?

- Все эти требования также увеличивают себестоимость работы пенсионных фондов. С одной стороны, такое регулирование улучшает качество работы НПФ и надежность фондов. С другой - небольшому пенсионному фонду непросто соответствовать этим требованиям и сложно найти источник для дополнительных расходов.

Сохранность пенсионных накоплений также повышает система гарантирования прав застрахованных лиц. Соответствующий закон предусматривает создание в России двухуровневой системы гарантирования пенсионных накоплений. Это, во-первых, резервы по обязательному пенсионному страхованию, создаваемые каждым страховщиком, а во-вторых, общенациональный фонд гарантирования пенсионных накоплений (ФГПН), находящийся в управлении Агентства по страхованию вкладов.

В рамках процедуры создания системы гарантирования Центральный банк провел жесткую проверку НПФ. Все фонды должны были акционироваться и войти в систему гарантирования. В ином случае они теряли лицензию на обязательное пенсионное страхование.

В настоящее время АСВ продолжает выполнять роль, во-первых, ликвидатора в отношении ряда НПФ, во-вторых, конкурсного управляющего по фондам-банкротам. Фонд «САФМАР» участвует в конкурсах по выплате пожизненных пенсий пенсионерам фондов-банкротов. В свое время «Европейский пенсионный фонд», который вошел в объединенный НПФ «САФМАР», был первым НПФом, выигравшим такой конкурс и получившим право выплачивать пожизненные пенсии пенсионерам обанкротившегося «Подольского НПФ». Нам передали списки клиентов, мы их всех нашли, выплатили задолженность и продолжаем выплачивать пенсию. Это уникальный механизм, мы первые среди негосударственных пенсионных фондов отработали его. И еще мы «подставили плечо»: те люди, которым уже назначили пенсию в НПФ, должны ее получить, несмотря на банкротство фонда. Сейчас пенсионеры еще нескольких НПФ были переданы на обслуживание в другие фонды.

- Но все-таки маленькие фонды тоже могут быть жизнеспособны?

- Когда мы говорим об увеличении регулятивных требований, то реально возникает вопрос, как выжить небольшим фондам. В этой связи в рамках ассоциации АНПФ мы поддерживаем предложения Банка России для банковского сектора о введении пропорционального регулирования. Мы хотим запустить дискуссию о том, как работать таким НПФ. Регулятор от дискуссии не отказывается.

Для небольших фондов, конечно, нужно снизить требования к собственному капиталу. Понятно, что 10 крупнейших игроков не смогут быстро и качественно охватить всю страну, так что каким-то образом надо развивать интеграцию с фондами поменьше.

С другой стороны, нужно определить дополнительные ограничения для таких фондов, например, жестко сузить инвестиционную декларацию, а также предложить им работать только с предприятиями, а не с физлицами.

- Если регулятор стал предъявлять определенные требования к фондам, то, стало быть, поменялись также подходы к управляющим компаниям?

- Поменялись, и для этого были причины. Кризис 2008 года создал прецеденты, снизившие доверие фондов к управляющим компаниям и институту доверительного управления. Некоторые из УК злоупотребили своими полномочиями в отношении пенсионных активов. Чтобы защитить свои интересы, негосударственные пенсионные фонды были вынуждены обращаться в правоохранительные органы, но результат удалось получить далеко не во всех случаях, поскольку многие управляющие компании были признаны банкротами. Доверие к рыночным структурам снизилось.

Следует сказать, что активы под управлением пенсионных фондов в настоящий момент достигли таких объемов, что внешняя компания уже не может предоставить гарантии сохранности и возвратности средств. Возможно, именно это и привело к тому, что появились предложения передать компетенцию по управлению активами в НПФ.

- Фактически пенсионные фонды станут выполнять функции управляющих компаний?

- У управляющих компаний всегда останется объем работы по инвестированию пенсионных средств. Но Центральный банк неоднократно заявлял, что не возражает против самостоятельного инвестирования фондов. В то же время регулятору нужно убедиться, что фонды обладают необходимой компетенцией в этой области. Скорее всего, консолидированную позицию и инвестиционную стратегию в дальнейшем будут формировать фонды. Возможно, НПФ также станут самостоятельно управлять частью инвестиционного портфеля пенсионных накоплений.

В настоящее время НПФ разрешено самим управлять инвестированием пенсионных резервов.

- Как крупный бизнес, зачастую считающийся несколько «неповоротливым», взаимодействует с клиентами?

- НПФ в этом плане уникальны: на сегодняшний день свои пенсионные сбережения хранят в фондах более 30 миллионов клиентов, это около половины экономически активных граждан страны! Рост их численности был реализован через созданную фондами систему агентских продаж. Агенты НПФ - это своего рода финансовые консультанты. Они рассказывают человеку, как можно копить на пенсию и что будет с его накоплениями при выборе того или иного варианта пенсионного обеспечения.

Планирование пенсии - это часть общей финансовой грамотности. В течение многих лет мы действовали совместно с государством, реализуя задачу повышения уровня осведомленности людей о пенсионной реформе и убеждая, что накопленная пенсия будет их «подушкой безопасности» на период, когда они прекратят трудовую деятельность. При этом понятно, что уровень дохода у людей разный, так что наши консультанты предлагали еще и инвестиционные продукты.

Но государство постоянно меняет правила игры. Например, сейчас Минфин и Банк России предложили перейти на новую пенсионную модель и реализовать в России концепцию индивидуального пенсионного капитала. У россиян понимания, что это такое и почему государство считает необходимым вводить новые пенсионные механизмы, нет.

Поверят ли люди в новую модель? Смогут ли доверять государству? Увидят ли смысл формирования пенсионных накоплений или решат, что лучше жить только сегодняшним днем? 

Неопределенность на рынках и неопределенность государственной политики - главные препятствия к тому, чтобы сформировать у людей культуру сбережений.

- Как сегодня осуществляются переходы из одного НПФ в другой? Как агенты привлекают клиентов?

- НПФ создали огромную агентскую систему, которая работала во всех уголках России. Но отдельные недобросовестные агенты начали заниматься фальсификацией документов. А неправомерный перевод может привести к отзыву лицензии! Поэтому фонды стали создавать барьеры по допуску агентов к работе. Каждый агент должен был пройти верификацию, мы (работая тогда в присоединенном к НПФ «САФМАР» Европейском пенсионном фонде) устроили тотальный контроль заключения договоров, выстроили модель управления операционными рисками. Затем перешли к работе в банках и сейчас заключаем договоры об обязательном пенсионном страховании только в банковских отделениях.

Еще один немаловажный нюанс. Инвестиционный доход при инвестировании средств пенсионных накоплений начисляется каждый год, но его фиксация происходит лишь каждые пять лет. И если человек уходит из фонда раньше, чем завершится этот пятилетний период, то инвестиционный доход он теряет. Cейчас средний счет застрахованного лица составляет около 70 тысяч рублей, инвестиционный доход может составить существенную сумму. Здесь очень важно проинформировать клиентов обо всех тонкостях смены фонда, о возможной потере инвестиционного дохода. Мы активно поддерживаем предложение Ассоциации НПФ о том, что договор следует заключать с новым фондом, а заявление подавать в текущий НПФ. Это позволяет фонду проинформировать клиента о размере инвестиционного дохода. Сейчас обсуждается метод реализации этого предложения.

Решение о «заморозке» пенсионных накоплений, то есть о моратории на передачу их в НПФ, создало очень большую неопределенность в пенсионной отрасли. И еще мешают некорректные высказывания отдельных должностных лиц. Помните, был инцидент, когда представитель социального блока правительства сказал, что граждане России потеряли в негосударственных пенсионных фондах 200 миллиардов рублей. Правда, потом оказалось, что не 200 миллиардов, а 60. И НПФ не потеряли их, а заработали…

- Но осадок остался…

- Как говорится, «ложечки нашлись, но осадочек-то остался» от таких заявлений. Ведь была проделана большая работа по преобразованию пенсионного рынка России. Было принято решение об обязательном акционировании негосударственных фондов, о создании системы гарантирования прав застрахованных лиц. И вот акционирование прошло, систему гарантирования создали в 2014 году, но пенсионные деньги в систему не вернули. В следующие годы было принято решение снова их «заморозить».

В результате, если раньше обязательное пенсионное страхование рассматривалось гражданами страны как откладывание денег на будущее, как способ иметь больше источников дохода после выхода на пенсию, то теперь эти деньги стали называть «выпадающими доходами».

Здесь стоит вернуться к общему разговору о пенсионной системе, которая, по сути, является общественным договором между работниками и пенсионерами. В соответствии с этим договором работающие откладывают часть заработанных средств, из них выплачиваются текущие пенсии, а работающие рассчитывают в будущем на такое же пенсионное обеспечение для себя. Но по факту нынешнее поколение пенсионеров получает самые высокие пенсии. Дальше эти выплаты будут только снижаться за счет демографических факторов. Во-первых, идет старение населения, во-вторых, выходит на пенсию поколение послевоенных бебибумеров, в-третьих, в трудовые отношения вступает поколение внуков войны. Все эти факторы действуют в одну сторону: число работающих уменьшается. На этом фоне растет количество самозанятого населения. Есть также проблема индивидуальных предпринимателей, досрочных пенсий.

В свое время - в период роста экономики - было принято решение повышать пенсии. Сейчас мы видим, что государство иногда не в состоянии выполнить свои социальные обязательства по выплате пенсий. Обеспечивать адекватный уровень пенсий для различных экономических групп населения и отвечать долгосрочным демографическим угрозам можно только при условии сохранения многоуровневой пенсионной системы, объединяющей перераспределительные и накопительные принципы. Именно такая система рассматривается большинством экспертов как наиболее стабильная архитектура. И именно она строилась в России с 2002 года, а сейчас ее принципы постепенно изменяются. Если необходимы какие-то компромиссные решения, то их позволит найти только публичное обсуждение всех предлагаемых изменений.

Проблемы, угнетающе действующие на пенсионную систему, должны быть решены в ближайшее время. Накопительная система может стать поддержкой для наиболее активных людей, для тех, кто хорошо зарабатывает. Но здесь важна последовательная политика государства. Как можно накапливать в условиях высокой инфляции или в ситуации, когда обменный курс может резко и сильно измениться? Когда все пенсионные накопления могут изменить свой статус? В этой связи основными факторами развития пенсионной системы являются ее стабильность, долгосрочность и прогнозируемость.

В странах, где снижается роль обязательных государственных пенсионных систем, развиваются добровольные пенсионные программы. Природа не терпит пустоты. Люди хотят, выходя на пенсию, сохранить привычный уровень жизни. Для этого созданы различные финансовые инструменты. И хотя в нашей стране пока что доминирует идея работать до смерти, я надеюсь, что ситуация начнет меняться - в том числе благодаря и нашим усилиям.

До трети пенсионных накоплений НПФ разместят самостоятельно

Расширение возможностей негосударственных пенсионных фондов (НПФ) по самостоятельному инвестированию приведет к сокращению доходов управляющих компаний (УК). Однако масштабного отказа от их услуг в ближайшее время ждать не следует, тем более что через них бенефициары крупных пенсионных групп извлекают доходы. При этом серьезно сэкономить на экспертизе инвестиционных решений фондам не удастся, а вот дублирования функций и роста расходов на первоначальном этапе избежать нереально, пишет "Коммерсант".

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" оценило перспективы переформатирования взаимоотношений НПФ и управляющих компаний. По результатам опроса 59 УК, большинство из них (40%) ожидают, что НПФ будут самостоятельно инвестировать от 10 до 30% от общего объема пенсионных накоплений. По мнению 37,5% опрошенных компаний, НПФ готовы самостоятельно размещать не более 10% пенсионных накоплений. Еще 15% компаний сходятся во мнении, что НПФ смогут инвестировать от 30 до 50% накоплений. И лишь 7,5% компаний уверены, что НПФ под силу разместить самостоятельно более 50% накоплений. По оценке управляющего директора по корпоративным рейтингам "Эксперт РА" Павла Митрофанова, в свете внедрения риск-менеджмента и собственной инвестиционной экспертизы часть кэптивных УК крупных групп будет ликвидирована.

Расширение возможностей НПФ по самостоятельному инвестированию Банк России анонсировал в конце прошлого года, причем получение дилерской лицензии рассматривалось как возможный, но не обязательный сценарий (см. "Ъ" от 16 ноября 2016 года). В настоящее время НПФ могут самостоятельно инвестировать лишь пенсионные резервы, да и то в ограниченный круг активов. Пенсионные накопления НПФ размещают управляющие компании. Теперь же экспертиза инвестрешений, по сути, перемещается в НПФ — так, по запросу фонда управляющие компании должны будут согласовывать выполняемые в его пользу сделки (см. "Ъ" от 28 февраля).

 В какие именно инструменты смогут самостоятельно размещать НПФ пенсионные накопления, вопрос открытый. Как отмечает директор департамента инвестирования и доверительных операций НПФ Сбербанка Василий Иванов, "крупные фонды уже обладают экспертизой по оценке качества активов и кредитных рисков". По его мнению, "логично предоставить НПФ возможность инвестировать в депозиты, краткосрочные ОФЗ, а также долгосрочные облигации, удерживаемые до погашения". С этими инструментами не требуется совершать частых сделок, а доходность по ним будет зафиксирована до окончания срока их существования. Исполнительный директор НПФ "Сафмар" Евгений Якушев прогнозирует, что фондам предоставят возможность вкладывать самостоятельно средства "в значимые с политической точки зрения проекты, например, инфраструктурные или приватизационные". Еще масштабнее видит их перспективы гендиректор НПФ "Будущее" Николай Сидоров: "Целесообразно предоставить фондам весь спектр доступных финансовых инструментов для инвестирования пенсионных накоплений, но на первоначальном этапе ограничить инвестирование в производные финансовые инструменты".

На первоначальном этапе дублирование функций приведет лишь к росту расходов НПФ. "Возлагая на НПФ ответственность за инвестиционные решения управляющих компаний, Банк России заставляет фонды, по существу, дублировать экспертизу управляющей компании и увеличивать издержки, с которыми связан текущий контроль",— говорит президент НАУФОР (объединяет управляющие и брокерские компании) Алексей Тимофеев. Как он прогнозирует, смешение ролей НПФ и УК приведет к перетоку специалистов в фонды, снижению конкуренции между управляющими компаниями за работу с пенсионными фондами и, как следствие, качества управления пенсионными накоплениями. Однако, по оценке участников отрасли, в будущем экономия на услугах управляющих компаний позитивно отразится на клиентах фонда. "Доходность к распределению на счета застрахованных лиц может повыситься на 0,3-0,6% годовых в зависимости от размера вознаграждения УК",— оценивает Василий Иванов.

Время для перестройки взаимоотношений УК и НПФ есть. "Банк России не возражает против расширения возможностей НПФ по самостоятельному инвестированию, но это возможно только после полноценного запуска системы управления рисками НПФ, формирование которой должно завершиться к февралю 2018 года",— сообщили в пресс-службе ЦБ. Но и к повальному отказу от услуг управляющих компаний получение НПФ возможностей по самостоятельному инвестированию не приведет. "Через дивиденды кэптивных управляющих компаний бенефициары крупных пенсионных групп извлекают доход в 5-7 млрд руб. в год. НПФ смогут выплачивать дивиденды лишь через три-четыре года, до этого срока от услуг кэптивных УК фонды массово отказываться не будут",— прогнозирует господин Митрофанов. Небольшим региональным фондам также выгоднее работать с УК, не расширяя штатов, отмечает Николай Сидоров. Тем более что независимая экспертиза рыночных управляющих компаний позволяет небольшим НПФ диверсифицировать риски и провести оптимальный отбор вложений.

Глава ассоциации НПФ считает повышение пенсионного возраста необходимым

Повышение пенсионного возраста в России является непопулярным, но необходимым решением для реформирования всей конструкции пенсионной системысчитает президент Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) Сергей Беляков.

"Повышение пенсионного возраста, конечно же, непопулярная мера, но это необходимо для того, чтобы перенастроить пенсионную систему таким образом, чтобы она была более сбалансированной и более устойчивой к внутренним и внешним рискам", - заявил он на круглом столе "Повышение пенсионного возраста – повышение пенсии", прошедшем в международном мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня".

По его словам, значимые риски в этой сфере - ослабление экономики в сочетании с ухудшением демографической ситуации, сокращение количества работающих, которые приносят деньги для того, чтобы формировать базу для выплаты текущим пенсионерам, увеличение количества пенсионеров, сокращение доходов тех, кто работает и формирует базу для выплаты неработающей части общества.

"Повышение пенсионного возраста - непопулярное, сложное, но необходимое, на наш взгляд, решение в части реформирования всей конструкции пенсионной системы. При повышении пенсионного возраста увеличивается продолжительность трудового стажа человека, соответственно увеличивается период, в течение которого человек может накопить на свою пенсию", - пояснил Беляков.

Стареющая экономика

Президент АНПФ отметил, что в России принципиальным образом меняется демографическая ситуация таким образом, что уже кажется недостижимым комфортное соотношение численности трудоспособного населения и лиц пенсионного возраста.

Согласно прогнозам, число таких лиц на 1 тысячу человек трудоспособного возраста к 2030 г. может достичь 531 против 427 в 2016 году. Повышение пенсионного возраста представляется одним из способов сгладить такую траекторию, сказал он.

Согласно презентации АНПФ, 25-33% пенсионеров продолжают работать после выхода на пенсию и составляют до 18% рабочей силы в частном секторе. "Эти цифры показывают, что пенсионеры не просто готовы работать после выхода на пенсию, но, скорее, вынуждены работать, потому что уровень пенсионного обеспечения настолько низок, что текущие потребности он покрыть не может", - отметил Беляков.

Кроме того, в России растет доля людей старшего трудоспособного населения, при этом снижается доля трудоспособного населения и не растет доля лиц моложе трудоспособного возраста, что демонстрирует отсутствие базы, за счет которой могло бы прирастать трудоспособное население. "Мы не молодая экономика с точки зрения людей, которые заняты в экономике, мы - стареющая экономика", - подчеркнул он.

В России растет ожидаемая продолжительность жизни при рождении. "Люди живут дольше, и при том, что люди живут дольше, оставлять уровень пенсионного возраста на прежнем уровне, который был установлен почти 100 лет назад, наверное, не совсем разумно", - отметил Беляков.

По его словам, в поддержку повышения пенсионного возраста говорит и сохраняющийся дефицит пенсионного фонда, при котором текущие взносы обеспечивают только две трети страховых пенсий. Эксперт также подчеркнул, что повышение пенсионного возраста является необходимой, но не достаточной мерой, а для того, чтобы сделать пенсионную систему устойчивой, необходимо улучшать все ее элементы, сообщает Прайм.

Пенсионный фонд "Открытия" будет финансироваться ЦБ

Глава ВТБ 24 Михаил Задорнов рассказал в интервью газете "Ведомости", что фондирование НПФ "Открытия"» произойдет за счет средств Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС). "У НПФ потребуется анализ инвестиционных портфелей, его не так долго и не так сложно провести. Думаю, потребуется довнесение активов",— добавил он.

Что касается "Росгосстраха", господин Задорнов заявил, что фондировать его продолжит сам банк. "У "Росгосстраха" ситуация сложная, но достаточно ясная. Мы проходили это в группе ВТБ, пусть и на меньшем масштабе. Хоть это и сложный кейс, но там понятны действия. Задача — построить бизнес-модель "Росгосстраха" с выходом в ноль. До этого банк будет финансировать этот отрицательный cash flow",— пояснил глава ВТБ 24.

Всемирный банк ожидает снижения на 10% работоспособного населения России к 2030 г.

К 2030 г. в России численность трудоспособного населения снизится на 10%, заявил ведущий экономист по России Всемирного банка Апурва Санги. Его цитирует "Прайм". Он назвал это "дополнительным фактором напряженности, налагающим бремя на пенсионную систему".

Ранее министр экономического развития Максим Орешкин отмечал, что демографическая ситуация в России - одна из самых тяжелых в мире. По прогнозу его ведомства, страна будет в ближайшие пять-шесть лет терять примерно по 800 тыс. трудоспособных человек ежегодно. Минимум рождаемости в России был зафиксирован в 1999 г., сейчас этим людям по 18 лет, они входят в состав рабочей силы.

Cтавки отчислений НПФ могут привязать к доходности

Хотя в результате взносы в фонд гарантирования вырастут, такой подход отбивает аппетит к риску у НПФ и чреват снижением начисляемых на счета клиентов доходов

"Ъ" стали известны новые детали проводимых Банком России изменений системы гарантирования пенсионных накоплений. Ставки по отчислениям НПФ в соответствующий фонд регулятор может сделать плавающими, привязав их к доходности от размещения пенсионных накоплений. Хотя в результате взносы в фонд гарантирования вырастут, такой подход отбивает аппетит к риску у НПФ и чреват снижением начисляемых на счета клиентов доходов.

Введение плавающей системы ставок отчислений в фонд гарантирования пенсионных накоплений (его формирует Агентство по страхованию вкладов, АСВ), по сведениям источников "Ъ", предложено в рабочей версии плана ("дорожной карты") ЦБ по развитию финансового рынка до 2018 года. Такая мера прописана в разделе "развитие инструментария сглаживания негативного эффекта на финансовый рынок". Она предполагает "определение плавающих ставок отчислений в фонд гарантирования в зависимости от средней доходности в системе ОПС". Сроки реализации предложения — уже второе полугодие 2017 года. В действующей редакции "дорожной карты", размещенной на сайте ЦБ, такого пункта нет. "Дорожная карта на 2017 год находится в стадии обсуждения, дополнительные комментарии преждевременны",— сообщили в пресс-службе ЦБ.

В настоящее время в системе гарантирования пенсий АСВ состоит 41 НПФ. Совокупный объем пенсионных накоплений в этих фондах на 30 сентября 2016 года составлял около 2,1 трлн руб. Как вчера сообщили в АСВ, фонд гарантирования пенсий составляет 593 млн руб.

В настоящее время отчисления НПФ в фонд гарантирования являются фиксированными. До 2016 года они составляли 0,0125% от суммы пенсионных накоплений в НПФ (с дисконтом 2,5%), с 2017 года до 2023 года величина взносов вырастет вдвое — до 0,025%. По решению совета директоров ЦБ, в случае двукратного сокращения фонда гарантирования взносы могут быть увеличены до 0,05%. Источником отчислений является доход от инвестирования пенсионных накоплений, однако в случае его нехватки отчисления идут из собственных средств (капитала) фондов. При этом о возможности расширении действия системы гарантирования пенсий (не только на основную сумму накоплений, но и на инвестдоход на уровне не ниже инфляции) в конце прошлого года заявлял первый зампред ЦБ Сергей Швецов. По его оценке, реализация подобной инициативы повысит доверие граждан к пенсионной системе и мотивирует их к самостоятельному формированию пенсионного капитала, который должен прийти на смену ОПС с 2019 года.

Инициатива введения плавающих ставок взносов в фонд гарантирования с рынком пока не обсуждалась, отмечает гендиректор НПФ "Будущее" Николай Сидоров. "Инструментарий может быть разным, но в целом расширение гарантирования на весь объем средств на счету клиента НПФ, по аналогии с банковскими вкладами, абсолютно логично",— говорит господин Сидоров. Впрочем, по мнению исполнительного директора НПФ "Сафмар" Евгения Якушева, в условиях заморозки новых взносов по ОПС привязка отчислений в фонд гарантирования к инвестиционному доходу не выглядит сбалансированным решением. И большинство опрошенных "Ъ" участников отрасли при этом высказывают опасение, что введение плавающих ставок отобьет у фондов аппетит к риску. "Переход на увеличение взноса в зависимости от размера полученного дохода выглядит противоречивым, поскольку будет дестимулировать фонды получать высокую доходность",— говорит президент НАПФ Константин Угрюмов. Как он отмечает, повышение взносов потребует дополнительных затрат от НПФ, что чревато снижением начисляемой на счета клиентов доходности. "Логичнее привязывать размер индивидуальной ставки к показателю совокупного риска по конкретным портфелям",— считает гендиректор "ЛУКОЙЛ-Гаранта" Денис Рудоманенко.

По оценке участников рынка, вероятность повышения ставок отчислений в фонд гарантирования весьма высока, хотя и в среднесрочной перспективе. "Регулятор последовательно повышает требования к риск-менеджменту, качеству вложений НПФ, что снижает вероятность развития негативного сценария для крупных и средних игроков",— отмечает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин. По его мнению, фонд гарантирования может быть задействован, "если попытки небольших НПФ по продаже бизнеса крупным группам не увенчаются успехом", пишет "Коммерсант".

ЦБ меняет правила инвестиций для НПФ

Банк России существенно сузил возможности по размещению пенсионных накоплений НПФ в банковские активы. Взамен фонды получат право инвестировать в акции высокотехнологичных компаний. Размен, по оценке участников рынка и экспертов, неравноценный.

Вчера Банк России объявил о направлении на регистрацию в Минюсте новой версии постановления, устанавливающего ограничения на инвестирование пенсионных накоплений НПФ. "Новые требования будут способствовать увеличению вложений НПФ в реальный сектор, включая высокотехнологичные отрасли",— подчеркивается в сообщении регулятора. Текста документа в свободном доступе пока нет, хотя отдельные его положения ЦБ вчера раскрыл, пишет "Коммерсант".

Из принципиально новых возможностей НПФ, прописанных в документе, лишь покупка за счет пенсионных накоплений акций высокотехнологичных предприятий (с капитализацией не менее 6 млрд руб.), допущенных к торгам в сегменте "РИИ-Прайм" Московской биржи. Другие положения в том или ином виде рынку уже известны (см. "Ъ" от 8 июня, 24 августа и 20 сентября 2016 года). В итоге в нем осталась возможность инвестировать в недвижимость через приобретение паев инвестиционных фондов (для неквалифицированных инвесторов), не имеющие рейтинга облигации (включенные в высший котировальный список), а также сохранить до погашения ипотечные сертификаты участия (ИСУ, с оценкой от "надежного оценщика").

 Однако шансов на то, что НПФ смогут широко воспользоваться новыми возможностями для инвестирования, немного. Совокупная доля высокорисковых вложений, к которым относятся ИСУ, облигации без рейтинга и акции высокотехнологичных компаний, ограничена 10% от активов фондов. "По нашим оценкам, доля подобных инструментов в портфелях НПФ в среднем превышает 20%,— говорит директор департамента риск-менеджмента "ЕФГ Управление активами" Александр Баранов.— Для приобретения акций компаний инноваций или паев ПИФов управляющим средствами пенсионных накоплений НПФ придется прежде реализовать инструменты на сумму около 250 млрд руб.". Вложения в стартапы предусматривают формирование дополнительных резервов, что может привести к снижению прибыли по МСФО, указывает руководитель НПФ из топ-10 по активам.

При этом заданный Банком России тренд на последовательное снижение банковских вложений НПФ (сейчас они могут составлять 40%, к 1 января 2019 года эта доля снизится до 30%) в новом варианте документа стал еще жестче. Расширена расчетная база по таким вложениям: теперь ее дополнят короткие (до трех месяцев) депозиты и облигации, а также средства на расчетных счетах. "В связи со снижением ставок по депозитам приоритетным для нашего фонда направлением инвестирования являются облигации предприятий реального сектора",— отмечает директор департамента инвестирования и доверительных операций НПФ Сбербанка Василий Иванов. "Сокращение лимита на вложения в банковский сектор нас не затрагивает",— уверен он. Впрочем, не все участники пенсионного рынка настроены столь оптимистично. "По итогам кампании по переводу накоплений ее лидеры покажут значительный нетто-приток средств, при получении которых перекрыть лимит ЦБ на банковские вложения проще простого",— указывает руководитель крупного НПФ. Как отмечает гендиректор НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" Денис Рудоманенко, за номинальным расширением на самом деле стоит фактическое сужение инвестиционных возможностей: уменьшается доля банковского сектора, составляющего почти весь денежный рынок, более половины облигационного и четверть рынка акций. "НПФ будут вынуждены отказаться от принятия какого-либо значимого риска по портфелям. А это чревато падением доходности",— предостерегает эксперт.

ЦБ: россияне готовы отдавать на пенсию от 1 тыс. до 6 тыс. руб. из зарплаты

Более половины граждан России могли бы перечислять из зарплаты в добровольные пенсионные накопления (система индивидуального пенсионного капитала, ИПК) от 1 тыс. до 6 тыс. уб. в месяц, показало исследование Банка России, сообщила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в Совете Федерации. Не планируют участвовать в добровольной системе около 18% граждан.

"Мы не видим большой вероятности того, что будут разморожены пенсионные накопления", - сказал Набиуллина, объясняя необходимость системы ИПК.

Новая система индивидуального пенсионного капитала, предложенная Минфином и ЦБ, будет носить добровольный характер, но предполагать автоподписку - т. е. граждане будут включаться в нее по умолчанию с возможностью отказа от участия, отметила Набиуллина.

"Конечно, готовность (участия граждан ) завит от стимулов, которые предложит государство, поэтому мы сейчас с правительством обсуждаем стимулы, в том числе льготы по подоходному налогу для того, чтобы для граждан и работодателей эта система была привлекательной. Мы считаем, что это возможно, я надеюсь, что это обсуждение дойдет до законопроекта2, - сказала председатель ЦБ.

В сентябре прошлого года Минфин и ЦБ представили новую систему, которая предполагает вместо обязательных взносов работодателя добровольные взносы работника с возможным соплатежом работодателя и участием бюджета. Граждане к системе ИПК будут подключены автоматически, по умолчанию взнос установят в 0%. В течение переходного периода работник может сам определить размер взноса, этот размер не ограничен. У тех, кто этого не сделает, взнос начнет повышаться на 1 п. п. в год, пока не достигнет 6%, передает "Интерфакс".

Доходность молчунов ВЭБа превысила 10% годовых

Доходность инвестирования средств пенсионных накоплений, находящихся под управлением Внешэкономбанка (ВЭБ), в 2016 г. составила 10,53% годовых, свидетельствуют данные ВЭБа, опубликованные в среду, 8 февраля. Годовая доходность расширенного инвестиционного портфеля за I квартал 2016 г. составляла 11,7%, за первое полугодие – 11,5%, а за девять месяцев – 11,2%. Таким образом, 4 кв. оказался худшим для молчунов.

В 2015 г. доходность от инвестирования средств молчунов была выше – 13,15%, в 2014 г. – всего 2,68%. Таким образом, за последние три года доходность составляла 8,69%.

Ранее два крупных частных пенсионных фонда (НПФ) также опубликовали свои показатели. Доходность счетов клиентов по накоплениям НПФ «Газфонд пенсионные накопления» (шестой по пенсионным накоплениям пенсионный фонд на 30 сентября 2016 г.) по итогам прошлого года составила 11,03% годовых, а НПФ «ВТБ пенсионный фонд» (седьмой по величине пенсионных накоплений) – 10,31% годовых.

Доходность «Росвоенипотеки» от инвестирования временно свободных средств военной ипотеки в 2016 г. составила 13,3% годовых за счет вложений в долгосрочные – до двух лет – депозиты. При этом лимиты по инвестициям пенсионных накоплений и временно свободных средств военной ипотеки схожи.

Инфляция за весь прошлый год составила 5,4%, что явилось минимумом за всю новейшую историю России, напоминают "Ведомости".