Он обогнал по размеру пенсионных накоплений прежнего лидера – фонды владельца группы «Алор» Анатолия Гавриленко.
Среди российских частных пенсионных фондов (НПФ) появился новый лидер по накоплениям – НПФ Сбербанка, который обогнал фонды владельца группы «Алор» Анатолия Гавриленко, объединившиеся в апреле в один фонд. Согласно данным, размещенным на сайте фонда, на конец I квартала этого года он аккумулировал 435,2 млрд руб. пенсионных накоплений (также у фонда было 18,7 млрд руб. пенсионных резервов). В фонде было 6,8 млн клиентов по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) и свыше 600 000 участников по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО).- пишут "Ведомости".
В апреле НПФ «Газфонд пенсионные накопления» («Газфонд ПН») завершил объединение других фондов, подконтрольных Гавриленко, – НПФ «Промагрофонд», «КИТ финанс» и «Наследие». В результате пенсионные накопления НПФ «Газфонд ПН» составили 425 млрд руб. (пенсионные резервы – 16 млрд руб.). Количество клиентов в объединенном фонде превысило 6 млн человек, следует из данных на сайте фонда. Его представитель уточнил, что количество застрахованных лиц составляет 6,1 млн человек, и подтвердил остальные данные на сайте.
На конец 2016 г. пенсионные фонды Гавриленко были лидером по количеству собранных пенсионных накоплений – 402 млрд руб. (резервы – 15,9 млрд руб.), следует из данных Центробанка. В фондах было 6,05 млн застрахованных лиц. В Сбербанке же было 353,2 млрд руб. накоплений (18,2 млрд руб. резервов) и 4,3 млн человек. За НПФ Сбербанка следовали контролируемые группой «Открытие» фонд «Лукойл-гарант» и НПФ электроэнергетики. Суммарно их пенсионные накопления составляли 343,4 млрд руб. (резервы – 70,4 млрд руб.).
По итогам переходной кампании прошлого года они не могли обогнать НПФ Сбербанка. Он, как следует из опубликованных данных, в 2016 г. привлек 2,6 млн клиентов. Фонд «Лукойл-гарант» – всего 298 774, а НПФ электроэнергетики – 25 459, знают два человека, знакомые с предварительными данными Пенсионного фонда России (ПФР). Исходя из среднего пенсионного счета россиянина, составляющего около 70 000 руб., суммарно за год они не могли привлечь больше 22,7 млрд руб. Представители «Лукойл-гаранта» и НПФ электроэнергетики не предоставили данные на апрель этого года (в этом месяце подходит к концу переходная кампания).
На 4-м и 5-м месте с большим отрывом на конец 2016 г. находились две группы – «Будущее» и «Сафмар». ФГ «Будущее» в своих фондах аккумулировала 263,3 млрд руб. накоплений (резервы – 28,5 млрд руб.), НПФ «Сафмар» и «Доверие», входящие в промышленно-финансовую группу (ПФГ) «Сафмар», совместно собрали 252,7 млрд руб. накоплений (8,7 млрд руб. резервов). Представитель пенсионного дивизиона ПФГ «Сафмар» и представитель ФГ «Будущее» не предоставили данные на апрель этого года.
«НПФ Сбербанка растет более агрессивными темпами, чем все фонды, объединившиеся в «Газфонд ПН», поскольку размер его сети уступает только размеру сети «Почты России», а возможности привлечения НПФ «Газфонд ПН» ограничены лишь собственной агентской сетью и его банками-партнерами», – говорит гендиректор компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. «На привлечение новых клиентов для НПФ Сбербанка работает узнаваемый, известный бренд, а также умение кредитной организации работать с населением», – добавляет директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин. Комиссии за заключение договоров по НПО и ОПС у НПФ Сбербанка в прошлом году составили 1,3 млрд руб., годом ранее – 751 млн, а в 2014 г. – 223 млн, следует из отчетности фонда по РСБУ.
Околеснов считает, что динамика опережающего роста НПФ Сбербанка сохранится и в будущем году разрыв между ним и его конкурентами только увеличится. «Сейчас НПФ будут апеллировать к тому, что деньги, которые находятся в частных фондах, не будут переведены в баллы, как у молчунов, а за счет этих средств будет формироваться первоначальный взнос внедряемого индивидуального пенсионного капитала», – полагает Ногин. Это может привести к активизации перетоков в фонды, а Сбербанк здесь обладает преимуществами как крупнейший розничный банк, заключает он.
Подавляющее большинство негосударственных пенсионных фондов (НПФ) из топ-20 по итогам 2016 года показали рост прибыли. Высокий результат обеспечили два ключевых слагаемых: приток средств "молчунов" и инвестдоход от размещения в корпоративные бонды и ОФЗ. Вместе с тем прибавка на счетах клиентов фондов не будет столь же весомой — часть прибыли уже ушла на оплату услуг кэптивных УК, а также направлена на резервы, которые потребуются фондам для прохождения стресс-тестов.
Как следует из отчетности по российским стандартам крупнейших по активам НПФ (к понедельнику ее не опубликовали лишь фонд "Благосостояние", НПФ электроэнергетики и Большой пенсионный фонд), работающих с пенсионными накоплениями и резервами, 2016 год был удачным для большинства из них. Их активы выросли за год почти на 34%, до 2,6 трлн руб. (в том числе за счет 259 млрд руб. "молчунов"--клиентов ПФР, см. "Ъ" от 6 мая 2016 года). Прибыль до налогообложения увеличилась на 58%, до 212 млрд руб.
Безусловным лидером роста прибыли до налогообложения по итогам 2016 года стал НПФ "Газфонд" (рост в 3,45 раза, до 38,65 млрд руб.). Почти втрое выросла прибыль НПФ "Согласие" (до 4,7 млрд руб.), вдвое — у НПФ "Транснефть" (до 7,8 млрд руб.). "Основным источником роста прибыли стал двукратный рост объема пенсионных накоплений (с 22,2 млрд до 48 млрд руб.) за счет привлечения клиентов по итогам переходной кампании 2015 года",— говорит гендиректор АО "НПФ Согласие" Александр Вьюницкий. "На прибыль нашего фонда (33,6 млрд руб., рост в 1,65 раза.— "Ъ") в первую очередь повлияло увеличение в 1,5 раза пенсионных активов",— отмечает гендиректор НПФ Сбербанка Галина Морозова. Дополнительным источником роста прибыли стала переоценка портфеля корпоративных облигаций в условиях снижения ключевой ставки ЦБ. "Размещаясь в корпоративные бонды, НПФ получали доходность в 12-12,5% годовых, инвестированием в более рисковые активы, например акции, крупные игроки не увлекались",— поясняет директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин. "В 2016 году у многих НПФ еще действовали депозиты с относительно высокими ставками",— отмечает управляющий директор по корпоративным рейтингам "Эксперт РА" Павел Митрофанов.
При этом в абсолютных цифрах выросли и расходы НПФ на оплату услуг управляющих компаний. Совокупные выплаты вознаграждения УК достигли 20,5 млрд руб., что в 1,5 раза выше показателя 2015 года. "Большинство крупных игроков работает в основном через кэптивные УК, для бенефициаров фондов это источник извлечения доходов от бизнеса, дивиденды фонды смогут платить не ранее 2019-2020 годов",— называет одну из причин роста расходов собеседник "Ъ" из фонда, входящего в топ-20. Как он отмечает, для кэптивных УК уровень вознаграждения составляет 8-9% от дохода от инвестирования, для рыночных компаний этот показатель будет ниже в 1,5-2 раза. "По факту у ряда игроков отчисления в УК рассчитываются от стоимости чистых активов и могут превышать 25-30% от прибыли. Чем больший доход НПФ перераспределит через свою аффилированную управляющую компанию, тем больше получит бенефициар",— указывает первый вице-президент Национальной ассоциации НПФ (НАПФ) Сергей Эрлик. "За последние пять-семь лет рынок уже сложился и комиссии достигли некоего равновесного значения. Ниже — нерентабельно для УК, выше — не позволяет высокая конкуренция на рынке",— отметила начальник отдела по работе с институциональными инвесторами "Райффайзен Капитала" Юлия Беренда. Кроме того, как поясняют участники рынка, часть прибыли фонда может быть направлена в резервы, они могут быть востребованы при прохождении НПФ стресс-тестов (стартуют со второго полугодия текущего года, см. "Ъ" от 11 апреля).
Хотя рост прибыли НПФ — безусловный плюс для клиентов фондов, однако прибавка на счетах будет не столь значительной. "Фонды удачно инвестировали в инструменты с фиксированной доходностью и длительным сроком погашения на фоне высоких ставок, в результате доходность пенсионных накоплений превысила 10% годовых",— отмечает замгендиректора НПФ "Газфонд Пенсионные накопления" Иван Евстифеев. К настоящему времени лишь половина крупных фондов, раскрывших бухгалтерскую отчетность, опубликовали и доходность от инвестирования накоплений. Однако во всех случаях она не превысила 12% годовых - "Коммерсант".
Традиционно в первом квартале рынок доверительного управления демонстрирует резкий рост показателей. За три месяца 2017 года активы под управлением 15 крупнейших УК превысили 4,2 трлн руб., прибавив с начала года 9,4%. Объем рынка рос в первую очередь за счет пенсионных накоплений, перечисленных из ПФР в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). В дальнейшем рост отрасли будет во многом зависеть от индивидуального доверительного управления средствами состоятельных и розничных инвесторов, - пишет "Коммерсант".
Рейтинговое агентство "Эксперт РА" подвело предварительные итоги деятельности крупнейших управляющих компаний (УК) за первый квартал 2017 года. В отчетном периоде вновь произошла смена лидера — за отчетный период компании бизнеса "Сбербанк Управление активами" увеличили активы под управлением на 17%, до 482 млрд руб., вернувшись на первую строчку рейтинга. Занимавшая первую строчку по итогам прошлого года УК "Лидер" завершила минувший квартал снижением активов на 5,3%, до 400,6 млрд руб. В результате разнонаправленных движений разрыв между крупнейшими компаниями расширился с 11 млрд руб. в третьем квартале до 81 млрд руб. Тройку лидеров замыкают компании бизнеса "ВТБ Капитал Управление инвестициями", их активы выросли на 5,3%, до 400 млрд руб.
По словам представителей "Сбербанк Управление активами", помимо роста активов институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховых компаний), значительный рост интереса к инвестиционным продуктам проявили частные инвесторы. В "Лидере" на запрос "Ъ" относительно изменений позиций в рейтинге вчера не ответили. По оценке управляющего директора по корпоративным рейтингам "Эксперт РА" Павла Митрофанова, возможно, часть активов могли перевести непосредственно из-под управления "Лидера" на близкие компании — "ТКБ Инвестмент Партнерс" или "Прогрессивные инвестиционные технологии". "Если оценивать рынок на уровне неформальных групп, то активы под управлением УК группы "Газфонда" и УК "Лидер" преодолели в первом квартале 1 трлн руб.",— отмечает господин Митрофанов.
В целом объем активов у 15 крупнейших УК вырос за квартал на 9,4% и достиг 4,24 трлн руб. Рост активов, как и в предыдущие годы, был во многом обеспечен поступлениями пенсионных накоплений. В конце марта Пенсионный фонд России (ПФР) перечислил в НПФ более 234 млрд руб. пенсионных накоплений по итогам переходной кампании за 2016 год. В выигрыше, как обычно, оказалось ограниченное число управляющих компаний, которые в рамках группы имеют НПФ, вступившие в систему гарантирования прав застрахованных лиц до 1 января. По оценкам гендиректора "Альфа-Капитала" Ирины Кривошеевой, уже стало традицией, что в начале года приток средств от ПФР положительно сказывается на активах ограниченного количества компаний, по большей части кэптивных.
Впрочем, некоторым компаниям удалось продемонстрировать рост выше рынка за счет других сегментов — индивидуального доверительного управления и ПИФов. Так, "Газпромбанк — Управление активами" за квартал увеличил активы под управлением почти вдвое: с 150 млрд руб. до 271,4 млрд руб. "Если говорить об ожиданиях от второго квартала и от полугодия, то мы, безусловно, ожидаем позитивную динамику, но с меньшими темпами",— отмечает директор по связям с общественностью "Газпромбанк — Управление активами" Валерий Ли.
Пенсионные деньги пока еще остаются для управляющих ключевым источником прироста активов, однако уже во втором квартале их влияние снизится. По словам председателя совета директоров "ВТБ Капитал Управление активами" Владимира Потапова, в этот период основной прирост активов в ДУ будут обеспечивать состоятельные инвесторы, которые раньше размещали депозиты под относительно высокие ставки в валюте. "В настоящее время эти депозиты заканчиваются, а новые ставки, которые им готовы предложить банки, не устраивают инвестора",— отмечает господин Потапов. По словам Ирины Кривошеевой, снижение ставок затрагивает не только состоятельных инвесторов, но и широкую розницу, которая рекордными темпами наращивает вложения в паевые фонды. По оценкам "Ъ", основанным на данных НЛУ, за первый квартал инвесторы вложили в розничные ПИФы почти 10 млрд руб., что в три раза перекрыло показатель начала предшествующего года. "С учетом сохраняющегося тренда на снижение банковских ставок привлечения в ДУ физических лиц могут побить рекордные результаты 2016 года",— считает госпожа Кривошеева.
"Молодые" состоятельные пенсионеры, готовые покупать высокотехнологичную электронику, дорогие лекарства, ездить на отдых за границу,— явление последнего времени. Кто они, "Огоньку" объяснила Оксана Синявская, заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ
— Может ли эта армия потенциальных потребителей со стабильным доходом стать движущей силой экономики?
— Такая группа потребителей сейчас только появляется в крупных городах. У них есть спрос на товары и услуги относительно высокого качества. Но пока доля таких обеспеченных пенсионеров невелика, чтобы стать экономическим стимулом для развития бизнеса. А в средних и малых городах, не говоря уже о сельской местности, ситуация намного тяжелее. Эффект для экономики будет тогда, когда не отдельные группы, а основная масса пенсионеров будет хорошо жить. Со временем доля пожилых в потребительском сегменте экономики у нас будет увеличиваться. И в целом это хорошо, ведь они — люди со стабильным и предсказуемым доходом. Если это будет сопровождаться ростом доходов и увеличением продолжительности жизни, причем здоровой жизни, то, естественно, будет увеличиваться спрос на высококачественные товары и услуги медицины, туризма, культуры, социального обслуживания. Но вряд ли это скоро произойдет.
В развитых странах потребительский спрос пенсионеров стал мощным стимулом лишь после 30 лет экономического роста. Еще в середине прошлого века пожилые люди в большинстве стран Европы были очень бедными. Но там создали устойчивые пенсионные системы, включающие в себя и государственные, и профессиональные (отраслевые, корпоративные) пенсионные программы, а также личные пенсионные накопления самих людей. У нас же основной доход пожилых — это государственные пенсии.
— Мы с вами говорим о группе людей, вышедших на пенсию раньше установленного для всех возраста. А кто они?
— Во-первых, люди, служившие в силовых структурах,— Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ и в других ведомствах. Таких у нас около 2,5 млн человек. И они получают свои пенсии через свои структуры, это статьи, "зашитые" в бюджеты ведомств, эксперты их не видят. Открытой информации о том, каков размер этих пенсий, нет, но на основе опросов можно предположить, что они выше того, что получают все остальные. Но кроме военных есть еще и "гражданские" пенсионеры-досрочники, деньги которым выплачиваются из ПФР. Мы уникальная страна: у нас досрочников больше, чем где-либо.
— А сколько их, досрочников?
— Гражданских пенсионеров в трудоспособном возрасте примерно 2,8 млн человек. 2,5 млн, как мы уже сказали, военных. Кроме того, в ПФР числятся еще 8,6 млн человек уже пенсионного возраста, вышедших на пенсию досрочно некоторое время назад. То есть у нас каждый третий пенсионер по старости — досрочник. А есть еще пенсионеры по инвалидности и по потере кормильца, которые также получают пенсию в трудоспособном возрасте.
— Досрочники и есть главная причина проблем в нашей пенсионной системе?
— Серьезная, но не главная, хотя у нас гораздо больше пенсионеров, чем людей пенсионного возраста. На самом деле в нынешнем виде институт досрочных пенсий создает преференции работодателям, предлагающим рабочие места с досрочным выходом на пенсию, ведь за это часто платит не этот работодатель, а мы с вами. В других странах занятость в тяжелых или вредных условиях труда компенсируется или более высокой зарплатой, или профессиональной пенсией от работодателя.
— Сколько денег идет на досрочные пенсии?
— Если не принимать в расчет пенсионеров-силовиков, то расходы на выплату пенсий по старости в трудоспособном возрасте составляют около 401 млрд рублей, из которых 85 млрд оплачивается за счет дополнительных страховых взносов работодателей. А еще 316 млрд рублей, или около 0,4 процента ВВП, покрывает федеральный бюджет.
— Можно ли сократить досрочные пенсии?
— Попытки такие предпринимаются. Полностью реформировать досрочные пенсии по старости нельзя, не затрагивая силовиков. Ведь понятно, что они, выходя на пенсию в 40-45 лет, в большинстве своем молоды и здоровы. Насколько государство готово к тому, чтобы пересмотреть условия их выслуги лет, пока непонятно. Но кроме силовиков у нас значительную часть досрочников составляют люди, работавшие в условиях Крайнего Севера. С ними тоже непросто, ведь не только работодатели, но и само государство заинтересовано в том, чтобы люди продолжали жить в северных регионах.
— А есть ли еще категории досрочных пенсионеров, которые государство не решается реформировать?
— Это врачи и учителя. Они выходят на пенсию после выработки 25-30 лет стажа. Такая норма появилась в 1990-е годы, когда государство хотело таким образом как-то поддержать эти группы работников. Заработки у них и сейчас невысокие, а тогда были совсем нищенские. При этом 90 процентов учителей и врачей продолжают работать после назначения пенсий на том же самом рабочем месте. Но сокращение досрочных пенсий если и даст экономию, то небольшую. Такая реформа необходима скорее с точки зрения социальной справедливости, а не финансового эффекта.
— А что даст больший выигрыш?
— Безусловно, повышение пенсионного возраста.
— Сейчас опять оживились разговоры на эту тему...
— Дискуссия ведется уже лет 20, и каждый раз она обостряется в момент кризиса. На официальном уровне предложения повысить возраст инициируются в основном из фискальных интересов, когда надо снизить пенсионные расходы и трансферт из федерального бюджета в пенсионную систему. Тема набила оскомину, но решение так и не принято. Хотя помимо финансовых есть социальные и экономические аргументы, почему возраст повышать нужно и можно. И даже демография в последние годы этому благоприятствует. Но благоприятный момент, когда можно было достаточно безболезненно начинать повышать пенсионный возраст, упущен.
— И когда был этот момент?
— В 1990-х годах или в начале нулевых, когда эти процессы начались в Центральной и Восточной Европе. Есть хорошие примеры среди наших соседей, например, в странах Балтии — Латвии, Литве, Эстонии. Они повышали пенсионный возраст с середины 1990-х медленно: литовцы по 4 месяца в год, латыши — по 6, потом по 3 месяца в год, эстонцы — по полгода в год, и сейчас во всех трех странах женщины и мужчины выходят на пенсию в 62-63 года. И только теперь они планируют дальше повышать возраст до 65 лет. Такой темп позволяет людям и работодателям адаптироваться, снижает социальную напряженность. Отрицательный пример — Грузия, в 1996 году повысившая возраст сразу на пять лет, и пять лет на пенсию там никто не выходил. Мы начало этого процесса постоянно откладываем и загоняем себя в сложную ситуацию. Дело в том, что от финансистов уже звучат предложения повышать пенсионный возраст ускоренным темпом год в год. Но это значит, что у нас какое-то время работники просто не будут выходить на пенсию. Не думаю, что по социальным и политическим аргументам это возможно.
— Есть ли расчеты, каков будет у нас экономический эффект от повышения пенсионного возраста?
— Мировой опыт показывает, что при повышении пенсионного возраста возникает ряд положительных экономических эффектов, связанных с увеличением числа занятых работников. То есть одновременно растут доходы пенсионной системы и сокращаются ее расходы. При условии, конечно, что повышение возраста не происходит резко и рынок труда успевает адаптироваться.
Беседовал Александр Трушин
Если государство примет решение повысить пенсионный возраст, это позволит ощутимо увеличить размеры страховых пенсий за счет роста поступлений в Пенсионный фонд, сообщил «Известиям» федеральный чиновник. По подсчетам Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) при Минфине, если повысить возраст выхода на пенсию до 63 лет для мужчин и женщин, то к 2030 году средний размер пенсии может увеличиться на 30% в реальном выражении, или на 4 тыс. рублей (до 17 тыс. рублей). При этом, подчеркивает источник «Известий», необходимо будет законодательно установить, что сэкономленные средства пойдут именно на повышение пенсий. Рост доходов пенсионеров, в свою очередь, может придать дополнительный импульс экономике страны.
Официально правительство пока не давало поручения о проработке вопроса повышения пенсионного возраста, сообщили
«Известиям» в различных ведомствах. Тем не менее кулуарно разговоры об этом в Белом доме ведутся, утверждают три источника «Известий» в правительстве. Среди аргументов «за» обсуждается, в частности, что повышение пенсионного возраста может сопровождаться увеличением размеров страховых пенсий за счет сэкономленных средств, пояснил один из федеральных чиновников. Экспертные расчеты на эту тему уже существуют — их сделали в НИФИ и в Центре стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, где пока держат эту информацию в секрете.
Если начать повышать пенсионный возраст до 63 лет для мужчин и женщин уже в 2019 году, то к 2030-му размер пенсий в среднем увеличится на 30% в реальном выражении с учетом инфляции — такой оценкой поделились с «Известиями» в НИФИ.
— То есть, если сейчас средняя пенсия составляет 13 тыс. рублей, то в 2030 году в нынешних ценах она составит 17 тыс. рублей. То есть повышение пенсионного возраста в данной конфигурации даст дополнительную индексацию на 4 тыс. рублей, — сообщил «Известиям» директор НИФИ Владимир Назаров.
Он подчеркнул, что на начальном этапе индексация могла бы быть небольшой: всего 1–2% в год. При составлении расчетов экспертная группа исходила из того, что пенсия будет индексироваться как неработающим, так и работающим пенсионерам. По словам эксперта, если пенсионный возраст будет увеличен, то правительство сможет индексировать пенсию работающим пенсионерам, потому что работают сейчас как раз пенсионеры в возрасте до 65 лет.
Федеральный чиновник подчеркнул, что темпы повышения пенсионного возраста могут быть разными. Например, возможен вариант повышения пенсионного возраста с меньшим шагом на начальном этапе и с последующим его увеличением.
По мнению источника «Известий», близкого к правительству, необходимо сразу установить, что сэкономленные средства бюджета от повышения пенсионного возраста пойдут именно на увеличение пенсий, а не на какие-либо другие нужды государства. Исключением может быть только финансирование дефицита бюджета Пенсионного фонда, на которое федеральный бюджет ежегодно тратит около 1 трлн рублей.
— В самом начале повышения пенсионного возраста надо предусмотреть механизм, чтобы та экономия, которую дает повышение пенсионного возраста, в какой-то своей части шла на индексацию пенсий.
У нас система очень разбалансирована, и всё отдать только на повышение пенсий нельзя. Что-то надо отдать на дефицит пенсионной системы. Можно просто зафиксировать нынешний трансферт и не снижать его. Всё остальное пошло бы на рост пенсий, — предложил он.
По оценке руководителя аналитической службы Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) Евгения Биезбардиса, ежегодное повышение пенсионного возраста на полгода принесет прибавку в страховую часть в 350 рублей (то есть плюс 5%).
— Впоследствии численность пенсионеров будет увеличиваться, а количество вновь выходящих на пенсию, скорее, уменьшится, так что в будущем прибавка может быть чуть выше, — пояснил свои расчеты Евгений Биезбардис.
В пресс-службе Минфина «Известиям» сообщили, что не поручали внешним экспертам делать такие расчеты, а вопрос пенсионного возраста находится в компетенции социального блока правительства. Туда же адресовали и в пресс-службе Минэкономразвития. В Минтруде от комментариев отказались.
Повышение пенсионного возраста в существующих условиях приведет к снижению количества пенсионеров и выплат со стороны ПФР, но увеличит нагрузку на другие фонды — соцслужбы и Фонд медицинского страхования, опасается руководитель отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент» Сергей Звенигородский.
В целом увеличение пенсионного возраста не может быть панацеей для бюджета и баланса ПФР, убежден эксперт.
— Общемировая статистика показывает, что увеличение пенсионного возраста экономит только прямые государственные расходы на один вид пенсии. При этом увеличиваются потери в других ее видах, и уже через несколько лет необходимо искать новые методы сокращения дефицита. Ни одна страна такого финансового механизма не придумала, пока что все просто отодвигают решение проблемы, — отметил он.
Однако увеличение пенсий может иметь также и благоприятные макроэкономические последствия в виде роста потребления. Например, разовая выплата пенсионерам в январе позволила получить рост ВВП за этот месяц, докладывал ВЭБ.
Решения о пенсионном возрасте в правительстве пока нет. Социальный блок традиционно выступает против повышения пенсионного возраста. Минфин же предлагал повысить возраст выхода на пенсию, поскольку это позволит лучше сбалансировать пенсионную систему без повышения страховых взносов. Сторонником повышения пенсионного возраста является и Алексей Кудрин, в макроэкономическую стратегию которого эта инициатива будет вписана.
НПФ «Промагрофонд» создал резервы под обесценение купленных на пенсионные накопления облигаций.
Частный пенсионный фонд (НПФ) «Промагрофонд», который в начале апреля наряду с НПФ «КИТ финанс» и «Наследие» был присоединен к «Газфонду пенсионные накопления» (все фонды подконтрольны владельцу группы «Алор» Анатолию Гавриленко), создал резервы под обесценение корпоративных облигаций, в которые были вложены пенсионные накопления, на 2 млрд руб., свидетельствуют материалы его отчетности по РСБУ за 2016 г. (в четверг прямая ссылка на документ отсутствовала на странице фонда в сети интернет). На запрос «Ведомостей», в связи с чем были созданы резервы, представитель НПФ не ответил.
Похожую сумму «Промагрофонд» через управляющую компанию (УК) «Прогрессивные инвестиционные идеи» и через УК «ТКБ инвестмент партнерс» вложил в облигации Резервной трастовой компании (РТК). В понедельник суд удовлетворил требование УК «Прогрессивные инвестиционные идеи» о банкротстве компании.
Согласно последней отчетности РТК, управляющий НПФ «Промагрофонд» через суд пытался взыскать с нее 1,1 млрд руб. неисполненных обязательств по облигациям. УК «ТКБ инвестмент партнерс» в мае подала аналогичный иск – на 1,1 млрд руб.
Однако не только «Промагрофонд» владел облигациями РТК. Аналогичные иски теми же УК по тем же бондам были поданы по средствам пенсионных накоплений НПФ «КИТ финанс» – на 1,8 млрд руб. и НПФ «Наследие» – на 1,2 млрд руб. Таким образом, фонды Гавриленко, вошедшие в «Газфонд ПН», вложили в облигации РТК примерно 5 млрд руб. Объединенный «Газфонд ПН» аккумулировал более 400 млрд руб. пенсионных накоплений, таким образом, вложения в облигации РТК составляют примерно 1% от всего портфеля.
Облигации РТК были размещены в марте 2012 г. Весь выпуск на 5 млрд руб. был выкуплен компанией «Алор брокер» (входит в ГК «Алор» Гавриленко), а организацией размещения занималась также дружественная компания «Алор инвест» (тоже входит в ГК «Алор»). Как, впрочем, и все остальные выпуски облигаций.
УК «Прогрессивные инвестиционные идеи» в 2008 г. предоставляла РТК заем на 300 000 руб. УК «Агана» (20% принадлежат Гавриленко) в 2009 г. приобрела акции РТК по закрытой подписке на 15 млн руб. Также неоднократно УК «Лидер» приобретала векселя РТК на сотни миллионов рублей.
Взамен РТК финансировала проекты самого «Лидера», приличная часть которых была связана с инфраструктурой. Фонды покупали облигации РТК, которая инвестировала средства в строительство ледового дворца «Волга-спорт-арена» в Ульяновске (строительство велось по концессионному соглашению «Лидера» и Ульяновской области, см. врез), рассказывает сотрудник одного из рейтинговых агентств.
«Финансирование компанией «Волга-спорт» организовано путем размещения облигаций на 1,9 млрд руб. Источники финансирования – средства НПФ, находящиеся в доверительном управлении ЗАО «Лидер», – говорилось в пресс-релизе УК. Впоследствии между руководством «Лидера» и РТК произошел конфликт, знает сотрудник рейтингового агентства: «А поток инвестиционных доходов возобновлялся за счет новых выпусков облигаций». Выход из проектов был затруднен и было решено просто обанкротить компанию, отмечает он.
В УК «Лидер», «ТКБ инвестмент партнерс» и «Прогрессивные инвестиционные идеи», а также в РТК и НПФ «Газфонд ПН» не ответили на запрос «Ведомостей». «Сложно комментировать ситуацию, которую я не знаю. Без комментариев», – заявил Гавриленко "Ведомостям".
Пенсии на спорт и дороги
РТК с 2011 по 2015 г. реализовывала ряд проектов по утилизации твердых бытовых отходов. Компания в 2013 г. выкупила облигации на 1,9 млрд руб. под строительство ледового дворца «Волга-спорт-арена» (город Ульяновск). В 2013 г. РТК вместе с ГК «Академия Александра Попова» начала разработку проекта по созданию сети спортивных плавательных комплексов. В конце 2014 – начале 2015 г. компания разрабатывала направление по созданию систем комплексной безопасности дорожного движения (инвестиции составляли 3 млрд руб.). В конце 2015 г. произошла смена акционера РТК и его управления. В 2016 г. компания осуществляла только инвестиционную деятельность на рынке ценных бумаг.
Работающие в теневом секторе россияне и самозанятые граждане смогут покупать пенсионные баллы в ПФР. Такой выход предложен Минтруда в ответ на жалобы граждан, которым не хватает пенсионных баллов для получения страховой пенсии. Кроме того, предлагается включить в страховой стаж период отстранения от должности по неправомерному привлечению к уголовной ответственности.
Это следует из проекта постановления правительства, подготовленного Минтруда. Документ размещен на портале нормативно-правовых актов.
Такой способ пенсионных накоплений предлагается тем гражданам, за которых работодатели не делают отчисления в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС).
Минтруда собирается разрешить добровольно платить взносы в ПФР физическим лицам за себя или других работников. Правило должно распространиться на всех работников, которые постоянно или временно проживают на территории России, а также на российских граждан, работающих за пределами страны. В последнем случае под новые правила не попадут те работники, за которых работодатели уже уплачивают соцвзносы.
По данным Росстата, в России около 16 млн самозанятых граждан. Работников теневого сектора, по словам вице-премьера Ольги Голодец, в 2016 году было выявлено не менее 2,5 млн. Но по состоянию на 1 апреля 2017 года на учете в Пенсионном фонде состоит только чуть более двух тысяч человек из этих категорий, сообщили «Газете.Ru» в Минтруда.
Добровольные взносы могут решить проблему недобора пенсионных баллов, с которым уже начали сталкиваться граждане, выходящие на пенсию.
В настоящее время размер социальной пенсии, которая полагается всем неработающим пенсионерам, — 8742 руб. Средний же размер страховой пенсии — 13 655 руб., и выплата не зависит от того, продолжает пенсионер работать или нет.
Согласно новым требованиям, установленным в 2015 году, для накопления страховой пенсии, или пенсии по старости, гражданину нужно накопить определенное количество пенсионных баллов, стоимость которых меняется каждый год.
Для получения страховой пенсии по старости в 2017 году необходимо иметь не менее восьми лет страхового стажа и 11,4 пенсионного балла. С каждым годом с новых пенсионеров требуется все большее их количество: на 2,4 балла больше ежегодно, пока к 2025 году требуемое число баллов не достигнет 30. Стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, также будет поэтапно увеличиваться: с шести лет в 2015 году до 15 лет в 2024-м.
"Норма о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию введена в 2001 году федеральным законом №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", — пояснили в Минтруде. Этим же проектом постановления правительства уточняется механизм учета стажа и баллов по этим и иным основаниям.
"Уплачивая страховые взносы в рамках добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, застрахованные лица увеличивают количество баллов, тем самым создавая условия для приобретения права на страховую пенсию при наступлении пенсионного возраста", — рассказали в министерстве.
Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, ведущие частную практику, уже уплачивают страховые взносы в фиксированном размере. Но даже они оказались не способны накопить необходимый лимит баллов.
По данным Пенсионного фонда, фиксированный годовой платеж для ИП с оборотом менее 300 тыс. руб. дохода позволяет накопить только около 1 балла в год.
С 2017 года сумма фиксированных страховых взносов составляет 27 990 руб., из них в ПФР — 23 400 руб., в ФФОМС — 4590 руб.
ПОД ДЕЙСТВИЕ НОВЫХ ПРАВИЛ ПОПАДУТ ТАКЖЕ ЛИЦА, СОТРУДНИЧАЮЩИЕ ПО КОНТРАКТУ С ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СЛУЖБОЙ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ, ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБОЙ.
Кроме того, проект постановления включает в страховой стаж период, в который лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от занимаемой должности.
Статистика, которую приводит ФСИН по состоянию на 11 апреля 2017 года, говорит о том, что в российских СИЗО находится 109 тыс. человек, однако сведений о незаконном содержании в тюрьмах нет. Тем не менее ранее генеральный прокурор Юрий Чайка сообщал, что с 2010 по 2013 год к уголовной ответственности были неправомерно привлечены свыше 14 тыс. человек, еще более 6,4 тыс. человек были незаконно задержаны или арестованы.
В настоящее время за назначением пенсии с учетом указанных обстоятельств в территориальные органы власти обратился только один человек, сообщили в Министерстве труда.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ОТМЕНЯЕТСЯ
Первоначальная задумка по внедрению новой формулы расчета пенсии и заключалась в том, чтобы позволить людям покупать себе баллы, говорит замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Владимир Назаров.
2Эта идея всегда была, странно, что ее только сейчас реализовали. И по сути, уплата самозанятыми взноса равносильна покупке этих баллов", — считает эксперт.
КРОМЕ ТОГО, ОТМЕЧАЕТ ОН, ОБСУЖДАЛАСЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ДАТЬ ЭТОЙ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН ПЛАТИТЬ ВЗНОС В ТОМ РАЗМЕРЕ, КАКОЙ ОНИ САМИ ВЫБЕРУТ.
«Если они хотят выйти на обычную страховую пенсию, то должны накопить 30 баллов. А как они их накопят — платя 15 лет большие взносы или 30 лет маленькие, это уже их дело, ведь доходы у них все время варьируются», — рассказал Назаров.
В Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) согласны, что граждане должны иметь возможность самостоятельно формировать свою пенсию.
«Это попытка решить проблему, когда человек вроде бы работает, но становится заложником руководства, которое действует вне рамок правового поля. Будь то серый сектор или черный, граждане вынуждены соглашаться на работу в таких условиях ввиду тяжелой ситуации на рынке», — признает президент ассоциации Сергей Беляков.
До граждан, занятых в теневом секторе, важно донести, что получение пенсии по старости теперь зависит от собственных взносов, говорит Беляков.
На это же указывают в Пенсионном фонде: "Те, кто не успел накопить необходимый стаж и количество баллов, могут продолжить работать".
Об этом заявил накануне глава ПФР Антон Дроздов, подчеркнув, что пенсионная система России является страховой, а не "благотворительной".
По его словам, те, чей трудовой стаж недотягивает даже до социальной пенсии, смогут оформить ее на пять лет позже установленного срока.
"У нас всегда были такие ограничения по стажу, было пять лет. Человек, отработавший менее пяти лет, не получает пенсию. Это было всегда. В этом году этот срок — восемь лет. Это одно из условий", — цитирует Дроздова RNS, добавив, что подобных случаев по стране единицы.
"Проблема» нехватки пенсионных баллов в целом в рамах пенсионной системы имеет единичный характер (ровно как и нехватка стажа) и касается только тех, кто в течение жизни практически не работал, подчеркнули в пресс-службе ПФР, - пишет gazeta.ru.
Уголовная ответственность за неуплату страховых взносов может быть возвращена в законодательство до конца июля, следует из материалов правкомиссии по законопроектной деятельности. Работодателям, гражданам и ИП будут грозить штрафы до 2 млн руб. и до семи лет заключения.
Минюст доработал законопроект, который обязывает сборщиков страховых взносов сообщать в следственные органы о не погасивших крупные недоимки работодателях, индивидуальных предпринимателях и гражданах. В понедельник, 10 апреля, документ одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности, следует из материалов комиссии, с которыми ознакомился РБК. Факт одобрения этого проекта комиссией подтвердил и участник заседания.
Доработанный Минюстом законопроект — спутник правительственных поправок в Уголовный кодекс. Эти поправки возвращают отмененную ранее уголовную ответственность за неуплату страховых взносов. Этот пакет законопроектов был внесен правительством в Госдуму в декабре 2015 года, в начале 2016 года принят в первом чтении и с тех пор готовится ко второму. Решающее, второе чтение всего пакета планируется в нынешнюю весеннюю сессию работы Думы — до конца июля, говорится в материалах правкомиссии со ссылкой на информацию ответственных комитетов парламента (по законодательству и по труду).
До семи лет тюрьмы
Основной законопроект из данного пакета предлагает наказывать работодателей, граждан и ИП за сокрытие имущества, за счет которого должны уплачиваться страховые взносы, а также за уклонение от уплаты взносов в крупном и особо крупном размерах. Неплательщикам будут грозить крупные штрафы — от 200 тыс. до 2 млн руб. за сокрытие денег и имущества, за счет которых должны уплачиваться страховые взносы, и до 300 тыс. руб. для физических лиц (до 500 тыс. руб. для представителей организаций-неплательщиков) — за уклонение от уплаты страховых взносов.
Кроме того, для граждан и представителей компаний-неплательщиков предусмотрены принудительные работы (до пяти лет за сокрытие имущества от сборщиков взносов, до одного года для неплательщиков-физлиц и до четырех лет для представителей компаний-неплательщиков). Максимальный срок лишения свободы — семь лет — предложен правительством за сокрытие от сборщиков страховых взносов имущества в особо крупном размере.
Государство борется с «уклонистами», заполняя пробелы в законах, а поправки Минюста приравнивают взносы к налогам для целей наказания, отмечает руководитель уголовной практики BMS Law Firm Тимур Хутов. "Ни для кого не секрет, что в условиях неблагоприятного внешнеполитического климата и определенных внутриполитических проблем государство идет по пути максимального наполнения бюджета. Практически всегда источниками пополнения выступают граждане либо предприниматели", — говорит Хутов. Законопроект формирует новый состав преступления, добавляет старший юрист компании "ЮрПартнеръ" Денис Ковалев, и изменения выглядят закономерно, так как налоги и страховые взносы схожи по своей природе.
Необходимость ввести санкции и ответственность для неплательщиков назрела давно, говорит руководитель правового департамента HEADS Consulting Диана Маклозян. По ее словам, администрирование страховых взносов происходит из рук вон плохо, их недостаточная собираемость ложится тяжелым бременем на бюджет. «Отсутствие четкого жесткого механизма взыскания взносов создало определенное настроение среди бизнеса, что можно себе позволить придержать оплату данных отчислений», — замечает Хутов.
Потери от серого рынка труда
Государство взяло курс на ужесточение налогового администрирования, а также хочет бороться с теневой занятостью, из-за которой внебюджетные социальные фонды недобирают сотни миллиардов рублей. В России велик серый рынок труда: по данным Росстата, в 2016 году почти 15,4 млн человек работали в неформальном секторе (21% от общего количества занятых). С трудовых доходов всех этих людей не платятся взносы на обязательное пенсионное и социальное страхование (или платятся не в полном объеме, так как часть людей параллельно с неформальной занятостью трудоустроены на официальной работе). С учетом «конвертных» схем, когда работники получают часть зарплаты «мимо кассы», российский теневой рынок труда может достигать 30 млн человек, оценивал в прошлом году Центр социально-политического мониторинга РАНХиГС.
Недопоступление страховых взносов по одной только пенсионной системе проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов оценивал в 1,5 трлн руб. (по данным за 2013 год), ранее писал РБК. Эта оценка за прошедшие годы однозначно увеличилась в номинальном выражении, говорит он. Оплата труда в России в 2016 году составила 40,2 трлн руб. (в этот показатель входят и неформальные заработки), следует из данных Росстата о структуре ВВП по источникам доходов. По данным Сафонова, на скрытый фонд оплаты труда приходится примерно 30% от общего показателя — это около 12 трлн руб. за прошлый год. Применяя к скрытым зарплатам эффективную ставку в 18,5% (она, по словам Сафонова, учитывает и льготные тарифы страховых взносов в различных отраслях, и регрессию платежей при превышении дохода предельной базы), можно оценить, насколько больше могли бы быть сборы в Пенсионный фонд в 2016 году, если бы серый рынок внезапно стал белым, — 2,2 трлн руб.
Потенциально репрессивный инструмент
Уголовная ответственность будет наступать лишь в случае неуплаты взносов в крупном и особо крупном размерах, следует из текста законопроекта. Для обвинения физического лица в уклонении от уплаты взносов крупной будет считаться неуплата в течение трех лет 600 тыс. руб., если это больше 10% от подлежащей уплате суммы взносов, либо неуплата 1,8 млн руб. и более. Для компаний крупным размером предложено считать неуплату в течение трех лет более 2 млн руб., если в совокупности это превышает 10% от подлежащей уплате суммы взносов, либо неуплату взносов на сумму больше 6 млн руб.
Особо крупным размером для граждан будет считаться неуплата 3 млн руб. за три года, если это больше 20% от подлежащей уплате суммы страховых взносов за этот период, либо неуплата более 9 млн руб. Для компаний особо крупным размером будет признаваться недоплата в течение трех лет 10 млн руб., если эта сумма превысит 20% от суммы взносов, которые она должна была заплатить, либо неуплата более 30 млн руб.
Получить освобождение от уголовной ответственности смогут граждане и компании, которые совершили такие нарушения впервые и полностью выплатили взносы, пени и штрафы, следует из законопроекта.
Наказание, которое предлагает Минюст, кажется чрезмерным, отмечает Хутов. «Санкция в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет автоматически превращает деяние в тяжкое преступление. Полагаю, что ситуация с неуплаченными взносами не столь критична, как с неуплаченными налогами, хотя бы в силу разницы сумм, поэтому считаю подобное наказание чрезмерным», — говорит он. Если поправки не станут инструментом исключительно репрессий, ситуация со взносами действительно может поменяться в лучшую сторону, говорит адвокат BGP Litigation Георгий Баганов. Но если изменения сместятся в сторону подхода «возбудим дело, а там посмотрим», это может дать дополнительный инструмент коррупционного давления на бизнес, предупреждает он.
В связке с полицией
Согласно доработанному Минюстом законопроекту-спутнику, после введения уголовной ответственности за неуплату страховых взносов федеральный Фонд социального страхования (ФСС) будет сопровождать требования об уплате недоимки по страховым взносам предупреждением о том, что материалы о неплательщиках будут переданы в следственные органы для возбуждения уголовных дел. Сведения о неплательщиках будут передаваться в следственные органы через два месяца после отсутствия реакции на предупреждение ФСС, следует из доработанного законопроекта. Полиция и следственные органы также будут обязаны сообщать ФСС о выявленных ими неплательщиках взносов, сказано в доработанном Минюстом законопроекте. Министерство также предлагает узаконить участие полиции в выездных проверках плательщиков страховых взносов. Сейчас полицию могут приглашать лишь налоговики для участия в налоговых проверках.
ФСС — единственный внебюджетный госфонд, который до сих пор продолжает собирать часть страховых взносов, тогда как за сбор большей части взносов (на пенсионное, медицинское и частично на социальное страхование) с 1 января 2017 года отвечает Федеральная налоговая служба (ФНС). В доработанном Минюстом законопроекте упоминания о ФНС нет, однако в действующем Налоговом кодексе для налоговиков уже предусмотрен похожий механизм взыскания недоимки по страховым взносам (он аналогичен механизму взыскания недоимки по налогам и описан в главе 10 Налогового кодекса).
Пресс-служба Минюста переадресовала в правительство вопрос о необходимости дополнительных уточнений механизма взыскания недоимки по страховым взносам для налоговой службы. Аппарат правительства не ответил на запрос РБК на момент публикации.
Уголовная ответственность за неуплату страховых взносов традиционно была предусмотрена законодательством, а необходимость специально оговаривать это в законе отпала после введения в 2001 году Единого социального налога (ЕСН), сказано в пояснительной записке к основному законопроекту. Но после отмены ЕСН в 2010 году и возвращения к сбору страховых взносов упоминание о возможности привлечения неплательщиков к уголовной ответственности в закон возвращено не было — в законах о сборах взносов предусмотрена лишь административная ответственность за неуплату.
В 2012–2014 годах 8028 уклонившихся от уплаты взносов в ПФР компаний недоплатили взносы на 27,8 млрд руб. (в крупном размере) и 68,8 млрд руб. (в особо крупном), сказано в пояснительной записке к основному законопроекту. Индивидуальных предпринимателей — уклонистов за тот же период было выявлено 150, общая сумма недоплаченных ими взносов оценена в 151,4 млн руб. (в крупном размере) и 43 млн руб. (в особо крупном). ФНС администрирует только текущие начисления, говорит управляющий партнер "Лемчик, Крупский и партнеры" Андрей Крупский. Те долги, которые накоплены за прошлые периоды, пока вне зоны их внимания, и пока не понятно, будут ли работать новые жесткие механизмы по прошлым задолженностям с точки зрения практики, размышляет он - РБК.
Как стало известно “Ъ”, действие закона об уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг Минфин намерен распространить не только на страховые компании и банки, но и на негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Новая редакция законопроекта вызвала жесткую реакцию рынка. По оценке Национальной ассоциации НПФ (НАПФ), функционал будущей службы уже выполняют саморегулируемые организации (СРО), немало вопросов у отрасли и к величине новых возможных сборов, и к квалификации будущих омбудсменов.
Проект поправок к законопроекту "О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций" НАПФ получила от Минфина в сентябре. В начале этой недели СРО НПФ направила свои замечания в финансовое ведомство (оба документа есть у “Ъ”). Сам законопроект в первом чтении утвержден Госдумой еще в 2014 году. Работа над ним активизировалась в конце 2016 года после встречи президента Владимира Путина с активистами "Общероссийского народного фронта". В последней редакции проекта фронт работ института финансового уполномоченного серьезно расширяется: предполагается, что помимо банков и страховщиков они будут разбираться с жалобами граждан на НПФ, брокеров и целый ряд других представителей финрынка.
Финансовые омбудсмены будут в досудебном порядке разбирать жалобы граждан на действия участников финрынка в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением услуг. Участие в таком имущественном споре для гражданина будет бесплатным. А в случае оспаривания или неисполнения решения омбудсмена финорганизацией служба также будет представлять интересы гражданина в суде.
Реакция лоббистов НПФ на проект оказалась крайне жесткой. По оценке НАПФ, речь идет о дублировании функций уже действующих СРО, которые работают с жалобами потребителей и проверяют участников рынка. При этом вызывают вопросы как компетенция будущих омбудсменов, так и расчет сборов на финансирование работы новой службы. "«Законопроект накладывает существенные и при этом непрозрачные новые расходы на НПФ без какой-либо гарантии, что спор клиента и фонда будет рассмотрен профессионально, непредвзято и без существенных ошибок",— пояснил президент НАПФ Константин Угрюмов. Предельный размер сборов для НПФ, согласно проекту, ограничен 0,25% от «объема вырученных средств от реализации финансовых услуг» в год. «Если сравнивать это в частности с management fee (фиксированное вознаграждение НПФ.— “Ъ”), который необходим фондам для поддержания деятельности и обсуждается на уровне 0,75% от стоимости чистых активов, 0,25% — слишком большая величина,— уверен гендиректор НПФ “Будущее” Николай Сидоров.— Кроме того, допрасходы скажутся на доходности, начисляемой на счета».
Участники рынка говорят и о других рисках. "Мы видим условия для формирования практики “формальных решений”",— отмечает замгендиректора НПФ «ГАЗФОНД пенсионные накопления» Иван Евстифеев, отмечая, что у клиентов фондов уже есть «комплексный набор инструментов защиты прав, включая внесудебные процедуры в СРО». Впрочем, пока статистика не в пользу фондов. По итогам переходной кампании 2016 года ЦБ в пять раз больше жалоб на действия НПФ, чем за три предыдущих года в целом (см. “Ъ” от 19 июля и 21 августа).
В ЦБ поддерживают проект закона: "Клиент, как правило, является слабой стороной в споре с финансовой организацией. Сфера применения законопроекта должна распространяться на все сегменты финансового рынка, деятельность которых связана с предоставлением услуг физическим лицам". Там уточнили, что внедрение института по секторам будет идти поэтапно, работу НПФ затронет в последнюю очередь, а величина сборов будет зависеть от количества споров и результатов. В частности, ЦБ готов финансировать деятельность службы в течение первого года ее существования, чтобы участники рынка "использовали это время для изменения процедур, уменьшив количество споров" - "Коммерсант".
ЦБ раскрыл сценарии стресс-тестов для негосударственных пенсионных фондов (НПФ) — дефолты банков и корпораций в горизонте пяти лет не должны помешать исполнению их обязательств перед клиентами. Чтобы пройти проверку на прочность, НПФ будут наращивать вложения в облигации федерального займа (ОФЗ), которые не подлежат переоценке в рамках тестов. Такой консервативный подход, по мнению экспертов, чреват снижением доходности инвестиций.
Детали стресс-тестирования НПФ раскрыл вчера директор департамента коллективных инвестиций ЦБ Филипп Габуния. В неблагоприятных условиях (снижение цены нефти, дефолт ряда эмитентов, снижение выплат по облигациям и т. п.) в пятилетнем горизонте фонды должны будут выполнить свои обязательства перед клиентами, пояснил господин Габуния. Пройти стресс-тесты фондам — как оперирующим накоплениями (в них аккумулировано более 2 трлн руб.), так и работающим с резервами (более 1 трлн руб.) — на первоначальном этапе предлагается на добровольной основе уже во втором полугодии, обязательными они станут с февраля 2018 года (см. "Ъ" от 16 февраля и 20 марта).
В ходе стресс-тестов будет оцениваться влияние на все портфели и капитал различных вводных (будут определяться ЦБ дважды в год). Ключевых направления два — финансовая устойчивость (кредитный и рыночный риски) и ликвидность (объем торгов по той или иной бумаге составляет 30% от среднего за три последних года, при этом возможности репо нет). Единственный актив, который в ходе стресс-теста не подлежит отрицательной переоценке,— ОФЗ. По банковским вложениям (депозиты, акции и облигации), корпоративным бондам и акциям вероятность дефолта будет зависеть от рейтинга эмитента. По активам без рейтинга вероятность дефолта — 50%. Стоимость ряда высокорисковых вложений, земельных участков будет равна нулю.
Чтобы тест был максимально репрезентативным, каждая позиция тестируется 10 тыс. раз, вероятность дефолта рассчитывается с использованием генератора случайных чисел. При этом рейтинг крупнейшего эмитента (как по депозитам, так и по облигациям) в ходе стресс-теста каждый раз снижается сразу на три позиции. "Такая мера дестимулирует фонды складывать все активы в одну корзину",— пояснил господин Габуния. По результатам тестирования Банк России определит вероятность выполнения фондом своих обязательств. Если результаты не устроят ЦБ, НПФ должен будет диверсифицировать активы или увеличить капитал. "Не исключаю, что будут установлены переходные периоды, шока для индустрии мы создавать не хотим",— подчеркнул Филипп Габуния.
У отрасли немало вопросов к представленной ЦБ методологии. "Наличие рейтингов "Эксперт РА" и АКРА записано во всех требованиях к инвестированию пенсионных накоплений, было бы логично учитывать их при проведении стресс-тестов",— отмечает гендиректор НПФ "Будущее" Николай Сидоров. По словам главы рабочей группы по риск-менеджменту АНПФ Андрея Константинова, с момента пилотных стресс-тестов (их НПФ прошли в конце 2016 года) подход ЦБ кардинально изменился. "Возникают вопросы к принципам дефолта ценных бумаг — как по нерыночным, так и по рыночным активам,— указывает он.— При предложенных сценариях ряд НПФ не сможет пройти стресс-тесты". Относительно успешно пройти тесты сейчас смогут 10-12 НПФ (из 71 в реестре ЦБ), прогнозирует директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин.
Рассчитывать же на массовую докапитализацию НПФ с учетом грядущей трансформации отрасли (запуск индивидуального пенсионного капитала с 2019 года) не стоит, указывают эксперты. "У акционеров нет четкого понимания: будет ли приток новых средств в систему, поэтому на вливания капитала они сейчас не готовы,— говорит собеседник "Ъ" в НПФ из топ-10.— Наиболее вероятно увеличение доли ОФЗ до уровня, который точно позволит пройти стресс-тест". Однако, по его словам, такой подход чреват снижением доходности, в том числе начисляемой на счета клиентов НПФ. С запуском стресс-тестирования НПФ соблюдать разумный баланс между интересами акционеров и клиентов фонда придется всем игрокам, резюмирует советник президента НАПФ Валерий Виноградов.
Сегодня методология стресс-тестирования НПФ будет направлена в СРО НПФ для сбора предложений участников рынка, пишет "Коммерстант".