Центробанк не может побороть зацикленность пенсионных фондов на бумагах одних владельцев

Центробанк планирует ужесточить правила инвестирования негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в долевые ценные бумаги, сообщил вчера глава департамента коллективных инвестиций ЦБ Филипп Габуния.

Подробнее...

Власти обсуждают повышение минимального трудового стажа для получения пенсии

Повышение пенсионного возраста обсуждается уже много лет, но решиться на столь непопулярную меру администрация президента и правительство не могут, несмотря на все проблемы пенсионной системы и бюджета. Сейчас обсуждается альтернативное решение, рассказали «Ведомостям» три федеральных чиновника: повышать не возраст, а минимальный трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости.

Подробнее...

Пенсионные баллы оказались вне закона

Размер вновь назначаемых пенсий в России напрямую зависит от ежегодно меняющейся цены пенсионного балла, которую назначает правительство. «Накопленные» к моменту выхода на пенсию 100 пенсионных баллов превращаются в этом году в 7858 руб., поскольку власти установили цену каждого балла в 78 руб. 58 коп. В следующем году правительство обещает увеличить цену каждого балла до 81,49 руб. Эта цифра уже заложена в бюджет-2018. Но в Счетной палате указывают, что цена балла каждый раз назначается весьма произвольно, без законного утверждения метода расчета. До сих пор цена балла увеличивалась в строгом соответствии с официальным уровнем инфляции. И пенсионеров здесь не обманывали. Но гарантий на будущее нет. Произвол с назначением цены пенсионного балла может сыграть с россиянами злую шутку. Ведь у чиновников велик соблазн экономии бюджета за счет сокращения реальных пенсий.

За два года стоимость одного пенсионного балла в России выросла с 64,1 руб., которые были в январе 2015-го, до 78,58 руб. по состоянию на 1 апреля 2017-го, сообщает Пенсионный фонд России (ПФР). За следующие три года, судя по бюджетным проектировкам правительства, пенсионный балл подорожает до 88,14 руб., этот уровень планируется установить с 1 февраля 2020-го. И в целом за все время существования новой пенсионной системы – с 2015-го по 2020-й включительно – балл при прочих равных условиях подорожает почти на 38%, что с учетом прогноза на ближайшую трехлетку будет примерно соответствовать накопленной за тот же период инфляции.

Причем в отдельно взятом 2018 году индексация пенсий и рост стоимости балла даже несколько превысят уровень прогнозируемой по итогам 2017-го официальной инфляции.

«В следующем году у нас предусмотрена индексация пенсий на уровень выше, чем ожидаемая инфляция в текущем году. Напомню, что это 3,7% против 3,2%, которые мы ожидаем по инфляции в 2017-м», – заявил в среду глава Минфина Антон Силуанов. «На следующий год устанавливается стоимость балла выше инфляции, что даст реальный рост размера пенсии», – подтвердили «НГ» в пресс-службе ПФР.

Однако, по оценке аудиторов, индексация пенсионных баллов с привязкой исключительно к инфляции – это нарушение действующего законодательства. Они обращают внимание, что стоимость баллов, или, как их еще называют, пенсионных коэффициентов (ПК), должна быть другой.

В своем заключении на проект бюджета ПФР Счетная палата утверждает, что в проекте, как и в предыдущие годы, не учитывается положение Закона «О страховых пенсиях», «в соответствии с которым ежегодное возможное увеличение стоимости пенсионного коэффициента с 1 апреля рассчитывается исходя из объемов поступлений страховых взносов на выплату страховых пенсий, трансфертов из федерального бюджета в бюджет ПФР... и сумм индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий».

«До настоящего времени правительством не утверждена методика определения стоимости ПК», – продолжают аудиторы. Это, по их словам, «не позволяет оценить реальный риск влияния на пенсионные права граждан, связанные с увеличением стоимости ПК, только исходя из уровня роста потребительских цен за предыдущий год».

Опрошенные эксперты считают нарекания аудиторов оправданными. «В целом вся система недоработана и очень сложна. И это действительно серьезное нарушение, что без методики определяют стоимость упомянутого коэффициента», – говорит доцент Российского экономического университета им. Плеханова Людмила Иванова-Швец. «Если бы стоимость балла назначалась с учетом всех параметров, то балл стал бы дороже». «Но размер экономии определить сложно как раз потому, что методика расчетов не утверждена и нет базы для сравнения», – добавляет Иванова-Швец.

«Теоретически стоимость балла должна стать выше, поскольку расчеты будут приведены в соответствие с названными показателями», – соглашается аналитик компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. Эксперт надеется, что «в будущем стоимость балла будет сбалансирована относительно доходов и расходов, и начнется прирост в пользу граждан, то есть балл будет расти быстрее, чем инфляция». «Этот период начнется нескоро, поэтому система баллов будет еще настраиваться и изменяться», – ожидает эксперт.

«НГ» обратилась к профильным ведомствам с просьбой прокомментировать выводы аудиторов. В пресс-службе Минфина вопросы издания переадресовали в Минтруд и ПФР. В Минтруде сказали, что «проект методики находится на межведомственном согласовании».

«Методика подготовлена, и она согласовывается в правительстве», – подтвердили «НГ» в ПФР и добавили, что «сейчас стоимость пенсионного балла утверждается Федеральным законом «О бюджете ПФР». «Это решение государства», – уточнили в ведомстве Антона Дроздова. «Отсутствие принятой методики не влияет на пенсионную формулу и на «балльную систему», – уверяют в Пенсионном фонде. – Методика определяет виды трансфертов и их расчет. И сейчас при бюджетном планировании учитываются все виды трансфертов, которые формируют доходы ПФР».

По словам представителя фонда, «когда будет методика принята, то для ПФР она облегчит бюджетный процесс» и фонд больше не будет получать такие замечания от Счетной палаты, пишет "Независимая газета".

Пенсионные фонды разбавят эмитентов

Банк России анонсировал очередное сокращение маневра негосударственных пенсионных фондов (НПФ) при приобретении ценных бумаг. В ближайшее время они не смогут выкупать более 5% акций одного эмитента, а инвестиции в бумаги группы связанных лиц сократятся до 10% от портфеля. Снижение риска концентрации идет на пользу финансовой устойчивости фондов и, в конечном итоге, их клиентов. Однако задача по диверсификации вложений упирается в сравнительно небольшое число корпоративных эмитентов, получивших рейтинги по национальной шкале.

О грядущем ужесточении правил инвестирования пенсионных накоплений НПФ заявил вчера на Уральской конференции НАУФОР директор департамента коллективных инвестиций Банка России Филипп Габуния. К этому шагу регулятора подтолкнул анализ риска концентрации в НПФ. «Лимиты на одно имя (группу компаний.— “Ъ”) будут плавно понижаться — с 15% до 10% (от объема портфеля.— “Ъ”) в течение двух с половиной лет»,— отметил господин Габуния. По его словам, переход на новые стандарты работы для участников отрасли регулятор решил сделать «достаточно плавным», в том числе из-за нехватки инструментов с достаточным для покупки рейтингом. При этом ЦБ намерен вдвое сократить лимиты НПФ на выкуп акций одного эмитента — с 10% до 5% от объема выпуска. На запрос “Ъ”, насколько острой является проблема повышенных рисков концентрации и для каких фондов она особенно актуальна, в пресс-службе Банка России вчера не ответили.

Для участников пенсионной отрасли ужесточение требований к инвестированию накоплений не в новинку. В течение последних двух лет Банк России последовательно снижал разрешенную долю банковских вложений, изменял требования к размещению собственных средств, ввел обязательную для НПФ собственную службу риск-менеджмента, запустил стресс-тестирование фондов (его результаты напрямую зависят от качества активов, концентрации бумаг одного эмитента) и прочее. «Очередное ужесточение правил инвестирования может быть результатом анализа ситуации в НПФ, близких банку “ФК Открытие” и Бинбанку (в августе — сентябре запущена процедура оздоровления этих банков через фонд санации.— “Ъ”)»,— отмечает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин.

«Снижение доли вложений в группу связанных лиц по 1% в полгода не вызовет проблем у фондов с достаточно диверсифицированным инвестиционным портфелем»,— отмечает руководитель инвестиционного отдела АО «НПФ Согласие» Иван Нечаев. Однако, по его словам, при продаже крупных пакетов низколиквидных активов ряду игроков придется предоставлять солидный дисконт. Вместе с тем, как отмечают участники пенсионного рынка, предложенные изменения могут привести к унификации портфелей. «При снижении лимитов на одну компанию весьма вероятен сценарий, что у всех игроков будет одна, индексная стратегия»,— предостерегает исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев.

Участники рынка предлагают ориентироваться при установлении лимитов инвестиций на уровень рейтинга эмитента. «Снижение лимитов только на эмитентов с низким рейтингом может качественно улучшить портфели фондов»,— уверена гендиректор «ВТБ Пенсионный фонд» Лариса Горчаковская. Тем более что в условиях сокращения доли банковских вложений НПФ фонды максимально мотивированы инвестировать в корпоративные облигации. Однако количество эмитентов, даже получивших рейтинг от российских агентств, не говоря уже о его соответствии для вложений пенсионных средств, чрезвычайно мало. «В сравнении с ОФЗ и субфедеральными облигациями корпоративные бонды могут дать НПФ премию по доходности. Но, в отличие от банков и регионов, корпораты пока не проявляют видимой активности в получении рейтингов»,— сетует Юрий Ногин.

Для клиентов же НПФ ограничения на вложения в одного эмитента или группу связанных компаний — безусловный плюс. «Сочетание фидуциарной ответственности с низкими лимитами по основным разрезам рисков — на связанные стороны, один объект, класс активов или банковский сектор — в сочетании с высокими рейтинговыми требованиями практически не оставляет возможности для потери фондами своих активов»,— резюмирует управляющий директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов.

У НПФ группы «Сафмар» могут быть проблемы из-за Бинбанка

Заместитель председателя Центробанка - главного регулятора финансового рынка, заявил о том, что в санацию Бинбанка не войдут негосударственные пенсионные фонды (НПФ) группы “Сафмар”, пишут "Ведомости".

Связано это с тем, что связь банка Бин и НПФ не столь большая. К тому же зампред ЦБ напомнил, что фонд консолидации, который подчиняется ЦБ, не может участвовать финансового в УК и НПФ. Эксперты уверены в том, что пенсионные фонды “Сафмар” имеют стабильное финансовое положение и не нуждаются в мерах “оздоровления” со стороны центрального банка страны.

Напомним, что группа “Сафмар”, владельцами которой являются Шишханов М. и Гуцериев М., имеет три частных пенсионных фонда: “Моспромстрой”, “Сафмар”, “Доверие”. НПФ “Сафмар” и “Доверие” имеют лицензию на осуществление деятельности с пенсионными накоплениями россиян, а НПФ “Моспромстрой” работает только с программами негосударственного пенсионного обеспечения. Всего в управлении этих трех НПФ находится более 600 млрд. рублей пенсионных накоплений и резервов более чем 4,5 миллионов граждан.

Контрагенты фондов уверены в том, что активы НПФ-ов не вызывают сомнения, проблемных вложений в общем портфеле очень мало, поэтому ЦБ не будет включать фонды в санационный круг по делу Бинбанка. Кроме того, по заявлениям представителей НПФ у фондов нет расчетных счетов в самом Бинбанке.

НПФы группы "Сафмар" не войдут в периметр возможной санации Бинбанка

Под управлением трех пенсионных фондов группы Михаила Гуцериева и Микаила Шишханова находится более 300 млрд рублей пенсионных средств

Негосударственные пенсионные фонды группы "Сафмар" не войдут в периметр возможной сделки по санации принадлежащего тем же акционерам Бинбанка через Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС), как это было в ситуации с банком "ФК Открытие", сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с планами регулятора.

"Они (фонды) к Бинбанку не имеют отношения", - сказал собеседник агентства.

Под управлением трех пенсионных фондов группы Михаила Гуцериева и Микаила Шишханова - НПФ"Сафмар", НПФ "Доверие" и НПФ "Моспромстрой-фонд" находится более 300 млрд рублей пенсионных средств.

Другой источник агентства подтвердил информацию, что у собственников нет планов включать пенсионные фонды в периметр санации Бинбанка.

Еще один собеседник агентства отметил, что включение пенсионных фондов в возможную сделку - это вопрос договоренностей собственников банка с ЦБ с учетом того, что в портфелях фондов группы "Сафмар" есть облигации банка "Открытие" и после вхождения ЦБ в его капитал НПФы фактически получают высококачественный актив взамен облигаций с низким рейтингом.

В НПФ "Сафмар" пока не комментируют эту информацию, а также отказываются раскрывать долю в портфеле, приходящуюся на облигации банка "Открытие" и "Открытие Холдинга".

Известно, что НПФ "Сафмар" и НПФ "Доверие" в совокупности владеют 9,9% акций Промсвязьбанка.

В среду сообщалось, что собственник Бинбанка обратился к Банку России с просьбой рассмотреть возможность санации через ФКБС. Решение по этому вопросу будет принято в ближайшее время, сообщил ЦБ. Позже регулятор сообщил, что выделил Бинбанку средства для поддержания ликвидности.

Основным собственником Бинбанка является Микаил Шишханов. Он и его дядя - Михаил Гуцериев - вместе владеют 96,5% акций банка.

Банк "Открытие" перед санацией с использованием средств ФКБС оформил контроль над тремя НПФами, которые де-факто были аффилированы с ним, - НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант", НПФ Электроэнергетики и НПФ РГС. Таким образом, фонды вошли в периметр сделки.

НПФ "Сафмар" на 100% принадлежит компании "Сафмар финансовые инвестиции", а конечным бенефициаром НПФ "Доверие" является Саид Гуцериев (сын М.Гуцериева).

Бюджет сэкономит на пенсиях 560 млрд руб. за два года

Этому поспособствуют низкая инфляция, увеличение стажа для выхода на пенсию для чиновников и неиндексация пенсий работающим пенсионерам

Расходы федерального бюджета по направлению «Развитие пенсионной системы» в предстоящие два года сократятся на 560 млрд руб. относительно ассигнований, заложенных в действующем законе о бюджете, следует из пояснительной записки к проекту бюджета на 2018–2020 годы (есть у РБК). Всего расходы федерального бюджета на развитие пенсионной системы в 2018 году составят 3,07 трлн руб. (по сравнению с 3,31 трлн руб., заложенными в законе о бюджете на 2017–2019 годы), в 2019 году — 3,11 трлн руб. (по сравнению с 3,43 трлн руб.). На 2020 год запланированы расходы на пенсионную систему в размере 3,2 трлн руб. — рост на 4% к 2019 году.

Проект трехлетнего бюджета 18 сентября одобрило правительство, до конца сентября документ будет внесен в Госдуму. По направлению «Развитие пенсионной системы» отражаются не только расходы на пенсионное обеспечение гражданских пенсионеров, но и пенсии уволенным с военной и приравненной к ней службы (их пенсионное обеспечение осуществляется через Минобороны, МВД, ФСБ и другие силовые ведомства).

80% расходов на развитие пенсионной системы — это трансферт Пенсионному фонду на выплаты пенсий, и он тоже сокращается: на 264 млрд руб. в 2018 году и на 344 млрд руб. в 2019-м. На пенсиях поможет сэкономить более низкая инфляция, предполагает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. В 2018 году было решено проиндексировать пенсии на 3,7%, сообщил 18 сентября министр труда и социальной защиты Максим Топилин. По его словам, эти меры смогут обеспечить более значимый рост реальных пенсий в следующем году. В действующем законе о федеральном бюджете (на 2017–2019 годы) на следующий год был прописан более высокий уровень индексации — 4%.

Также сэкономить помогут отсутствие индексации пенсий работающим пенсионерам, считает Сафонов, и увеличение стажа, необходимого для выхода на пенсию, для государственных служащих. «Возможно, предполагается, что количество таких лиц будет сокращаться: приняты изменения, увеличен стаж госслужбы, который дает право для выхода на пенсию, он поднимается до 25 лет. Кроме того, в Минобороны обсуждается вопрос об увеличении стажа для досрочного выхода на пенсию для военнослужащих», — говорит он.

При этом трансферт Пенсионному фонду мог быть еще меньше, если бы не увеличение выпадающих доходов фонда из-за установленных для ряда отраслей экономики льготных (пониженных) тарифов страховых взносов. Кроме того, работодатели платят взносы в ПФР за сотрудников по ставке 10% (а не 22%), когда доход работника накопленным итогом с начала года превысит определенную пороговую величину (876 тыс. на 2017 год). Тариф 22/10% продлевается до 2020 года, отмечается в пояснительной записке к проекту бюджета. В 2018 году трансферт на компенсацию этих выпадающих доходов увеличится на 20 млрд руб. и составит 500 млрд руб., в 2019 году — на 25 млрд руб., до 534,3 млрд руб., в 2020 году он составит 582,3 млрд руб. Недополученные доходы Пенсионного фонда вырастут в связи с ожидаемым ростом фонда оплаты труда в стране, согласно обновленному прогнозу Минэкономразвития.

Также вырастет трансферт в ПФР на выплату социальных пенсий в связи с уточнением темпа роста прожиточного минимума пенсионера в 2018 году до 4,9% (с 4,5%, указанного в действующем законе о бюджете) и на 2019–2020 годы.

Фонды раскроются до последнего эмитента

Из нескольких сценариев раскрытия негосударственными пенсионными фондами (НПФ) информации о вложениях накоплений и резервов Банк России выбрал наиболее жесткий. Как следует из проекта указания регулятора, фонды должны будут раскрывать структуру инвестиционного портфеля вплоть до конкретного выпуска ценных бумаг. При этом участники рынка при росте общей прозрачности рынка видят риски дублирования инвестстратегий и угрозу манипулирования ценными бумагами - "Коммерсант".

В начале недели Банк России опубликовал проект указания «О порядке и сроках раскрытия информации НПФ…» для сбора мнений участников рынка. «Структура инвестиционного портфеля фонда раскрывается по состоянию на последний день каждого месяца по истечении пяти дней»,— сказано в пояснительной записке к законопроекту. Это касается агрегированной структуры портфеля, по направлениям инвестиций — акции, облигации, депозиты. Помимо этого с лагом в шесть месяцев фондам предстоит обнародовать подробнейшую информацию о составе пенсионных инвестпортфелей вплоть до номеров выпусков ценных бумаг.

В настоящее время большинство НПФ уже обнародуют ежеквартально на сайтах агрегированную структуру портфелей. Единицы фондов (среди них НПФ Сбербанка, Ханты-Мансийский НПФ и НПФ «Федерация») раскрывают портфель вплоть до эмитентов. Однако структуру вложений до выпусков ценной бумаги включительно пока не раскрывает никто. Между тем разные выпуски ценных бумаг одних и тех же эмитентов могут отличаться и ликвидностью, и рейтингом.

 Новые подходы к раскрытию НПФ информации о структуре вложений первый зампред ЦБ Сергей Швецов анонсировал в конце прошлого года (см. “Ъ” от 21 декабря). Представители отрасли тогда указывали, что столь жестких требований по обнародованию подробной информации не применяется пока ни к одному из участников финрынка. Позже отрасль предложила два альтернативных сценария — ряд игроков (см. справку) на добровольной основе стали раскрывать структуру вложений до эмитента по итогам каждого месяца, Ассоциация НПФ (АНПФ) выступила с инициативой внедрения GIPS (глобального стандарта результатов инвестирования).

Предложенный ЦБ проект участники рынка и эксперты оценивают по-разному. «Раскрытие информации о структуре и составе инвестиционного портфеля повысит прозрачность пенсионной отрасли»,— уверена гендиректор «ВТБ Пенсионный фонд» Лариса Горчаковская. Реализация этой инициативы, по ее оценке, «негативно скажется на фондах с непрозрачной инвестиционной политикой». Клиенты получат и дополнительный ориентир в выборе НПФ. «Если фонд демонстрирует низкую доходность, то такой результат могут обеспечить нерыночные размещения, информация о которых теперь станет доступной»,— поясняет руководитель отдела по управлению рисками АО «НПФ “Согласие”» Станислав Дмитриев.

Филипп Габуния, директор департамента коллективных инвестиций ЦБ, 12 июля 2017 года

Риски, о которых я слышал, не считая того, что что-то стыдно показать,— это возможные недобросовестные действия третьих лиц, когда, зная крупную позицию фонда, можно сманипулировать на рынке, чтобы насолить конкурентам

Вместе с тем далеко не все клиенты НПФ обладают достаточными знаниями для анализа инвестпортфелей. «Для клиентов-физлиц такой объем и частота раскрытия информации НПФ может быть избыточным и бесполезным»,— говорит исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев. Портфели фондов исчисляются десятками и сотнями миллиардов рублей, в них могут быть представлены многие десятки, если не сотни выпусков ценных бумаг. «Информация о составе такого портфеля — это четыре-пять страниц мелким шрифтом с перечислением названий и кодов — вряд ли позволит клиенту адекватно оценить эффективность инвестиций своего НПФ»,— считает господин Якушев. Впрочем, такая информация будет востребована финансовыми аналитиками для оценки деятельности фондов.

При этом возрастают риски манипулирования ценными бумагами другими игроками фондового рынка. В апреле каждого года значительный объем пенсионных средств перераспределяется между НПФ, причем пришедшие средства фонды должны довольно оперативно разместить. «Игроки на фондовом рынке могут использовать информацию о портфелях и предпочтениях НПФ для манипулирования стоимостью финансовых инструментов»,— предостерегает президент АНПФ Сергей Беляков. «У НПФ длинные деньги, оборачиваемость портфеля очень низкая. Лаг в шесть месяцев не является решающим с точки зрения формирования портфеля — состав эмитентов и инструментов кардинально не меняется с такой периодичностью»,— отмечает гендиректор НПФ «Будущее» Николай Сидоров. Впрочем, не все участники пенсионного рынка разделяют такие опасения. «В дублирование инвестрешений я не верю. Портфель раскрывается с лагом в шесть месяцев, решения о покупке или продаже принимаются порой раз в минуту»,— отмечает гендиректор УК «Тринфико» Дмитрий Благов.

Поправки к проекту Банка России отраслевые лоббисты намерены направить в ближайшее время, выпустить указание регулятор рассчитывает в четвертом квартале.

ЦБ планирует обязать НПФ раскрывать состав инвестиционного портфеля

Планируемая дата вступления в силу указания - четвертый квартал 2017 года

Банк России обяжет негосударственные пенсионные фонды (НПФ) раскрывать информацию о составе инвестиционного портфеля по обязательному пенсионному страхованию и составе средств пенсионных резервов, говорится в проекте указания ЦБ РФ, опубликованном на сайте регулятора.

Соответствующую информацию, согласно пояснительной записке к проекту, фонды должны будут раскрывать по состоянию на последний день каждого месяца по истечению шести месяцев с указанной даты. Структуру инвестиционного портфеля и средств пенсионных резервов фонды должны будут раскрывать по состоянию на последний день каждого месяца календарного года, по истечении пяти дней с указанного периода.

В соответствии с проектом указания фонды должны будут раскрывать на своем официальном сайте общую информацию: сведения об органах управления, членах совета директоров (совета фонда), должностных лицах и работниках фонда; информацию об акционерах и конечных бенефициарах фонда; сведения о принятии Банком России решения о запрете на проведение фондом всех или части операций.

Кроме того, фонды будут раскрывать иную существенную информацию о своей деятельности, которая может повлиять на решения относительно заключения, изменения или прекращения договоров негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

Помимо структуры инвестиционного портфеля и средств пенсионных резервов фонда, состава инвестиционного портфеля фонда по обязательному пенсионному страхованию, а также информации о составе средств пенсионных резервов, фонды должны будут раскрывать результаты инвестирования средств пенсионных накоплений и размещения средств пенсионных резервов.

Планируемая дата вступления в силу указания - четвертый квартал 2017 года, Прайм

В ЦБ сообщили об уменьшении шансов на запуск программы ИПК с 2019 г

Заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин заявил, что ЦБ продолжает дорабатывать с Минфином концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Об этом сообщает РИА «Новости».

Он подчеркнул, что видит серьезную проблему в том, что программа может не заработать с 2019 года.

 «Серьезную проблему вижу в том, что для этого закон должен быть принят в эту осеннюю сессию. У меня есть основания полагать, что если мы это сделать не успеем, а с учетом того, что это не принято правительством и не внесено в Госдуму, шансы уменьшаются достаточно серьезно», — сказал Чистюхин.

Ранее заместитель министра финансов России Алексей Моисеев сообщил, что законопроект об индивидуальном пенсионном капитале (ИПК) может быть внесен в правительство до конца 2017 года.