Как политика одного ребенка сказалась на китайских пенсионерах

Большая рабочая сила имеет решающее значение для система выплаты пенсий из текущих доходов, но в настоящее время Китай сталкивается с проблемой старения населения, и отчасти виновата ныне несуществующая в стране политика одного ребенка.

В течение почти 30 лет Китай ограничивал рождаемость более одного ребенка, пытаясь замедлить темпы роста населения страны. Но регулирование в настоящее время сказывается на его государственной пенсии.

В Китае действует программа госпенсий, которая основывается на налоговых поступлениях от работающих, и наличие гораздо большего количества жителей старшего возраста, чем молодых работников, стало бременем для системы.

В 2016 году страна увеличила лимит до двух детей, хотя последствия этого увеличения не будут ощущаться в ближайшие годы. Согласно отчету за 2018 год, опубликованному в медицинском журнале Lancet, рабочая сила продолжит сокращаться до 2030 года, а затем начнет повышаться после более высокой рождаемости в результате новой политики в отношении двух детей.

Наряду с меньшим количеством работающих, Китай также столкнулся с увеличением продолжительности жизни. Это благо, за исключением случаев, когда речь идет о пенсионной системе. Политика одного ребенка привела к дисбалансу в числе тех, кто стареет, многие из которых могут оказаться в нищете. Уровень бедности среди пожилых китайцев выше, чем в других странах. Уровень людей в возрасте 60 лет и старше, живущих в условиях нищеты в городских районах Китая, составляет 4,6% по сравнению со средним показателем в 3,4% в среднем в мире, однако показатель для людей, живущих в условиях нищеты в сельских районах, составляет 22,3% по сравнению со средним глобальным показателем в 7,8%, по данным HelpAge International, лондонской неправительственной организации, занимающейся проблемами пожилых людей.

Китай также находится в процессе пенсионной реформы. Страна начала расширять пенсионное обеспечение в 2003 году, частично для того, чтобы помочь пожилым жителям сельских районов, которые редко охватываются этой программой. Согласно China Labour Bulletin (CLB), основные принципы китайской системы включают работодателей и работников, которые делают взносы в пенсионные, медицинские и безработные фонды, а местные органы власти управляют страховыми фондами. В соответствии с реформой, пособия по социальному страхованию должны следовать за работниками, куда бы они ни шли.

Тем не менее, даже с этими новыми положениями многие работники могут в конечном итоге выйти на пенсию практически без пособий, и страна движется к созданию системы, которая в значительной степени зависит от индивидуальных взносов, сказал CLB. "Это долговые расписки, а не реальная система с предварительным финансированием, и китайцы очень откровенны в этом", - сказал Тим Кочис, главный исполнительный директор консалтинговой компании Kochis Global и вице-председатель правления Азиатского фонда, международной некоммерческой организации, которая стремится улучшить жизнь людей в развивающихся странах Азии. "Экономика этого не работает".

Эта политика не только повлияла на эффективность пенсии в стране, но и оказала дополнительное давление на молодых людей, которые, как ожидается, будут заботиться о себе, своих родителях, а в некоторых случаях и о своих бабушках и дедушках. Многие граждане Китая традиционно заботятся о своих пожилых членах семьи, физически и материально. "Это перевернутая пирамида, - сказал Кочис. - Они поставили перед собой серьезную проблему с точки зрения культурных ожиданий", цитирует эксперта MarketWatch..