Власти Китая ужесточают контроль над пенсионными отчислениями
Пенсионный фонд Китая сталкивается с растущим дефицитом из-за старения населения Пересмотр системы социального страхования, предназначенный для закрытия лазеек по платежам социальнх налогов, вызывает беспокойство по поводу роста затрат бизнеса, пишет китайское агентство caixinglobal.com.
Китайские власти столкнулись с дилеммой: возникающим дефицитом пенсионных накоплений по мере старения населения с одной стороны, и проблемами, связанными с ужесточением сборов взносов на социальное страхование, грозящими ущербом предприятиям на фоне замедления экономического роста.
Угроза пенсионного дефицита неизбежна, поскольку население стареет. В 2017 году пенсионные фонды Китая собрали 3,3 трлн юаней ($515 млрд.) и выдали 2,9 трлн юаней в виде платежей. Однако система избежала дефицита в основном из-за субсидий со стороны центрального правительства, свидетельствуют официальные данные.
На карту поставлены сотни миллионов пенсионеров, которые в значительной степени полагаются на пенсионный фонд.
Задача свести концы с концами усложняется из-за быстро стареющего населения Китая и снижения рождаемости. В конце 2017 года в Китае насчитывалось 241 миллион человек в возрасте старше 60 лет или более одного из каждых шести из 1,4 миллиардног населения страны. По данным Организации Объединенных Наций, к 2050 году каждый третий китаец будет старше 60 лет. Между тем, число новорожденных сократилось на 3,5% в 2017 году до 17,23 млн. человек, несмотря на окончание политики одного ребенка.
Политики активизировали усилия по укреплению пенсионного фонда и всей сети социального обеспечения, внедрению таких мер, как передача акций государственных предприятий пенсионным фондам и создание коммерческого пенсионного рынка, чтобы предоставить больше каналов для физических лиц, чтобы экономить пенсии.
Сейчас центральное правительство готовит пересмотр механизма сбора взносов социального страхования. Пенсионные фонды Китая контролируются правительствами провинциального уровня, но обязанности по сбору сборов непоследовательно распределяются между налоговыми органами и органами социального обеспечения. В рамках новой системы полномочия по сбору средств будут консолидированы в налоговых отделах, чтобы скрыть лазейки, позволяющие избежать уклонения и сделать сбо платежей более прозрачным и эффективным.
Изменения, которые должен вступить в силу в начале следующего года, вызвали беспокойство у компаний, обеспокоенных тем, что новые правила сбора увеличат выплаты по социальному страхованию. Это может повысить затраты для работодателей в то время, когда компании находятся под давлением, поскольку экономический рост замедляется и истощает капитал после трехлетней кампании сокращения доли заемных средств.
Новые правила могут привести к волне закрытия малого бизнеса из-за более высоких издержек и поставят компании под пристальное внимание налоговых чиновников, говорят критики. По словам Ван Дехуа (Wang Dehua), финансового аналитика Китайской академии социальных наук (CASS), главного аналитического центра, все компании должны полностью выполнить свои обязательства по оплате социального страхования, а средние затраты для предприятий увеличатся на 30%.
Согласно китайскому законодательству, работодатели обязаны осуществлять выплаты, чтобы помочь обеспечить базовое социальное страхование для сотрудников, включая пенсии, медицинское обслуживание, пособия по безработице, покрытие травм, материнство и фонд обеспечения жильем, что помогает работникам покрывать арендную плату и покупку жилья. Взносы на пенсии варьируются в разных регионах от 13% до 20% от заработной платы сотрудников. Рабочие платят 8%.
Общая сумма взносов социального страхования китайских работодателей и служащих составляет 39,5% от заработной платы, что выше, чем во многих других странах. В 2014 году средний показатель ОЭСР, группы из наиболее богатых стран, составил 29%, согласно журналу Social Security Journal.
Чтобы снизить затраты, работодатели часто находят способы избежать внесения полных платежей, например, путем разделения компенсации на базовую заработную плату и бонусы, уплаты налогов только на базовую заработную плату или путем найма временных работников, чтобы избежать выполнения обязательств по социальному обеспечению.
Некоторые компании боролись с платежами на фоне роста затрат на рабочую силу и замедления бизнеса. В июле крупнейший производитель телекоммуникационного оборудования в Китае, Huawei Technologies Co. Ltd., сократил свои выплаты в резервные фонды жилья в нескольких городах с более чем 10% заработной платы до 5%, нижнего предела национального стандарта. Аналитики говорят, что Huawei сделала шаг к сокращению затрат на рабочую силу.
Аналитики говорят, что дилемма проверяет политиков Китая, поскольку они ищут баланс между усилиями по расширению доходов от социального страхования и предоставлением бизнесу более комфортных условий.
Несмотря на то, что все работодатели выплачивают свои взносы в соответствии с законом, регулирующие органы также должны рассмотреть вопрос о снижении ставки взносов для смягчения давления на бизнес, сказал Ю. Цинцюань, главный исполнительный директор поставщика информации о социальном страховании 51Shebao. Другие эксперты заявили, что создание устойчивой системы социального обеспечения Китая потребует системной реформы и внедрения более совершенного управления сборами и расходами.
Закрытие лазеек
Поскольку сбор налогов на социальное страхование в провинциях разделяется между налоговыми органами и органами социального обеспечения, обязанности департаментов часто четко не определены. По словам Ван Яньчжун (Wang Yanzhong), профессора CASS, который проводил общенациональный опрос местной системы социального страхования в период с 2016 по 2017 год, координация и обмен информацией также дплнеи от совершенства.
Методы расчета налогов также различаются по регионам. Некоторые местные власти предложили льготную политику или снизили требования к оплате социального страхования для привлечения инвестиций, сказал Ван.
Эксперты говорят, что это привело к тому, что некоторые работодатели смогли минимизировать платежи за счет недооценки их заработной платы или размера рабочей силы.
Опрос 51Shebao в этом году показал, что только 27% компаний полностью оплатили свою долю взносов на социальное страхование, а 31% заплатили в нижней части диапазона национальных стандартов, оставляя своих сотрудников с наименьшим страховым покрытием, согласно исследовательский документ, опубликованный 24 августа.
«Налоговые департаменты имеют исчерпывающую информацию о деловых операциях компаний, и налоговые органы могут требовать от компаний полного выполнения своих обязательств по социальному страхованию», - сказал Ван Дехуа.
Официальные данные поддерживают его. В Гуанчжоу, где выплаты по социальному страхованию уже собраны налоговыми органами, более 90% зарегистрированных налогоплательщиков сообщили о выплатах социального страхования в 2015 году. В Пекине, где отделы социального обеспечения отвечают за сбор, этот показатель составлял лишь 42,9%.
Согласно плану реформы правительства, налоговые департаменты по всей стране завершат создание системы в рамках подготовки к выполнению задач по сбору до 10 декабря и начнут свои новые обязанности 1 января. Кроме того, отдел социального обеспечения свяжет свои системы с налоговыми ведомствами для обмена информацией и совместного решения споров.
Пенсионный дефицит
Согласно данным Министерства людских ресурсов и социального обеспечения, фонд пенсионного страхования Китая является важнейшая часть системы социального страхования страны, поскольку в 2017 году на его долю приходилось почти 70%сборов национального социального страхования.
По данным профессора CASS Чжэн Бингвена, в 2017 году фонд имел совокупный профицит в размере 4,1 трлн юаней, что в основном отражало государственные субсидии. В 2016 году на субсидии приходилось 15% общенациональных доходов фонда. Без них система была бы в минусе с 2014 года, согласно актуарной команде во главе с Чжэн.
По словам команды Чжэна, без субсидий пенсионные фонды Китая нарастят дефицит с 234 млрд. юаней в этом году до 534 млрд. юаней в 2022 году.
В некоторых провинциях местные пенсионные фонды уже испытывают дефицит. Согласно официальным сообщениям, в 2016 году пенсионный фонд северо-восточной провинции Хэйлунцзян был в дефиците более чем 23,2 млрд. юаней в 2016 году.
Чтобы помочь регионам, борющимся с пенсионным дефицитом, центральное правительство в июле создало национальный пул, чтобы взять часть денег из пенсионных фондов провинциального уровня и перераспределить деньги между регионами. Правительство сообщило, что этот центр с контролируемым потенциалом будет балансировать бремя пенсионных фондов по всей стране и укрепить общую систему.
Пул с централизованным контролем является первым шагом для Китая в решении фрагментированной пенсионной системы страны и огромных дисбалансов между бедными и богатыми провинциями, сказал Уанг Дехуа из CASS. Юй в 51Shebao сказал, что принудительные переводы в центральный правительственный фонд также побудят местные власти усилить контроль за пенсионными выплатами компаний.
По мере того, как правительства активизируют усилия по сбору средств, разработчики политики должны тщательно контролировать силу и темпы новой политики, чтобы избежать чрезмерного воздействия на бизнес, сказал Ван Дехуа.
По словам других аналитиков, в дополнение к ужесточению сборо Китай должен также продвигать реформы в управлении и расходах фонда социального страхования. Лу Дживэй, бывший министр финансов и нынешний председатель Национального совета по социальному обеспечению, заявил, что разработка политики социального страхования должна учитывать различные факторы, такие как демографические изменения и мобильность населения, и создать систему, основанную на актуарном балансе.
«Китай имеет высокую ставку взносов на социальное страхование, но по-прежнему не может достичь баланса. Несмотря на проблему старения населения, она также отражает несоответствующие механизмы стимулирования», - сказал Лу.