Польские пенсионеры помолодели
Первого октября в Польше вступает в действие снижение пенсионного возраста до 60 лет, в случае женщин, и до 65 лет, в случае мужчин. Это возращения к состоянию перед изменениями 2012 года, когда было установлено постепенное повышение пенсионного возраста до 67 лет независимо от пола.
Заявление о выходе на пенсию, согласно новым правилам, можно подавать с 1 сентября нынешнего года. На данный момент заявления подали свыше 176 тысяч человек. Фонд социального страхования (ZUS) предвидит, что с 1 октября возможностью раннего выхода на пенсию может воспользоваться свыше 330 тысяч тех, кто имеет на это право.
Польское Радио поинтересовалось мнениями экспертов по поводу пенсионной реформы и ее последствий для рынка труда.
Павел Войцеховский, главный экономист Фонд социального страхования, рассказал сколько приблизительно будет стоит снижение пенсионного возраста бюджету в ближайшие годы, если действительно эти потенциальные 330 тысяч человек выйдут на пенсию:
В этом году это будет стоить около 1 млрд злотых ( около 240 млн евро), в будущем году 10 млрд злотых (около 2,4 млрд евро), а потом, постепенно эта цифра будет увеличиваться на 2,5 млрд злотых (около 600 млн евро). Надо помнить, что это перспектива расходов, связанных с кассовыми потоками денег идущих от тех, кто зарабатывают, тем кто получают социальные выплаты.
Речь идет о финансовых потоках, которые в соотношении с ВВП, и с точки зрения дефицита Фонда социального страхования, будут удерживаться достаточно стабильно.
Согласно анкетированию, проведенного Фондом социального страхования (ZUS) 82% из тех, кто имеет право раннего выхода на пенсию, хотят воспользоваться такой возможностью. Александр Лашек из Форума общественного развития убежден, что эта тенденция будет только усиливаться:
Таких людей будет только больше, поскольку это изменение нужно рассматривать в контексте всей пенсионной системы. В ситуации увеличения продолжительности жизни наша пенсионная система так построена, что человек получает столько, сколько вкладывает. Сумма взносов делится на среднюю продолжительность жизни. Соответственно, если продолжительность жизни возрастает, то и размер пенсии уменьшается. К сожалению, вместе с более низким пенсионным возрастом и минимальной зарплатой, означает, что все больше людей, вне зависимости от того, сколько они будут работать, получат минимальную пенсию. Возьмем, к примеру, пенсионный возраст женщин, составляющий 60 лет. Полька, которая сейчас получаю среднюю зарплату, а это половина работающих женщин и половина рынка труда вообще, работая до 60 лет не заработает на минимальную пенсию. К каждой тысячи злотых пенсии (около 240 евро) для такого человека налогоплательщики будут доплачивать около 180 злотых (около 40 евро). Соответственно для такого человека не оплачивается работать дольше чем 60 лет. Ему более выгодно как можно раньше выйти на пенсию и пользоваться доплатами, которые лягут на плечи тех, кто будет работать.
В свою очередь Барбара Сурдыковская из экспертного бюро профсоюза «Солидарность» не согласна с мнением, что число желающих выйти на раннюю пенсию будет увеличиваться:
Мне кажется, что мы можем быть немного удивлены решениями поляков. Они обусловлены не только той или иной семейной ситуацией, потребностями и ожиданиями. Дело в ситуации на рынке труда, которая существенно улучшилась. Я бы не говорила о рынке труда работника, но думаю, что большая группа работников чувствует, что в них нуждаются и что они нужны там, где они работают. Это может привести к тому, что решения об уходе с рынка труда будут отстрочены во времени. Кроме того, как бы это жестоко не прозвучало, но размер пенсий, метод их вычисления и то, что они снижаются будет подталкивать к более длительному присутствию на рынке труда.
Мне кажется, что озвученная цифра о 82% поляков готовых выйти на пенсию как можно раньше, постепенно будет меняться. Это будет происходить под влиянием таких факторов, как размер пенсии и конфигурация пенсионной системы. Будет четко понятно, что дольшее присутствие на рынке труда, выгодно. Думаю, что в этом контексте произойдет увеличения таких форм трудоустройства, как работа на неполный рабочий день. То есть люди, достигнувшие пенсионный возраст пожелают продолжать свою профессиональную активность, чтобы и в дальнейшем делать взносы, и чтобы капитал, от которого зависит размер пенсии, увеличивался.
В тоже время Павел Войцеховский подчеркнул, что выход на раннюю пенсию не всегда кроется в экономических причинах:
Это происходит, и об этом уже давно свидетельствуют статистики, в основном по причине состояния здоровья. Свыше 40% опрошенных говорят, что они хотят выйти на раннюю пенсию из-за состояния здоровья. Другой причиной этого является то, что многие не работают. Следует помнить, что 49% людей в возрасте старше 55 лет — это профессионально неактивные люди. Таким образом, мы говорим о 90% людей, которые по другим причинам, чем экономическим, или по причине сплетен о скором банкротстве Фонду социального страхования, хотят выйти на пенсию, как только на это позволит закон.
В связи с этим те, кто по состоянию здоровья идут на пенсию не будут трудоустраиваться. Многие посчитают что, лучше воробей в руке, чем журавель в небе и выберут даже эту низкую пенсию чтобы потом, в будущем, еще где-то подрабатывать.
В свою очередь Александр Лашек обращает внимение, что снижение пенсионного возраста, это не только серьезный вызов для пенсионной системы, но и для системы публичных финансов в целом. Ведь выход на раннюю пенсию означает, что уменьшение числа профессионально активных лиц, то есть тех, кто платит социальные взносы:
Кроме того, эти не будут делать взносов, они также будут платить меньшие налоги, от физических лиц, более низкие взносы на медицинское страхование. Пенсионеры также все это платят, но пенсии более низкие чем зарплаты. Кроме того, то, что пенсионеры будут иметь меньшие доходы, будет меньше потреблять и платить меньше НДС. Это удар по всему сектору публичных финансов, а не только по пенсионной системе. Последствия этого мы почувствуем, только через некоторое время. Впрочем, если посмотреть на финансирование снижения пенсионного возраста, то Фонд социального страхования прогнозирует высокий рост номинальных взносов на уровне 6-7%, что соответствует хорошей конъюнктуре. Также предвидится большой трансфер с Открытого пенсионного фонда (OFE). Когда было снижение пенсионного возраста рычаг безопасности повернули и средства с Открытого пенсионного фонда перемещаются в государственный Фонд социального страхования. Только вот рычаг безопасности можно использовать только раз, это одноразовая инъекция наличных средств. Но, если мы посмотрим на последние 15-20 лет, то увидим, что поступления в Фонд социального страхования колебались. В момент ухудшения конъюнктуры на рынке труда они сокращались. Сейчас, в ситуации хорошей конъюнктуры и пользуясь одноразовым приходом мы берем на себя обязательства, которые будут продолжатся вне зависимости от конъюнктуры.