Почему повышение пенсионного возраста неизбежно

Вопрос о повышении пенсионного возраста назрел, заявил в апреле премьер Дмитрий Медведев, государство должно ориентироваться на реалии в части продолжительности жизни россиян (цитата по «Интерфаксу»). Сейчас на пенсию в России женщины выходят в 55 лет, мужчины – в 60, эти возраста были установлены еще в 1932 г., когда в СССР ввели пенсии по старости. Однако в марте президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию заявил, что пенсии россиян должны индексироваться выше инфляции, а разрыв между пенсией и зарплатой, которую человек получал, нужно сократить. Сложно будет сделать это без повышения налогов или пенсионного возраста, говорил министр экономического развития Максим Орешкин в программе «Познер».

Не могли решиться

Чиновники финансово-экономического блока достаточно давно пришли к консенсусу, что возраст выхода на пенсию нужно повысить, рассказывает федеральный чиновник. Минфин в 2016 г. предлагал сдвинуть его до 65 лет и мужчинам, и женщинам с шагом 6–12 месяцев в год. На необходимости повышения давно настаивает и Центр стратегических разработок Алексея Кудрина. Разработанная им стратегия предполагает постепенное повышение пенсионного возраста до 63 лет у женщин и 65 лет у мужчин к 2034 г.

Очевидно, что уже все министерства, которые участвуют в обсуждении вопроса о пенсионном возрасте, согласились с неизбежностью повышения, отмечает федеральный чиновник. Никаких решений по этому поводу сейчас в правительстве не готовится и не обсуждается, заявил представитель социального вице-премьера Ольги Голодец. Специальных совещаний действительно не проводилось, продолжает федеральный чиновник, но это было бы странно, ведь решение в Госдуму будет вносить уже новое правительство. В финансово-экономическом блоке правительства есть консенсус, что повышение неизбежно, говорит другой федеральный чиновник. Представители Минфина и Минэкономразвития отказались от комментариев, ЦБ на запрос не ответил.

Но принять назревшее решение власти до сих не могли, несмотря на все проблемы пенсионной системы и бюджета. Осенью правительство обсуждало альтернативу – повысить не пенсионный возраст, а минимальный трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости, рассказывали федеральные чиновники. Это по их задумке должно было мотивировать людей дольше работать и выходить из серого сектора.

На этот раз реформа состоится, уверены опрошенные «Ведомостями» экономисты. Она давно назрела из-за дефицита бюджета ПФР, считает директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова. Повышение возраста неизбежно, иначе для балансировки пенсионной системы придется повышать налоги, замечал главный экономист БКС Владимир Тихомиров.

Нерешительность властей можно понять – решение будет крайне непопулярным.

Опросы говорят о негативном отношении населения к этой идее. Согласно прошлогоднему опросу НИУ ВШЭ, лишь 21% россиян считает, что пенсионный возраст должен быть выше, чем сейчас. Больше всего россиян возмущает отсрочка периода двойных выплат, когда они получают и пенсию, и зарплату одновременно, отмечается в работе экспертов РАНХиГС «Повышение пенсионного возраста: позитивные эффекты и вероятные риски». 64% мужчин и 73% женщин продолжают трудиться по достижении пенсионного возраста, говорит соавтор научно-исследовательской работы, замдиректора Института социального анализа и прогнозирования ­РАНХиГС Юрий Горлин, люди работают в среднем еще 5–8 лет.

Половина из них не уходят из-за угрозы бедности, отмечала директор Института социальной политики ВШЭ Лилия Овчарова, и выйдут на пенсию, если она составит хотя бы 40% зарплаты (сейчас 35%). Правда, формально утверждать, что без пенсии все эти люди бедные, нельзя, продолжает Овчарова: у 2/3 работников зарплата выше 1,5 прожиточного минимума, но как бедность россияне воспринимают не заработок на уровне прожиточного минимума, а несоответствие более высокому стандарту жизни.

Есть и другие возражения. Продолжительность жизни в России, хоть и растет, пока остается низкой, особенно у мужчин, которые на пенсии проводят в среднем 16 лет (женщины – 26). В 2016 г. до пенсионного возраста в России не дожили более 30% мужчин – таковы итоги исследования, проведенного по заказу Пенсионного фонда Институтом медицины труда РАН, НИИ труда и социального страхования и др. («Ведомости» ознакомились с презентацией). У женщин статистика лучше: до пенсионного возраста дожили 93,3%.

Не смогут отказаться

В пенсионной системе России накопилось слишком много проблем. Она солидарная и размер пенсий зависит прежде всего от соотношения работников, которые платят страховые взносы, и пенсионеров, которые получают выплаты, отмечается в научно-исследовательской работе РАНХиГС. В 2015 г. доля населения в пенсионном возрасте, по данным Росстата, составляла 25%, а к 2030 г. вырастет до 28%. А в 2030-е гг., по долгосрочному прогнозу Минэкономразвития, пенсионеров в России будет столько же, сколько плательщиков взносов. Это значит, что производительность труда работника должна будет позволять ему обеспечивать себя, свою семью и еще одного пенсионера, пишут эксперты РАНХиГС. Треть россиян к тому же получают досрочные пенсии по старости, напоминают они.

Плательщиков взносов же становится меньше. Из-за демографической ямы на рынок труда выходит малочисленное поколение, рожденное в 1990-е гг., а многочисленное поколение 1950-х гг., напротив, его покидает. В прошлом году на рынке труда появились первые признаки дефицита кадров: численность рабочей силы в России сократилась на 500 000 человек до 76,3 млн.

Денег не хватает не только из-за плохой демографии. В России по-прежнему велика неформальная занятость: около 30% россиян почти всю жизнь работают неофициально и взносы в пенсионную систему за них не уплачиваются, оценивает старший научный сотрудник НИФИ Минфина Татьяна Омельчук. Кроме того, с 1930-х гг. люди стали позже выходить на рынок труда: не в 18 лет, а после окончания вуза – стаж уплаты взносов сократился, добавляет она.

Поскольку продолжительность жизни россиян растет, на пенсии они проводят все больше времени, которое должно быть оплачено, и заработать на «достойную старость» становится невозможно, писал Кудрин в «Вопросах экономики». В 2016 г. пенсия россиянина, по данным Росстата, составляла около 35% от зарплаты. Если не повышать пенсионный возраст, к 2030 г. соотношение снизится до 31%, а в 2050 г. – до 26,7%, делится расчетами Омельчук. Чтобы сохранить пенсию в 35% от заработка без повышения пенсионного возраста, нужно либо повысить на 5 п. п. страховые взносы в ПФР (сейчас с зарплаты до 1,02 млн руб. отчисляется 22%, свыше этой суммы – 10%), либо увеличить бюджетный трансферт на покрытие дефицита ПФР с 2,3% ВВП в 2016 г. до 3,6% в 2050 г., пишут эксперты РАНХиГС.

Конвенция Международной организации труда (МОТ) требует, чтобы пенсия составляла минимум 40% от зарплаты, этот уровень заложен и в Стратегию развития пенсионной системы России до 2030 г. Но у МОТ своя методология, говорит Горлин: расчет ведется для определенной профессии с широким охватом работников, при стаже не менее 30 лет, по отношению к зарплате за 2–3 года до выхода на пенсию, учитывается подоходный налог, доход супруга и др. При таком подходе коэффициент замещения для пенсии по старости в России в 2016 г. составлял более 50%. Такое соотношение может быть только при не очень больших зарплатах. Если человек получал достаточно высокую зарплату, никакая страховая пенсионная система не сможет обеспечить пенсию в 40% от нее, отмечает Горлин.

Как и кому повышать

Главная проблема не «повышать возраст или нет», а насколько и какими темпами, рассуждает Омельчук. Предложение увеличить пенсионный возраст всем до 65 лет с шагом по году в год слишком радикально, считает Горлин. Вариант ЦСР – 65 лет для мужчин и 63 года для женщин – экономически выгоден, но также чреват неоправданными социальными рисками, считают эксперты РАНХиГС.

Женщины в России живут дольше и с точки зрения демографии справедливо повысить им возраст выхода на пенсию до уровня мужчин, рассуждает Омельчук: сначала уравнять всем до 60 лет, а потом повысить до 63. Но гендерные традиции в России требуют установить мужчинам более высокий возраст, признает она. Возможности повысить пенсионный возраст мужчинам крайне ограничены: вероятность дожить от 20 лет до пенсионного возраста и продолжительность жизни на пенсии у них одни из самых низких среди стран с развитыми пенсионными системами, замечает Горлин. Зато у женщин эти параметры одни из самых высоких, добавляет он. Поэтому нужно поднять женщинам пенсионный возраст и сократить разрыв с пенсионным возрастом мужчин. Но из-за гендерных стереотипов это непроходной вариант, рассуждает Горлин.

Кроме того, сейчас доля работающих пенсионеров после достижения 63 лет мужчинами и 60 – женщинами становится существенно ниже 50%, продолжает он. Поэтому самый рациональный вариант – 62–63 для мужчин и 59–61 лет для женщин. Чтобы не вызвать напряжения в обществе, в первые 4–6 лет реформы повышать необходимо с шагом три месяца в год, считает Горлин. Это позволит людям лучше адаптироваться к изменениям на рынке труда, снизит риски безработицы в предпенсионных возрастах.

Другой способ снизить эти риски – дать человеку возможность выйти на пенсию в любой момент после достижения «старого» пенсионного возраста, но при условии, что он все время будет получать пониженную пенсию – чем раньше, тем меньше, предлагают эксперты РАНХиГС.

демпрогноз

Что это даст

Если пенсионный возраст будет повышен, правительство сможет индексировать страховые пенсии, без фиксированной части, выше инфляции, говорит Омельчук, при повышении до 63 лет для всех пенсия работника с 35-летним стажем и средней зарплатой в стране к 2030 г. составит 40% от зарплаты.

Если сохранить существующую пропорцию, 75–80% сэкономленных денег пойдет на повышение пенсий, а 20–25% – на покрытие бюджетного трансферта, рассчитали эксперты РАНХиГС. Тогда к 2050 г. доля пенсии относительно зарплаты вырастет на 2,4–4,4 п. п., а бюджет сэкономит 0,1–0,2% ВВП. Можно направить на увеличение пенсий и большую долю вырученных денег, считает Омельчук.

Повышение пенсионного возраста мужчин до 65 лет, а женщин – до 63 позволит за 16 лет увеличить пенсии в реальном выражении минимум на треть, прогнозирует ЦСР, средняя пенсия в итоге будет вдвое выше прожиточного минимума.

Время пришло

Сейчас для повышения пенсионного возраста открылось уникальное окно возможностей, говорит Омельчук: поскольку кадров на рынке труда начинает не хватать, задержка на нем старшего поколения не вызовет напряжения. С точки зрения демографии ближайшие 15 лет, по ее мнению, самое время для реформы. Конкуренцию молодежи такие работники не составят, считают эксперты РАНХиГС: молодые люди работают в основном в быстро развивающихся секторах – сфере услуг и цифровой экономике, старшее поколение – в промышленности, сельском хозяйстве, образовании, здравоохранении.

Но проблему сокращения занятости это не решит, отмечает директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон. Производительность труда повышением пенсионного возраста также не поднять, считает федеральный чиновник. Работники в России в целом слабо вовлечены в процесс переобучения, а к моменту выхода на пенсию и вовсе минимально, замечает Гимпельсон.

Повышение пенсионного возраста чревато и другими рисками. Зарплаты работников старших возрастов могут снизиться, считают эксперты РАНХиГС. Также такие работники рискуют столкнуться с предубеждением со стороны работодателей, отмечается в заказанном ПФР исследовании: по данным отчета HeadHunter за 2015 г., 81% компаний признали наличие возрастной дискриминации в кадровой политике. Точка отсечения, по мнению специалистов HeadHunter, – 45 лет. Чем выше будет пенсионный возраст, тем выше будет возраст, когда начинается возрастная дискриминация, надеется Овчарова. Кроме того, отношение постепенно меняется: за последние 15 лет доля занятых пенсионеров в России выросла почти на 10%, говорит она, чем выше уровень образования и компетенции, тем меньше пенсионер подвержен дискриминации.

Повышение пенсионного возраста заденет и работающих женщин: им придется задержаться в декретном отпуске, поскольку они не смогут оставить детей с бабушками и дедушками, отмечается в работе РАНХиГС. Теоретически перед повышением пенсионного возраста нужно провести «профилактику рисков» – построить ясли, запустить программу борьбы с бедностью, но вряд ли что-то будет реализовано, скептичен Горлин. Такой профилактикой можно считать невысокие темпы повышения – по три месяца в первые несколько лет реформы, считает он: в погоне за финансовым эффектом важно «не жадничать».

При повышении пенсионного возраста нужно опираться прежде всего на экономическую необходимость, считают эксперты РАНХиГС. Именно такими мотивами, по их словам, руководствовались 26 из 32 стран ОЭСР, которые с 2000 г. решились на пенсионную реформу, – сейчас средний пенсионный возраст для женщин и мужчин там 63 и 64 года. Все наши соседи по СНГ, кроме Узбекистана, реформу провели, говорит Омельчук.

Эффект от повышения пенсионного возраста будет временным, считает федеральный чиновник: у тех, кто задержится на рынке труда, к выходу на пенсию появятся дополнительные пенсионные права, они будут рассчитывать на большую пенсию. К тому моменту обнулятся расходы бюджета на валоризацию пенсий (переоценка расчетного пенсионного капитала с учетом советского трудового стажа. – «Ведомости»), это высвободит дополнительные средства, спорит Омельчук. К тому же новая пенсионная формула сконструирована так, что не позволяет правам резко возрасти, добавляет она.

Одного повышения возраста для роста пенсий и экономии бюджета мало, отмечается в работе РАНХиГС: нужно реформировать систему досрочных пенсий, повышать требования к стажу и количеству баллов, выводить экономику из тени. В 2024 г. трудовой стаж, необходимый для получения пенсии по старости, составит 15 лет (сейчас – 9) – в 2 раза ниже, чем в развитых странах. Между тем 70% новых пенсионеров сегодня отрабатывают 30 лет, пишут эксперты РАНХиГС, предлагая с возрастом увеличивать требования к стажу и заработанным пенсионным правам – до 30 лет и 70 коэффициентов к 2029 г.

Не стоит трактовать пенсионную реформу как неприятность, считает Овчарова, вопрос в том, куда будут направлены высвободившиеся ресурсы: если вложить их в здравоохранение и повышение пенсий, потери будут минимальны.

пенсия и зарплата

Клиентам НПФ раскроют портфели фондов с полугодовой задержкой

Банк России внес на рассмотрение в Минюст указание о порядке раскрытия инвестиционных портфелей негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В целом требования повышают прозрачность рынка и его игроков. На подготовку к раскрытию инвестиционных портфелей у НПФ остается чуть больше года.

Подробнее...

Желающим перейти из ВЭБа в НПФ предлагают не урезать доход

Будущих пенсионеров, которые числятся «молчунами» во Внешэкономбанке (Банк развития), предлагают освободить от потери инвестдохода при досрочном переходе в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Письмо с такой инициативой Ассоциация негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) направила в Минфин, Центробанк и Госдуму (копия письма есть у «Известий»). По данным АНПФ, по итогам «переходных кампаний» 2016 и 2017 годов досрочно из ВЭБа ушли почти 7 млн «молчунов». Их совокупные потери составили 61 млрд рублей.

Подробнее...

Надо ли инвестировать в ETF на MMBБ

Почти девять лет на сайте etfunds.ru я рассказываю об инвестиционном инструменте, который завоевывал признание огромного числа инвесторов во всем мире - ETF exchange traded funds (ETF). Сейчас в ETF, торгуемых на многих мировых биржах, инвестировано порядка $5 трлн. С их помощью можно зарабатывать на любых активах, любых стран: акциях, облигациях, фьючерсах, драгоценных металлах, колебаниях курсах нефти и пр. Растет их число и в России, но это лишь - дань моде. Активы, лежащие в основе этих фондов, проигрывают иностранным, как, впрочем и торгуемым на зарубежных биржах самим ETF.  

Подробнее...

Частный капитал показал свою непорядочность на пенсионном рынке

О перспективах огосударствления пенсионной индустрии, в чем его причины и стоит ли препятствовать процессу, “Ъ” рассказал президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов.

— Действительно ли существует тенденция увеличения роли государства в системе ОПС? Каковы ее движущие силы?

— Драйверами тенденции выступают непорядочные акционеры ряда НПФ, которые украли деньги будущих пенсионеров, и государство было вынуждено из своего кармана доставать деньги, чтобы закрыть дыры. В 2012 году началась скупка финансовыми группами фондов, чтобы за счет дешевых пассивов финансировать свои проекты, затыкать дыры в своих банках, которые до этого участвовали в различных сомнительных схемах. На самом же деле они купили дорогую социальную ответственность. За несколько лет они привели фонды в плачевное состояние, и государству пришлось вмешаться.

Это не процесс огосударствления — это процесс затыкания дыр, созданных владельцами фондов, за счет бюджета. Процесс не закончился. Сейчас он затронул только те фонды, которые в той или иной степени были связаны с банковскими группами. Дальше пойдут фонды, у которых нет привязки к банкам.

Так называемое оздоровление будет происходить за государственный счет: либо через механизм Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС) и находящиеся у него банки, либо через фонды, принадлежащие госбанкам. Других средств, кроме государственных, на рынке просто-напросто нет.

— Почему?

— Банкротить фонды невозможно — это грозит социальными рисками. В этих НПФ миллионы людей. Состояние их плачевное. Частных денег в стране вообще мало. А на финансовом рынке тем более.

— Но ведь процесс огосударствления связан не только с санацией. Счетная палата указывала, что существует угроза ограничения конкуренции, прежде всего из-за доминирующей банковской сети Сбербанка, привлекающей для своего НПФ клиентов.

— Это тема не Счетной палаты, а ФАС. Пока никаких нареканий со стороны антимонопольного ведомства я не слышал. Но, предположим, они будут. Как можно ограничить Сбербанк? Запретить ему продавать пенсионный продукт? Сбербанк, хотя у государства в нем контрольный пакет, это коммерческая структура, зарабатывающая деньги. Кстати, широкая сеть отделений есть не только у Сбербанка.

— У ВТБ сравнимая сеть, но и ему принадлежит НПФ…

— Кроме ВТБ есть «Росгосстрах».

— Который тоже сейчас в государственных руках и принадлежит «ФК Открытие», у которого три НПФ.

— Никакой «Росгосстрах» не государственный. Он проходит санацию под эгидой ФКБС. Не раз говорили, что после оздоровления он будет продан. К тому же под санацию фонды попали совсем недавно — еще и года не прошло. Процесс оздоровления еще не закончился. Поэтому говорить о постоянном контроле государства преждевременно.

— А вы верите в продажу в ближайшем будущем?

— Я не оперирую такими понятиями. Впрочем, все равно, проблема не в огосударствлении. Проблема в том, что частный капитал показал свою непорядочность на пенсионном рынке. Государство реагирует на это соответствующим образом. И вопрос для государства теперь: чем новый частник будет лучше старого? Пенсионный бизнес — это социально ответственный бизнес, а этой ответственности у финансовых групп государство не видело.

— Не значит ли это, что Россия пойдет по пути Казахстана, где государство пошло на национализацию пенсионных фондов?

— Я не исключаю любых вариантов. То, что есть тенденция в сторону контроля государства, нормально во время кризисных явлений. Посмотрите на зарубежный опыт 2008–2009 годов. Государства Запада тогда активно участвовали в выводе финансовой системы из кризиса, в том числе за счет увеличения своей доли в банках.

Конечно, экономическую ситуацию в России нельзя назвать в полной мере кризисной, но в любом случае у частного сектора денег не так много. И я не исключаю, что те дыры, которые «вдруг» появились у фондов, принадлежащих частным финансовым группам, придется затыкать в том числе и государственным банкам, а значит, процесс перехода пенсионных активов в руки близких к государству структур продолжится.

— Огосударствление пенсионной индустрии не грозит сокращением конкуренции и, как следствие, уменьшением доходности НПФ?

— У квазигосударственных фондов, того же самого НПФ Сбербанка, нет задачи использовать деньги, доверенные им гражданами. Они работают с оборота. У частного фонда есть задача пользоваться деньгами в своих интересах. Поэтому в контроле государства над фондами я ничего плохого не вижу. Важно, чтобы пенсионные деньги граждан работали на экономику и на них самих.

— Не сокращается ли маневр у НПФ по инвестированию аккумулированных пенсионных накоплений в негосударственные ценные бумаги и другие инструменты, не связанные с госсобственностью?

— ЦБ движется в направлении отсутствия ограничений по инвестированию. Вы можете вложить все средства в одну бумагу, но должны будете за это отвечать деньгами — то есть после прохождения стресс-тестирования создавать капитал. Таким образом, НПФ придется доказать прежде всего самому себе, что вложения в эту бумагу дадут доход клиенту. Поэтому никакого риска сокращения возможностей инвестирования накоплений — будь то в государственные или негосударственные активы — я не вижу.

Банк России отмечает рост числа жалоб на пенсионные фонды

В марте 2018 года число жалоб и обращений, поступивших в Банк России  в отношении субъектов коллективных инвестиций, увеличилось по сравнению с февралем более чем в два раза, до 240 единиц: почти половину составили обращения, связанные с несогласием  граждан с переводом их пенсионных накоплений  из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд  (НПФ) или из одного НПФ в другой, сообщается на сайте Центробанка.

Подробнее...

Частные НПФ теряют контроль над пенсионным рынком

Пенсионные фонды, принадлежащие государственным банкам, занимают все больше места на рынке обязательного пенсионного обеспечения. В конце 2017 года их доля приблизилась к 50%, а в 2018-м с легкостью перешагнет эту психологически важную отметку.

Подробнее...

Клиентам НПФ расскажут о потере инвестдохода всё, но не сразу

Законопроект о переводе пенсионных накоплений был сильно изменен ко второму чтению. Пенсионным фондам предлагается тщательнее информировать граждан о возможных потерях инвестдохода при досрочной смене НПФ, за порталом госуслуг закрепляется ключевая роль в процессе подачи заявлений о переводе накоплений. Заработают новые нормы не раньше 2019 года.

Подробнее...

Для массового внедрения ИПК нет условий

Если хотите в старости иметь пенсию, на которую можно жить, копите на нее сами, в очередной раз признал в понедельник министр финансов Антон Силуанов. Россияне, конечно, давно и сами об этом догадываются – но нельзя не сказать спасибо министру за прямое признание невозможности рассчитывать в старости на государство из-за так и не появившейся в России предсказуемой и жизнеспособной пенсионной системы, пишут "Ведомости".

Подробнее...