ЦБ хочет усилить контроль над инвестициями НПФ
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и их управляющие компании (УК) столкнулись с риском фидуциарной ответственности при вложении средств клиентов в целый ряд инструментов. В ЦБ также видят проблему и рассматривают возможность улучшения методологии контроля сделок с точки зрения фидуциарной ответственности. Сейчас же опасения наткнуться на штрафные санкции со стороны регулятора может лишить многие инструменты пенсионных денег, что в итоге скажется либо на надежности НПФ, либо на доходности клиента.
Регулятор рассматривает возможность улучшения методологии контроля сделок в рамках механизма фидуциарной ответственности, введенной два года назад (см. “Ъ” от 12 февраля 2018 года) для инвестиций клиентских средств НПФ, заявил представитель Банка России. Не исключается «более детализированный подход к рейтинговым группам», отметил он. В прошлом году ЦБ представил методологию применения механизма фидуциарной ответственности, то есть ответственности управляющего средствами перед клиентом по надлежащему распоряжению его деньгами, для простейших инструментов, в которые вкладываются частные фонды: депозиты и облигации с простой структурой денежных потоков, так называемыми бумагами plain vanilla (см. “Ъ” от 10 июня 2019 года).
Процесс анализа сделок с этими классами активов «полностью автоматизирован», заявил 11 февраля директор департамента коллективных инвестиций Банка России Кирилл Пронин. Остальные активы регулятор «вынужден рассматривать в ручном режиме», отметил он. Впрочем, по словам топ-менеджера ЦБ, для некоторых других классов активов методика находится в стадии разработки. В этом году будет «постепенно» введена методика для некоторых других торгуемых активов, отметил господин Пронин.
Для бондов plain vanilla выявление сомнительных сделок с облигациями происходит на основании сравнения доходности к погашению по сделке и доходности соответствующего индекса Московской биржи, подобранного на основании рейтинга и дюрации бумаги. Для этого бонды разделены на три рейтинговые группы: первая группа включает в себя бумаги с рейтингом AAA от кредитных рейтинговых агентств (КРА), вторая — от BBB+ до AA+, а третья — от BB до BBB. По оценке одной из управляющих компаний, работающей со средствами НПФ, ширина второй рейтинговой группы фактически запрещает приобретать активы с высшими рейтингами, включенными в эту группу (от AA до AA+). Это происходит из-за того, что в индексах для активов этой группы средневзвешенные значения доходности бондов слишком отрываются от бумаг с высшими рейтингами этой группы. При этом механизм калибровки доверительного интервала не определен, а значит, непонятно, какой маневр имеет фонд при покупке таких инструментов. Так, в проанализированных этой УК размещениях бондов, прошедших в ноябре прошлого года, во всех пяти выпусках участие НПФ несло риски фидуциарной ответственности.
По словам собеседника “Ъ”, близкого к ЦБ, регулятор осведомлен о слишком широких рейтинговых группах и раздумывает об увеличении их количества. «У нас на рынке нет столько бумаг, чтобы еще больше разбивать рейтинговые группы: на три-то еле-еле набирается»,— утверждает топ-менеджер одного из НПФ. По его словам, при еще большей детализации будут большие выбросы, а значит, автоматизированная система определения сомнительных сделок опять-таки будет работать некорректно. «Но и нынешнее положение дел, если ЦБ будет закручивать гайки, может испугать фонды, что ограничит НПФ в выборе допустимых инструментов,— говорит он.— Особенно это коснется малых фондов, которые попытаются фидуциарную ответственность перенести на УК, которая, в свою очередь, не будет покупать для НПФ "опасные" инструменты, опасаясь утраты своего капитала».
«Опасения по реализации рисков фидуциарной ответственности при приобретении или продаже целой группы инструментов, естественно, ограничит в них вложения и скажется либо на устойчивости портфеля НПФ, либо же на доходности фонда»,— говорит управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов. По его словам, также могут пострадать и эмитенты внутри групп риска, которые лишатся пенсионных денег — весьма значимого ресурса на российском фондовом рынке.