Клиенты НПФ не копят на пенсию без стимулов
По добровольным индивидуальным пенсионным программам клиенты негосударственного пенсионного фонда (НПФ) Сбербанка в прошлом году принесли в НПФ более 3 млрд руб. Впечатляющие для многих российских НПФ показатели выглядят в среднем на одного клиента невыразительно — чуть более 2 тыс. руб. Такие результаты закономерны без серьезных государственных стимулов по добровольным пенсионным программам, отмечают эксперты.
Клиенты НПФ Сбербанка — лидера рынка по индивидуальным программам негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) — по программам индивидуальных пенсионных планов (ИПП) в прошлом году внесли на свои счета «более 3 млрд руб. регулярных платежей», говорится в пресс-релизе фонда. При этом более половины взносов было осуществлено с помощью сервиса автоматических платежей. «Это почти в два раза больше, чем в 2018 году»,— отмечает НПФ.
НПФ Сбербанка — крупнейший российский частный пенсионный фонд. Активы фонда по итогам 2019 года превышали 670 млрд руб., при этом на пенсионные накопления приходилось 627,4 млрд руб.
НПФ Сбербанка начал массовое привлечение клиентов по программам ИПП в 2017 году, используя сеть материнского банка, а также низкий пороговый вход в эти программы (см. “Ъ” от 16 января 2018 года). Однако в следующем году он сократил привлечение (см. “Ъ” от 17 мая 2018 года), и сейчас темп прироста по сравнению с предыдущим периодом минимален. Однако в итоге массового привлечения клиентами фонда по ИПП стали почти 1,5 млн человек. Пенсионные резервы, аккумулированные в рамках программ НПО, на начало 2020 года составили 46 млрд руб. (на 21,9% больше, чем годом ранее), из которых в страховом резерве было 1,6 млрд руб. Более половины прироста за прошлый год (если учитывать сохранение динамики выплат по НПО в последние три месяца на уровне предыдущих трех кварталов) было обеспечено инвестдоходом, который за 2019 год составил 4,6 млрд руб. Клиентская база по НПО составляла 1,75 млн человек, при этом вкладчиками—физическими лицами были 1,47 млн граждан.
«Показатели, полученные НПФ Сбербанка по программам ИПП, демонстрируют, каких результатов могут обеспечить добровольные пенсионные программы в условиях почти полного отсутствия стимулов»,— говорит управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов. Впрочем, по его словам, эксперимент еще не закончен. «Все будет зависеть от показателей НПФ Сбербанка, а также от умения работы фонда с уже собранной клиентской базой»,— отмечает эксперт. В фонде собираются «построить систему регулярных коммуникаций» с клиентами, повысить их «вовлечение в накопительный процесс», при котором «регулярные взносы станут неотъемлемой частью жизни», отметил господин Прокопенков в разговоре с Ъ.