Копить на пенсию будут единицы
Не успели НПФы смириться с отменой системы обязательного пенсионного страхования (ОПС), а потом порадоваться возможному притоку свежих денег за счет внедрения ИПК, как у них отобрали и этот обещанный кусок пирога. Дело в том, что ключевым условием успеха проекта представители Банка России, Минфина и участники рынка неоднократно называли автоподписку. Она подразумевает, что гражданин начинает отчислять до 6% от своей зарплаты в систему ИПК автоматически. Если же он не хочет таким образом копить на пенсию, ему необходимо написать соответствующее заявление, пишет FO.
«Анализ показал, что исключение временнЫх издержек,связанных с вступлением является ключевым фактором участия», – заявлял ранее первый зампред ЦБ Сергей Швецов. Впрочем, в последнем варианте документа, который попал в руки газете «КоммерсантЪ», автоподписка заменена на дополнительное соглашение к трудовым договорам между работодателем и сотрудниками, которое станет обязательным. А это уже коренным образом меняет дело. Участники круглого стола «Будущее пенсионного рынка», организованного рейтинговым агентством «Эксперт РА», высказались единогласно: без автоподписки система работать не будет, и НПФы вместо десятков миллионов новых клиентов получат от силы несколько тысяч добровольцев.
«Не стоит забывать про уровень финансового благополучия граждан, который не очень позволяет быть участниками системы ИПК. ЦБ и мы специально провели исследование тех стран, которые внедряли что-то подобное, и ключевым фактором успеха или неуспеха был инструмент автоподписки», – объяснил президент Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) Сергей Беляков. Эксперт добавил: «Получается парадоксальная вещь, мы все говорили об одном и том же, согласились, что без этого инструмента институт пока не работает, в результате вносится в правительство документ, который с точки зрения авторов оказывается неработающим».
Сергей Швецов рассчитывал сделать ставку на лень граждан: большинство просто не станет разбираться, куда отчисляется до 6% от зарплаты и специально отписываться от участия в ИПК. Лариса Горчаковская из НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» отмечала ранее в разговоре с FO, что разделяет позицию ЦБ: около 50% работников будет участвовать в этой системе. Впрочем, если будет утверждена новая версия законопроекта, эта цифра может сократиться почти в 20 раз.
Первый заместитель гендиректора НПФ «Газфонд Пенсионные накопления» Антон Шпилев подтвердил: «Мы считаем, что без автоподписки эта концепция не будет работать. У нас есть пример с программой софинансирования. Платят несколько сотен тысяч участников, хотя вступили около 10 млн человек, соответственно примерно столько может быть, если не введут автоподписку, а будет вступление через трудовой договор. За несколько лет число участников, может быть, дойдет до 1 млн, поскольку не будет обязательности, которую обещали авторы концепции».
Итак, добровольное, а не псевдодобровольное участие приведет в систему новых участников, количество которых будет исчисляться тысячами, а не миллионами. В этих условиях НПФам придется конкурировать, прежде всего, за деньги немногочисленных сознательных граждан со средним уровнем дохода.
«Без автоподписки портрет участников ИПК у нас существенно сузится. Люди, которые будут участвовать в этом процессе – это либо люди, которые могут себе это позволить с доходом от 70 тысяч рублей, либо люди с низкой финансовой грамотностью, за которых решение принимает работодатель», – говорит гендиректор ООО «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов.
В этих условиях о масштабных вливаниях в отрасль НПФов больше говорить не приходится. «Если говорить о цифрах, то это сотни тысяч руб. Мы проводили исследования среди клиентов НПФ, сколько из них были бы готовы добровольно что-то отчислять. И заявляли об этом 6% участников, но, как известно, когда 6% заявляют, участвуют в лучшем случае 3%... Наверное, нужно признать, что в том виде, в котором вчера был озвучен проект ИПК не реализуем и практически ничем не отличается от НПО (негосударственное пенсионное обеспечение), участие в котором возможно уже 20 лет, и мы видим только стагнацию и снижение количества участников при том, что 90% взносов делает работодатель, а не работник».
Итак, все идет к тому, что инструмент, который задумывался как массовый, станет просто еще одним инвестиционным продуктом для немногочисленного среднего класса. Если для НПФ это однозначно плохая новость, то для граждан ответ неочевиден. Конечно, с одной стороны, они не будут копить на пенсию в добровольно-принудительном порядке, с другой, финансово неграмотному большинству не понадобиться искать ответы на вопросы: почему зарплата вдруг стала на 6% меньше, и как вернуть эти деньги?