ЦБ расширяет пенсионным фондам возможности самостоятельного инвестирования

Банк России собирается изменить правила инвестирования пенсионных резервов НПФ, сумма которых превышает 1,2 трлн руб. Регулятор готов позволить фондам размещать эти средства негосударственных пенсионных программ почти во все активы самостоятельно, однако с жесткими ограничениями. Результаты стресс-тестирования пенсионных резервов, судя по всему, разочаровали ЦБ, и теперь ему проще исправить ситуацию прямыми запретами, отмечают эксперты.


Проект указания ЦБ, регламентирующего размещение пенсионных резервов НПФ, размещен на сайте регулятора. Новый документ разработан «взамен действующего постановления правительства», говорится в пояснительной записке к документу. «Правила, установленные в документе, в большинстве своем дублируют постановление 580-П (ограничения по инвестированию пенсионных накоплений.— “Ъ”)»,— отметил директор департамента риск-менеджмента «Ай Кью Джи Управление активами» Александр Баранов. Новые правила должны начать действовать с третьего квартала 2019 года.

Сейчас инвестирование пенсионных резервов, которые суммарно в НПФ превышают 1,2 трлн руб., регулируется постановлением правительства от 2007 года. Оно действует в редакции августа 2013 года. Почти одновременно с ней вступил в силу ряд законодательных актов, которые возложили на Банк России функции мегарегулятора финансового рынка, в том числе надзор за деятельностью НПФ. В 2014 году в рамках новых функций ЦБ выпустил положение, ограничивающее вложения НПФ по обязательному пенсионному страхованию.

Новым документом регулятор позволяет фондам использовать для самостоятельного инвестирования пенсионных резервов широкий круг финансовых инструментов — госбумаги, депозиты, обезличенные металлические счета, корпоративные облигации и акции (включая зарубежных эмитентов), паи паевых инвестиционных фондов (ПИФы), деривативы. Однако к таким вложениям устанавливаются жесткие требования. Например, облигации и банки, где размещены средства пенсионных резервов, должны обладать высоким кредитным рейтингом. Российские акции должны входить в высший котировальный список Московской биржи, а ПИФы должны быть предназначены для неквалифицированных инвесторов. В ценные бумаги, не соответствующие этим критериям, НПФ также могут размещать резервы, но только через управляющие компании.

Документ жестко ограничивает и доли вложений. Сейчас НПФ может держать на депозитах в банках до 80% пенсионных резервов, регулятор же хочет ограничить вложения во все банковские активы сначала 40%, а к 2021 году — 30%. Для акций лимит с нынешних 70% сокращается до 40%. Вложение в одного эмитента вначале ограничивается 10% с постепенным снижением до 5%. Для облигаций субъектов федерации и муниципальных образований лимит снижается с 80% для каждого вида до 40% в совокупности. Зарубежные активы ограничиваются 30%, а активы, номинированные в иностранной валюте,— 40%. В целях «повышения диверсификации вложений» лимит на 15% на одного эмитента заменяется ограничением вложений в активы группы связанных лиц с постепенным сокращением до 10% к 2022 году.

Введением новых правил за счет избавления от прослойки в виде управляющих компаний, по мнению господина Баранова, регулятор выступает за снижение издержек при работе фондов по НПО. Но в этом случае, как прогнозирует руководитель инвестдепартамента НПФ «Сафмар» Андрей Есин, «новые правила инвестирования заставят крупные фонды на порядок усилить свои инвестиционные подразделения, а небольшим НПФ придется создавать их с нуля».

При этом ЦБ неоднократно говорил о либерализации требований к размещению резервов. В частности, в концепции пропорционального регулирования для резервов предусматривался «постепенный отказ от отдельных ограничений на инвестирование по итогам имплементации стресс-тестирования» (см. “Ъ” от 21 июня 2018 года). «По-видимому, регулятора не удовлетворили результаты стресс-тестов — степень качества активов и запас прочности НПФ»,— говорит управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов. По его словам, «сейчас проще вылечить ситуацию и не допустить возникновения новых очагов проблем прямыми запретами, а не косвенно, через оценочные тесты».