Крупные НПФ опасаются оттока клиентской базы

Переходная кампания прошлого года может быть подвергнута ревизии. С такой инициативой выступают несколько крупных пенсионных фондов, не удовлетворенных привлечением новых клиентов по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) и ожидающих оттока. Однако желающие скорректировать прошлогодние результаты НПФ строят амбициозные планы на этот год, несмотря на риски неправомерных переводов со стороны их агентов.

Несколько НПФ хотят провести широкомасштабную ревизию прошлогодней переходной кампании, рассказали “Ъ” несколько источников, близких к этим фондам и их владельцам. Основным инициатором такой ревизии является НПФ Сбербанка, рассказали “Ъ” три источника, близких к фонду, и один источник, близкий к материнскому банку. «За ревизию выступает НПФ "Открытие" (бывший "ЛУКОЙЛ-Гарант".— “Ъ”)»,— указывают еще два собеседника “Ъ”. Впрочем, как заявил представитель регулятора, «в Банк России данная инициатива не поступала».

После отмены в 2017 году возможности подачи заявлений с помощью удостоверяющих центров (см. "Ъ-Online" от 29 декабря 2017 года) в прошлом году произошло существенное падение активности переходной кампании: за 11 месяцев было чуть менее 1,5 млн заявлений (см. “Ъ” от 21 декабря 2018 года; в предыдущие годы результаты были в разы больше). При этом основным способом стала подача заявлений курьерами (см. “Ъ” от 27 сентября 2018 года), а в самые последние месяцы года — по почте, рассказал источник “Ъ”, знакомый с положением дел в ПФР. Эти два канала ассоциируются с подачей заявлений, собранных агентами, и по ним существует риск фальсификации (см. “Ъ” от 14 сентября 2018 года). Именно проверку таких заявлений, заверенных нотариальной подписью, и хочет инициировать ряд фондов, поясняют собеседники “Ъ”. По словам источника, близкого к НПФ Сбербанка, фонд «предпринимает все усилия, чтобы неправомерных переводов по результатам прошлогодней кампании не было». В Сбербанке заявили, что ждут итогов переходной кампании 2018 года и в случае выявлений нарушений будут «готовы оспаривать» ее результаты «в интересах наших клиентов».

Впрочем, как указывают собеседники “Ъ”, и НПФ Сбербанка, и НПФ «Открытие» руководствуются своими интересами — эти фонды могут столкнуться с оттоком большого количества клиентов. НПФ Сбербанка лишь в последние месяцы года запустил привлечение через отделения Сбербанка в тестовом режиме (см. “Ъ” от 22 ноября 2018 года), собрав, как указывают источники “Ъ”, около 30 тыс. заявлений. Исходя из доли фонда на рынке и при условии, что все заявления будут удовлетворены, НПФ может столкнуться с нетто-оттоком почти 200 тыс. клиентов (или более 10 млрд руб.). «ЛУКОЙЛ-Гарант» начал использовать банковскую сеть для привлечения клиентов по ОПС в начале осени (см. “Ъ” от 27 сентября), но там тоже недовольны результатами, рассказывают источники “Ъ”. «Непонятно желание НПФ провести ревизию кампании именно прошлого года. Возникает резонный вопрос, почему не кампании 2017 года или 2016 года, когда тоже наблюдался весьма высокий масштаб неправомерных переводов»,— удивляется директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин.

При этом фонды, которые выступают с инициативой ревизии, имеют обширные планы на переходную кампанию 2019 года. НПФ Сбербанка, как указывают источники “Ъ”, планирует собрать 3 млн заявлений, НПФ «Открытие» — более 500 тыс. заявлений (см. “Ъ” от 18 января). «Бенефициарами привлечения, если будет введен сервис перевода пенсионных накоплений через единый портал госуслуг в этом году, станут НПФ, принадлежащие госбанкам, а кампания в преддверии введения ИПК может стать агрессивной»,— говорит руководитель департамента финансовых рейтингов НРА Карина Артемьева. По ее словам, здесь наблюдается некое двуличие фондов. «Как бы ни были честны НПФ, при столь масштабных планах нельзя исключать неправомерных переводов клиентов сотрудниками банков, которым сверху спущен план»,— считает она.

В «ВТБ Пенсионный фонд» заявили, что говорить об итогах переходной кампании прошлого года преждевременно. Во всех остальных НПФ, работающих с пенсионными накоплениями, не ответили на вопросы “Ъ”, касающиеся результатов переходной кампании. Так же поступили и в ПФР.