Банк России приступил к превентивным проверкам НПФ
ЦБ перешел на превентивные проверки негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Сотрудники регулятора тайно следят за тем, как НПФ проводят переходную кампанию этого года.
Они обзванивают граждан, решивших перевести пенсионные накопления, проводят контрольные мероприятия в местах заключения договоров. Участники рынка говорят, что ЦБ развернул действительно масштабную компанию, а сам регулятор подтверждает выявление «ряда недобросовестных практик».
ЦБ начал проверки крупных частных пенсионных фондов на предмет привлечения клиентов в рамках переходной кампании. Проверяется желание граждан стать клиентом НПФ, пункты продаж фондов, проводятся другие контрольные мероприятия, рассказали “Ъ” в двух фондах, которые уже стали объектом интереса регулятора. Как пояснили в Банке России, с 2018 года он «осуществляет превентивный поведенческий надзор, в периметр которого входят участники из различных секторов финансового рынка, в том числе и НПФ». Мероприятия направлены «на недопущение нарушений и предотвращение негативных практик».
«Принимая решение о проведении проверок в конкретных финансовых организациях, Банк России учитывает целый ряд факторов, включая размеры, количество жалоб на определенное количество договоров, особенности и риски конкретных финансовых продуктов и даже географический регион, где находится та или иная финансовая организация»,— указывают в ЦБ.
По словам одного из собеседников “Ъ”, регулятор запросил в фонде информацию о договорах, заключенных НПФ в этом году. В дальнейшем сотрудники ЦБ выборочно обзванивали клиентов и интересовались, действительно ли договор был заключен, не было ли при его заключении введения в заблуждение (мисселинг). По одному из фондов выборочный обзвон составлял порядка 100 человек, говорит другой собеседник “Ъ”. Эти действия проводились втайне от фондов, подчеркивает топ-менеджер НПФ, входящих в топ-10 по пенсионным накоплениям.
«"ВТБ Пенсионный фонд" направлял в ЦБ всю необходимую информацию по договорам, заключенным в 2018 году»,— рассказала гендиректор НПФ Лариса Горчаковская. Получение запроса регулятора о предоставлении информации по договорам за 2018 год подтверждает и операционный директор НПФ Сбербанка Виктор Поляков. О проведении контрольных мероприятий в НПФ «Газфонд Пенсионные накопления» рассказал один из источников “Ъ”. В другом НПФ из топ-10 не получали запроса о предоставлении информации о договорах, рассказал его сотрудник. В «УГМК-Перспектива» также не получали запросов от ЦБ о предоставлении информации по договорам, заявил представитель фонда.
ЦБ заинтересовался операциями в рамках переходной кампании из-за не самых чистых методов привлечения новых клиентов, использовавшихся фондами в прошлые годы, утверждает один из собеседников “Ъ”. Счетная палата в своем отчете в 2017 году отмечала многочисленные «риски фальсификации» заявлений, поданных от имени граждан через удостоверяющие центры. После ее критики канал был перекрыт (см. “Ъ” от 28 июня 2017 года), однако риски неправомерного перевода пенсионных накоплений сохранились (см. “Ъ” 14 сентября).
Ряд представителей НПФ по результатам проверок уже были вызваны в Банк России, рассказали два собеседника “Ъ”.
По словам одного из них, в ЦБ ходили топ-менеджеры «ВТБ Пенсионный фонд» и «Газфонд Пенсионные накопления». Другой источник добавляет к этому списку НПФ «Будущее». «По предварительным данным регулятора, в "ВТБ Пенсионный фонд" один из самых высоких индексов удовлетворенности клиентов»,— заверила госпожа Горчаковская. По ее словам, НПФ в ближайшее время ожидает официальное заключение регулятора. Один из собеседников “Ъ” заявил, что ЦБ «доволен результатами» и «Газфонда Пенсионные накопления», однако в самом фонде не ответили на запрос “Ъ”. В НПФ «Будущее» также оставили без ответа вопросы “Ъ”.
Вместе с тем в Банке России заявили, что по итогам проверок был выявлен «ряд недобросовестных практик, в частности, неинформирование или неполное информирование потребителя об особенностях и рисках отдельных финансовых продуктов». По его словам, по обнаруженным нарушениям проводится работа «в целях изменения существующих бизнес-процессов».