НПФ не знают, когда им публиковать отчетсность
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) не знают, когда им раскрывать свою бухгалтерскую отчетность. Прежние нормы о сроках публикации информации, установленные регулятором, утратили силу, новые — только разрабатываются. НПФ публикуют отчетность согласно старым требованиям или неформальным рекомендациям ЦБ. Впрочем, такая ситуация дает возможность отдельным участникам рынка затягивать публикацию результатов, тем самым снижая прозрачность социально значимого пенсионного рынка, полагают эксперты.
Сроки раскрытия финансовой отчетности НПФ не установлены, какими нормами они должны пользоваться, непонятно, пожаловались “Ъ” несколько негосударственных фондов.
Согласно действующему законодательству, НПФ обязан регулярно подавать в ЦБ свою финансовую отчетность, также фонд должен раскрывать ее на своем официальном сайте. При этом по закону о НПФ Центробанк устанавливает порядок и сроки раскрытия фондами информации. Промежуточную (то есть за квартал, полугодие или девять месяцев) отчетность фонды предоставляют регулятору в течение 30 календарных дней с момента окончания отчетного периода. По действовавшему до ноября прошлого года указанию Банка России фонды были обязаны публиковать у себя на сайте отчетность спустя 40 календарных дней после окончания отчетного периода (см. “Ъ” от 17 февраля 2017 года). Однако в пришедшем на смену этому указанию документе обязательных сроков раскрытия информации не содержится. Почему создалась такая ситуация, в ЦБ не ответили. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что регулятор сейчас ведет работу над документом, в котором будут установлены сроки обязательного раскрытия информации.
В такой ситуации все участники рынка поступают по-разному. В НПФ Сбербанка рассказали “Ъ”, что фондом были получены разъяснения от ЦБ, по которым отчетность должна публиковаться одновременно с ее предоставлением регулятору. В «Газфонде пенсионных накоплениях» также уточнили: «По всем моментам, не отраженным в указании (новом.— “Ъ”), фонд руководствуется рекомендациями регулятора, полученными в адресном ответе на наш запрос». Как заявили представители фондов «ВТБ Пенсионный фонд», «Согласие ОПС» и «УГМК-Перспектива», при раскрытии отчетности они руководствуются нормами прежнего указания ЦБ. В фонде «Сафмар» раскрывают отчетность, «руководствуясь здравым смыслом, в разумные сроки после ее подачи в ЦБ», рассказала главный бухгалтер НПФ Марина Сафонова.
В результате, когда в прошлую пятницу прошел срок публикации промежуточной отчетности фондами за первое полугодие по ранее действовавшим нормам, почти все крупнейшие фонды (с активами более 10 млрд руб.) опубликовали промежуточную отчетность за полугодие. Исключением стали пенсионные фонды, входящие в финансовую группу (ФГ) «Будущее»,— одноименный НПФ, «Телеком-Союз», «Социальное развитие», «Образование». По данным ЦБ, активы этих фондов на конец первого квартала превышали 355 млрд руб., а количество застрахованных лиц — 4,7 млн человек. В ФГ «Будущее» и ее фондах не ответили на запрос “Ъ”.
Поскольку пенсионные деньги являются социально значимым активом, к которому приковано внимание не только клиентов НПФ, но и аналитиков, прессы, то фонды, безусловно, должны раскрывать свою отчетность, и делать это они обязаны максимально подробно, считает управляющий директор агентства «Эксперт РА» Павел Митрофанов. По его словам, сроки раскрытия должны быть установлены минимальные, чтобы способствовать транспарентности важного как для государства, так и для граждан пенсионного рынка. «30–40 дней со дня окончания отчетного периода — весьма приемлемые требования»,— отмечает эксперт. Создавшейся правовой лакуной могут воспользоваться некоторые игроки с плохой отчетностью, полагает господин Митрофанов. «Однако это не самая честная игра: полученные убытки или прибыли должны быть видны всем заинтересованным сторонам»,— заключает он.