Банковские НПФ готовятся к новым клиентам

За первое полугодие россиянами было подано лишь 0,53 млн заявлений о переводе пенсионных накоплений. Однако переходная кампания может получить второе дыхание благодаря использованию Единого портала госуслуг (ЕПГУ)

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ), близкие к госбанкам, собираются в начале осени запустить эту технологию подачи заявлений.

За шесть месяцев этого года 530,8 тыс. человек решили перевести свои пенсионные накопления, свидетельствуют данные Пенсионного фонда России (ПФР). Избавиться от статуса «молчуна» решили 245,4 тыс., еще 248,6 тыс. человек захотели сменить НПФ. Число граждан, разочаровавшихся в НПФ и выбравших в качестве страховщика ПФР,— 35,8 тыс. Структура каналов подачи заявлений по сравнению с предыдущим месяцем остается неизменной. Подавляющее большинство приходится на подачу документов в ПФР — 98%. При этом лично заявления в июне принесли лишь 5% граждан, а «почтой или курьером» отправили 93% застрахованных лиц.

Переходная кампания этого года значительно отличается от прошлогодних. Связано это с отменой подачи заявлений через удостоверяющие центры (УЦ, см. «Ъ-Online» от 29 декабря 2017 года), что привело к значительному сокращению и серьезной перестройке переходной кампании (см. “Ъ” от 4 мая). Так, например, за шесть месяцев 2017 года было подано 4,4 млн заявлений на перевод пенсионных накоплений, из которых почти 99% пришлось на УЦ.

Электронные удаленные каналы подачи — это ЕПГУ и электронный кабинет на сайте ПФР — до сих пор не используются в полную силу, несмотря на то что в конце прошлого года многие НПФ возлагали на них большие надежды (см. “Ъ” от 22 декабря 2017 года). Доля электронной формы подачи документов на смену страховщика из месяца в месяц падает. Если в апреле на них приходилось 6,3% от поданных заявлений, то в мае — 2,2%, а в июне — всего 1,1%.

Однако ситуация может значительно поменяться уже осенью. После объединения принадлежащих банку «ФК Открытие» фондов на базе «ЛУКОЙЛ-Гаранта» этот НПФ планирует начать привлечение именно через ЕПГУ, подтвердили три человека, знакомых с планами фонда (см. “Ъ” от 25 июня). Привлечение начнется с помощью УЦ «Русь-Телеком», указывают два собеседника “Ъ”. Сначала будет использоваться сеть страховой компании (СК) «Росгосстрах», а затем подключится банковская сеть. В ближайшее время использовать электронный канал подачи планирует и «ВТБ Пенсионный фонд». «НПФ возобновляет привлечение клиентов с использованием сервиса ЕПГУ с 1 августа во всех офисах нашего фонда. Партнером выступает УЦ "Спецоператор". В ближайшее время сервис будет работать в офисах наших партнеров, том числе в банках группы ВТБ»,— рассказал представитель ВТБ. По словам одного из собеседников “Ъ”, первоначально «ВТБ Пенсионный фонд» начнет работу через Почта-банк и компанию «ВТБ Страхование», а затем уже и в отделениях материнского банка.

Работу через ЕПГУ готовы начать и пенсионные брокеры. Лицензию от ФСБ по работе через этот канал получила компания «Единая система продаж» (ЕСП). «Мы уже используем ЕПГУ для подачи заявлений застрахованных лиц в работе с нашими клиентами (НПФ "Согласие", "Газфонд ПН".— “Ъ”)»,— рассказала первый заместитель гендиректора компании Елена Жаворонкова. К работе через брокеров с использованием ЕПГУ готовился НПФ «Сафмар» (см. “Ъ” от 2 апреля). Сейчас все еще продолжаются тестовые продажи, рассказал представитель фонда. Лидер по привлечению прошлых лет — НПФ Сбербанка — единственный из крупных банковских фондов, кто пока не готов к привлечению через ЕПГУ. Фонд был намерен ждать полноценного выхода на рынок УЦ «Инфотекс», однако до сих пор подвижек с этим нет, указал один из собеседников “Ъ”. В НПФ Сбербанка не ответили на запрос “Ъ”. Так же поступили в «Газфонде ПН», «Согласии» и фондах «ФК Открытие».

По мнению экспертов, ЕПГУ может стать полноценной заменой дистанционного канала УЦ. «Использование портала госуслуг крупными НПФ, в том числе участие в работе по привлечению сетей страховых компаний и банков с дальнейшим продвижением этой технологии в другие сетки продаж, должно подстегнуть пока достаточно скромную переходную кампанию»,— уверен гендиректор «Пенсионного партнера» Сергей Околеснов. По его словам, если на пути фондов вновь не встанут технические ограничения, то по итогам года можно будет увидеть 2–2,5 млн поданных заявлений.