Прежние клиенты НПФ Сбербанка принесли в него новые деньги
НПФ Сбербанка во втором квартале фактически приостановил розничные продажи по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО). Клиентская база по ним увеличилась всего лишь на 8 тыс. человек. Но, несмотря на это, пенсионные резервы фонда за этот период выросли почти на 10%, превысив 30 млрд руб. Если раньше резервы росли в основном за счет первых взносов новых клиентов, то теперь их увеличивают поступления от уже существующих клиентов. Сыграла свою роль и корпоративная пенсионная программа Сбербанка.
Аккумулированные НПФ Сбербанка пенсионные резервы выросли за второй квартал на 9,7% и составили 31,7 млрд руб., свидетельствуют данные фонда. Резервы НПФ Сбербанка росли и быстрее, так, за третий квартал 2017 года они увеличились на 17,6%. Однако тогда увеличение резервов сопровождалось значительным ростом клиентской базы (см. график), в прошедшем же квартале число участников программ по НПО НПФ Сбербанка выросло всего на 0,5%, до 1,72 млн. За первые три месяца года рост клиентской базы был на уровне 8,7%.
НПФ Сбербанка начал активно развивать индивидуальные пенсионные планы (ИПП) в прошлом году. Фонд активно использовал широкую сеть материнского банка, также клиентской активности способствовал низкий порог входа в программы ИПП — от 1 тыс. руб. В результате каждый квартал 2017 года число участников по НПО росло примерно на 30%. Однако если число участников за год выросло почти в четыре раза, то объем пенсионных резервов фонда — всего на 46% (см. “Ъ” от 16 января).
Бывший генеральный директор НПФ Сбербанка Галина Морозова в мае этого года говорила, что фонд снизил темп роста клиентской базы. Сократить планы фонда по привлечению заставила необходимость формирования обязательного страхового резерва в размере 5% от собранных по НПО платежей. Кроме того, рост резервов за счет новых клиентов, вносивших минимальные суммы, приводил к уменьшению среднего счета участника негосударственных пенсионных программ: он упал с 41,9 тыс. руб. на начало прошлого года до 15,8 тыс. руб. на конец первого квартала 2018 года.
«Если действительно мы наблюдаем монетизацию набранной клиентской базы и счета участников по ИПП стали наполняться не только первоначальными взносами, то это положительное явление не только для НПФ Сбербанка, но и для всего рынка»,— говорит управляющий директор по корпоративным рейтингам «Эксперта РА» Павел Митрофанов. По его словам, это может означать, что НПО наконец заработало не только в сфере корпоративных программ. «Это особенно важно в условиях дискуссий, вновь развернувшихся вокруг индивидуального пенсионного капитала»,— говорит он и подчеркивает, что это может стать сигналом для других НПФ. «На фоне заморозки пенсионных накоплений средства негосударственного пенсионного обеспечения действительно становятся драйвером пенсионного рынка»,— признавал в январе первый заместитель гендиректора НПФ «Газфонд Пенсионные накопления» Антон Шпилев. НПФ «Сафмар» и «ЛУКОЙЛ-гарант» предлагали оформить заключение договора ИПП на сайте фонда. В трех этих НПФ не ответили на запрос “Ъ” о результатах их работы по НПО. «Заключенных договоров единицы»,— признает топ-менеджер одного из фондов. В НПФ «ВТБ пенсионный фонд» заявили, что запуск ИПП через банковский канал находится «в планах на этот год».