Удаленные каналы привлечения клиентов подвели НПФ
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ), готовившиеся к массовому привлечению новых клиентов в этом году, вынуждены простаивать. Канал продаж через Единый портал госуслуг (ЕПГУ), на который они надеялись, не включается не только из-за технических проблем, но и из-за ситуации с удостоверяющими центрами (УЦ). Самый крупный УЦ по переводу пенсионных накоплений, работавший ранее с НПФ Сбербанка и «ВТБ Пенсионный фонд», сначала лишился аккредитации, а затем ему было отказано в формировании квалифицированной электронной подписи (КЭП) для перевода клиентов.
НПФ Сбербанка — фонд, который за последние годы являлся лидером по привлечению новых клиентов по обязательному пенсионному страхованию,— уже полгода не может запустить массовое привлечение через отделения материнского банка. Основная проблема — невозможность наладить дистанционный канал продаж, после того как год назад Пенсионный фонд России (ПФР) приостановил (см. “Ъ” от 28 июня 2017 года), а затем и прекратил (см. «Ъ-Онлайн» от 29 декабря 2017 года) прием заявлений о переводе пенсионных накоплений через удостоверяющие центры.
Первые попытки фондов наладить массовое привлечение клиентов через ЕПГУ, по объяснению их сотрудников, натолкнулись на технологические трудности (см. “Ъ” от 6 февраля). «Пока канал работает недостаточно стабильно и требует технических доработок от всех участников процесса для запуска в промышленную эксплуатацию»,— заявлял тогда директор по развитию НПФ Сбербанка Александр Прокопенков. Однако прошло почти полгода, а основные игроки, рассчитывающие на привлечение через ЕПГУ, так и не запустили удаленный перевод пенсионных накоплений. В колл-центрах НПФ Сбербанка и «ВТБ Пенсионный фонд» операторы предупреждают клиентов, что им придется подписать бумажное заявление и самостоятельно отнести их в отделение ПФР или МФЦ. В «ВТБ Пенсионный фонд» не ответили на вопросы “Ъ”, касающиеся особенностей работы фонда с УЦ и ЕПГУ, лишь заявив, что продолжают «работу по привлечению застрахованных лиц». В НПФ Сбербанка не ответили на запрос “Ъ”.