Активы НПФ расходуются быстрее, чем пополняются
Выплаты негосударственных фондов пенсионерам растут высокими темпами, чего нельзя сказать о новых поступлениях в систему из-за заморозки накоплений. Это особенно тревожно в условиях грядущей пенсионной реформы, пишет Forbes.
Темпы роста выплачиваемых негосударственными пенсионными фондами (НПФ) пенсий намного опережают приток новых денег в систему. В 2017 году выплаты пенсий увеличились на 44,2%, до 8,1 млрд рублей, следует из статистики ЦБ. Вместе с тем рост инвестиционного портфеля пенсионных накоплений в прошлом году составил всего 14,8%, до 2,46 трлн рублей.
В условиях заморозки пенсионных накоплений до 2020 года у НПФ осталось два источника пополнения пенсионных накоплений: борьба за «молчунов» и клиентов ПФР и доход от инвестиций портфеля. Доходность инвестирования пенсионных накоплений за год снизилась в среднем с 4,7% до 3,8% годовых. Такое падение показателя ЦБ объясняет негативной динамикой по отдельным банковским эмитентам. Что касается притока застрахованных лиц из ПФР, то в 2017 году кампания была менее массовой, чем в 2016-м — фонды перевели к себе всего 2,8 млн человек по сравнению с 4,7 млн в 2016 году.
Без стимулов
Новых стимулов для увеличения средств пенсионных накоплений не появилось, признает сам ЦБ. «В условиях заморозки приток средств в НПФ может произойти только в случае внедрения системы индивидуального пенсионного капитала (ИПК)», — говорится в докладе регулятора.
Дискуссия об ИПК возобновилась после президентских выборов. Ранее Ассоциация негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) подсчитала, что пенсионный рынок недополучит более 6 трлн рублей к 2020 году из-за заморозки накопительной части пенсии в 2014 году.
Действительно, объемы выплат по накопительной пенсии у крупных фондов за 2017 год выросли в 1,5-2 раза по сравнению с 2016 годом, комментирует директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин. НПФ Сбербанка увеличил выплаты с 640 млн рублей до 1,2 млрд рублей, НПФ «Сафмар» — с 220 млн рублей до 579 млн рублей, НПФ «Будущее» — с 682 млн рублей до 980 млн рублей, группа НПФ «Газфонд» — с 1 млрд рублей до почти 1,3 млрд рублей, перечисляет Ногин.
Фонды в целом выходят из состояния, когда они только накапливают средства, теперь они должны включиться в рабочую модель и активно привлекать и выплачивать пенсии, говорит Ногин.
Пока что объемы выплат несопоставимы с объемом пенсионных накоплений, отмечает глава аналитического подразделения АНПФ Евгений Биезбардис. «Но двукратное превышение темпов роста пенсионных выплат над притоком новых средств в условиях стресс-тестирования и окончательно не принятого решения по ИПК должно стимулировать к трансформации инвестиционных портфелей фондов. Особенно это касается тех НПФ, у которых доминирует доля женщин, выходящих пока на пять лет раньше мужчин», — предупреждает Биезбардис.
В ожидании пика
Фонды ожидали поступательного прироста выплат и их пик к 2022 году — это следствие увеличения числа пенсионеров, говорит Ногин. Сейчас в основном выплаты увеличиваются за счет выхода на пенсию россиян 1953–1966 годов рождения, у которых формировались пенсионные накопления до 2006 года, и за счет льготников — медиков, педагогов и так далее, уточняет Биезбардис.
По его словам, если пенсионный возраст повысят, то всплеск выплат перенесется на 2026 год.
«Поступлений никаких в фонды нет, кроме переманивания «молчунов» из ПФР и дохода от инвестиционной деятельности. Я думаю, что правительство в этом году должно принять решение об ИПК, это откроет окно возможностей для притока средств. Однако это все-таки добровольные отчисления, а люди неохотно расстаются со своими деньгами, поэтому сильно полагаться на реформу не стоит», — предупреждает Ногин.
По мнению Биезбардиса, в будущем для нивелирования демографических рисков НПФ могут пойти на дробление общего инвестпортфеля в рамках жизненного цикла клиента, как это уже реализовано во многих зарубежных странах.