Темпы привлечения средств граждан отстают от прошлогодних
По итогам четырех месяцев объем заявлений граждан на перевод пенсионных накоплений превысил 170 тыс. штук, свидетельствуют данные Пенсионного фонда России (ПФР). Это более чем двукратный рост по сравнению с результатом первого квартала.
Впрочем, по сравнению с прошлым годом этот результат в десять раз ниже. В условиях, когда участники пенсионного рынка так и не смогли запустить массовое привлечение через Единый портал госуслуг (ЕПГУ), результаты переходной кампании этого года вряд ли превысят прошлогодние.
В апреле по сравнению с предыдущими месяцами этого года значительно выросло число желающих поменять страховщика (им может быть НПФ или Пенсионный фонд России (ПФР)), свидетельствуют данные ПФР. Если за весь первый квартал гражданами было подано 72 тыс. заявлений о переводе пенсионных накоплений (см. “Ъ” от 4 мая), то только за апрель — 100 тыс. штук. При этом более половины (51%) заявлений были поданы «молчунами», то есть перевести средства из ПФР в НПФ, а 41% граждан решили поменять НПФ.
Несмотря на увеличение поданных заявлений, суммарно за первые четыре месяца этого года решили поменять страховщиков в десять раз меньше граждан, чем год назад, когда было подано более 1,77 млн заявлений.
Низкий объем привлечений граждан в пенсионные фонды сохраняется с середины прошлого года. Тогда после критики Счетной палаты (СП) был приостановлен прием заявлений через удостоверяющие центры (УЦ) — самый массовый канал привлечения новых клиентов НПФ (см. “Ъ” от 28 июня 2017 года). И если за первую половину прошлого года их было подано 4,4 млн штук, то за вторую — всего 1,9 млн штук (см. “Ъ” от 25 января). Кроме того, к активной кампании по привлечению граждан пока не присоединились крупнейшие игроки пенсионного рынка. До сих пор не привлекает через отделения материнского банка НПФ Сбербанка, в который в прошлом году перешла половина всех граждан, решивших сменить страховщика. В полную силу по привлечению не работают НПФ, входящие в группу «ФК Открытие». Из крупных игроков заметны на рынке лишь «ВТБ Пенсионный фонд» и «Согласие ОПС».
При этом в этом году большинство заявлений подается в отделения ПФР — за четыре месяца туда лично явились 26,9 тыс. человек. Прислали заявления почтой или через курьера еще 116,3 тыс. граждан. В МФУ обратились 6,1 тыс. застрахованных лиц. При этом Единый портал государственных услуг (ЕПГУ), на который в прошлом году возлагали надежды многие фонды (см. “Ъ” от 22 декабря 2017 года), пока работает неактивно. За четыре месяца через него было подано всего 21,7 тыс. заявлений. «Оставшиеся каналы пока не могут конкурировать с УЦ. И редкие клиенты пользуются не самыми удобными способами подачи заявлений — несут их лично в ПФР или посылают курьером или почтой»,— говорит гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. Однако, по его словам, рано делать выводы о кампании этого года по данным за первые четыре месяца. «НПФ и их партнеры-банки активно тестируют канал ЕПГУ. И если он заработает, то во втором полугодии мы увидим совсем другие цифры»,— надеется господин Околеснов. По его оптимистичному прогнозу, если дистанционный канал подачи заявлений удастся запустить в полную силу, то по итогам года количество сменивших страховщика граждан может достигнуть 5 млн человек. Если же технические проблемы ЕПГУ не будут устранены, то в 2018 году будет подано от 1 млн до 1,5 млн заявлений, сообщает Ъ.