Пенсия пошла на риск - Венчурный рынок ищет новые источники капитала

До конца 2018 года в правительство должна быть внесена стратегия развития венчурного рынка. Ее разрабатывает минэкономразвития вместе с РВК.

 

При этом цели и задачи для рынка должны определить сами его участники, подчеркнул замминистра экономики Олег Фомичев на форуме "Экосистема инноваций", где прошло первое обсуждение стратегии. Задача государства, по его словам, обеспечить нормативно-правовое регулирование.

Предполагается, что в стратегию будут заложены три направления - формирование устойчивых институтов венчурного рынка, развитие технологического предпринимательства и расширение предложения венчурного капитала, пишет "Российская газета".

Одна из задач - привлечение на венчурный рынок институциональных инвесторов, в том числе негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Их доля должна составить не менее 20 процентов от общего объема венчурных инвестиций. В инвестициях самих НПФ вложения в венчурные проекты должны занимать 2-3 процента.

Основная проблема - ограничение НПФ на рисковые инвестиции. Сейчас они могут вкладывать пенсионные накопления в определенные активы, так как обязаны гарантировать возвратность инвестиций. "Это вопрос надежности людей, которым вы передаете деньги в управление. Качество игроков венчурного рынка, управляющих активами и наличие прозрачной информации играют очень важную роль", - рассказал "РГ" генеральный директор РВК Александр Повалко.

Ресурсы негосударственных пенсионных фондов - около 5 триллионов рублей, и часть из этих денег вполне могла бы быть направлена на венчурный рынок, считает он. Поэтому с точки зрения привлечения институциональных инвесторов важна достаточность информации об игроках, проектах, портфелях венчурного рынка.

Сами участники венчурного рыка не верят в то, что на него придут пенсионные деньги. Как показало исследование Venture Barometer Russia 2017, самыми перспективными инвесторами они считают предпринимателей в сфере информационно-коммуникационных технологий (59,4 процента), "хайнетов" (HNWI, людей с состоянием от одного миллиона долларов, 91 процент) и российские частные компании, включая банки (43 процента).

С января по сентябрь 2017 года совокупная капитализация фондов прямых и венчурных инвестиций в России превысила 21 миллиард долларов, посчитали в Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ). Положительная динамика отмечается впервые с 2013 года. По-прежнему наиболее привлекательны для инвесторов проекты из сферы информационно-коммуникационных технологий. В них ушло более 70 процентов инвестиций, причем, как отметила исполнительный директор РАВИ Альбина Никконен, речь идет о частном капитале. В то же время вложения в биотехнологии, например, с 2015 года сокращаются, и в основном туда инвестируют фонды с участием государственного капитала.

Участники венчурного рынка не считают это диспропорцией. "Рынок движется по своим законам, и частный капитал идет туда, куда ему интересно", - отметил партнер фонда iTech Capital Алексей Соловьев, добавив, что венчурный бизнес - прежде всего бизнес. Частные инвесторы вкладывают деньги не чтобы кого-то поддержать, а чтобы заработать.

По данным Firrma, число выходов из венчурных проектов снизилось с 53 в 2016 году до 43 в 2017-м. Но стали появляться неожиданные покупатели - например, Сбербанк приобрел долю 79,6 процента в медицинском стартапе DocDoc.ru, а "Северсталь" инвестировала в образовательный проект "Нетология".По мнению экспертов, решить проблему нехватки покупателей стартапов могут корпоративные венчурные фонды. Они могли бы дать каналы продаж, сами выступая заказчиками технологий, и клиентскую базу.

В то же время, как обращают внимание участники рынка, у госкорпораций нет мотивации вкладывать в стартапы, а даже если они инвестируют в какой-то проект, то не позволят инвестиции "перерасти себя", то есть быть перекупленной конкурентами. Еще одна проблема - дефицит качественных проектов, который есть во всем мире. "У России есть понятные преимущества. Мощная инженерная и фундаментальная научная подготовка. К этому нужно добавить рыночную ориентацию, а со стороны корпораций - рассказывать, что конкретно им нужно", - отметил Александр Повалко.