НПФ предлагают рассматривать претензии до 100 тыс. без суда
Клиенты пенсионных фондов с большей суммой претензий не смогут рассчитывать на помощь финомбудсмена
Негосударственные пенсионные фонды предлагают установить планку от 100 тыс. рублей для претензий клиентов, которые рассматриваются судом. Вопросы, касающиеся меньших сумм, будет решать финомбудсмен. Такая идея содержится в пакете поправок участников рынка к закону о финансовом уполномоченном, направленном в ЦБ РФ. Установленная максимальная сумма сразу ограничит дела омбудсмена разбором претензий бедных и малоимущих граждан, считают эксперты. Массовые выплаты фондами начнутся после 2021 года — к этому сроку появление «примирителя» становится крайне актуальным.
Две саморегулируемые ассоциации рынка негосударственного пенсионного страхования — АНПФ и НАПФ — написали письмо на имя руководителя службы ЦБ РФ по защите прав потребителей финансовых услуг Михаила Мамуты. «Известия» ознакомились с ним. В тексте содержатся предлагаемые рынком поправки к закону о финомбудсмене. Одна из главных — ограничение дел, рассматриваемых уполномоченным, размером претензий клиентов к НПФ до 100 тыс. рублей. Также предлагается распространять его действия исключительно на физлиц и ввести стандарт правил деятельности. Для сравнения: лимит по спорам с банками обсуждается на уровне 1,4 млн рублей — это максимальный размер застрахованного государством вклада.
— В своих предложениях мы ориентировались на сумму среднего счета застрахованных лиц, которая сейчас составляет менее 70 тыс. рублей, плюс капитализация за счет инвестдохода и задел для дальнейшей капитализации. Полагаю, что в дальнейшем сумма может корректироваться за счет коэффициентов. По нашим расчетам, большинство претензий попадет под действие института омбудсмена, что разгрузит суды и позволит быстрее удовлетворить требования застрахованных лиц, — прокомментировал предложения президент АНПФ Сергей Беляков.
Проект закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций» внесли в Госдуму еще в 2014 году, однако окончательно он не принят до сих пор из-за возникших споров. Предполагается, что после запуска этого механизма клиенты банков, страховых компаний, НПФ и других финансовых организаций в случае нарушения своих прав смогут обратиться к уполномоченному. Это позволит быстрее и проще решать мелкие споры по сравнению с судебным процессом.
В пресс-службе Банка России «Известиям» сообщили, что получили предложения ассоциаций НПФ и изучают их. Там также отметили, что лимит споров для уполномоченного будет устанавливать совет директоров ЦБ. Это нужно для того, чтобы оперативно реагировать на ситуацию на рынке. Аналогичный подход применяется во многих странах ЕС. В Банке России считают «разумной и интересной» идею введения инструкции деятельности для финомбудсменов и предполагают, что «такие требования могут быть установлены, например, советом омбудсмена».
Сегодня споры граждан с НПФ, как правило, носят нематериальный характер и связаны с задержкой выплаты негосударственной пенсии либо задержкой выплат правопреемникам, пояснил «Известиям» президент НАПФ Константин Угрюмов.
— Материальные претензии появились только в последние два года, когда люди стали терять часть инвестиционного дохода в результате неправомерного перехода. Большинство претензий были решены в досудебном порядке путем переговоров, в том числе путем выплаты суммы потерянного дохода и моральной компенсации. Подобные проблемы следует решать на уровне изменения законодательства, — уверен глава ассоциации.
По оценке директора УК «Солид Менеджмент» Сергея Звенигородского, к моменту начала полномасштабных выплат фондами на счетах их клиентов уже будут скоплены суммы более значительные, чем 100 тыс. рублей, поэтому этот порог можно и поднять.
— Если граждане с 1953 по 1966 год рождения имеют на своих накопительных счетах небольшие суммы (до нескольких десятков тысяч рублей) и по большей части выходят на пенсию в ближайшее время, то люди 1967 года рождения и моложе уже имеют суммы от 100 тыс. до 300 тыс. рублей. К 2021 году суммы вырастут в среднем на 40%, поэтому ограничение в 100 тыс. рублей сразу ограничит дела омбудсмена до категории бедных и малоимущих, — оценил он.
По мнению эксперта, логичнее было бы поднять порог до 300 тыс. рублей. Он согласен, что сейчас споров между гражданами и НПФ относительно мало и все они решаются «полюбовно». Вместе с тем с ростом числа выплат их количество может вырасти.