НПФ не рискуют принимать клиентов от коллег
В кампании по переводу пенсионных накоплений граждан наметилась новая тенденция — ряд крупных негосударственных фондов (НПФ) в пятницу заявил, что не будет платить агентам за привлечение клиентов из всех НПФ.
Проблема в растущем числе поступающих в ЦБ жалоб граждан на неправомерные переводы накоплений, которыми сопровождается смена НПФ. В итоге расходы фондов на мировые соглашения по искам во много раз превышают суммы на клиентских счетах.
О прекращении оплаты за привлечение клиентов НПФ “Ъ” сообщили несколько пенсионных брокеров утром 18 августа. «По ряду фондов оплата уже прекращена, другие обнулят оплату в течение двух недель»,— говорит один из собеседников “Ъ”. Найти замену будет непросто, подчеркивает другой участник рынка: «Фиксированная часть вознаграждения по таким клиентам была такой же, как по “молчунам” (клиентам ПФР.— “Ъ”). Но их средние счета в среднем в два и более раз выше, чем у “молчунов”, и наши комиссионные сократятся». По его оценке, на трафик по клиентам НПФ приходилось около 25% от общего объема вознаграждения.
Информация брокеров нашла подтверждение вечером того же дня. Сразу четыре крупных фонда, «Газфонд Пенсионные накопления», «Согласие», «Доверие» и «Сафмар», объявили об изменении системы оплаты агентам за перевод накоплений из других НПФ: она либо отменяется совсем, либо снижается до 1 руб. Формулировки у всех четырех НПФ похожи, подчеркивается, что они руководствуются исключительно интересами клиентов, которые из-за несовершенства порядка и недостаточного информирования (со стороны агентов) теряют инвестдоход при досрочном (чаще раза в пять лет) переходе. Каждый из НПФ оставляет за собой право пересмотреть взаимоотношения с агентами при изменении порядка переходов (с уведомлением текущему страховщику).
Изменения на рынке начались в непростых условиях — основной канал приема заявлений граждан на перевод накоплений через удостоверяющие центры сейчас не действует (см. “Ъ” от 28 июня). При этом ЦБ фиксирует значительный рост жалоб граждан на действия НПФ (незаконный перевод накоплений, незаконное удержание клиента или недостаточное информирование о потере инвестдохода). По итогам переходной кампании 2016 года регулятору поступило 2,6 тыс. жалоб — в пять раз больше, чем за три предыдущих года в целом. Регулятора такая ситуация категорически не устраивает (см. “Ъ” от 19 июля) — руководителей и собственников крупнейших групп НПФ не раз вызывали на ковер в поисках решения, но к общему знаменателю участники этих встреч пока так и не пришли.
Тем временем возмущенные граждане идут не только в ЦБ, но и в суды. «В “ВТБ Пенсионный фонд” продолжают поступать обращения о неправомерном переводе пенсионных накоплений в другие НПФ или об отказе в переводе в наш фонд,— сообщили в пресс-службе фонда.— Мы оказываем клиентам консультационную поддержку, в том числе при подаче исковых заявлений в суд».
Большинство подобных споров решается мировым соглашением, но для ответчиков это существенные расходы: как отмечает топ-менеджер крупного фонда, средняя компенсация уже перевалила за 100 тыс. руб. (в отдельных случаях превышает 250 тыс. руб.). При этом средний счет в системе ОПС НПФ по итогам первого квартала составляет менее 70 тыс. руб., а вознаграждение фонда ограничено 15% от инвестдохода. Даже с учетом того, что большинство игроков работает через кэптивные управляющие компании, которые получают еще 10% от инвестдохода, расходы на мировые соглашения гораздо выше. Но судиться может быть еще накладнее. «В случае проигрыша подобного спора — за незаконный перевод клиента или блокировку перехода — НПФ грозит штраф от 700 тыс. до 1 млн руб., а в случае неоднократных нарушений возникает и риск отзыва лицензии»,— отмечает Андрей Зеленин из Lidings.
По оценке гендиректора консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергея Околеснова, с учетом довольно высокой активности в привлечении НПФ, срезавших оплату за часть переходов, общий трафик перевода пенсий сократится с сентября на 15–20%. Но для граждан нынешняя инициатива НПФ пока мало что меняет — более половины трафика пенсионных накоплений приходится на «молчунов»—клиентов ПФР, а о прекращении их привлечения речи не идет.
К тому же, ряд активных в привлечении фондов, инициативу не поддержали. Так, в НПФ Сбербанка, на долю которого в предыдущие переходные кампании приходилось до половины всех переходов из НПФ, подчеркнули, что «фонд не состоит ни в каких соглашениях по переводу клиентов». «Разногласия по переводу клиентов решаются в установленном порядке, их уже меньше»,— отметили в фонде. В НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» пока «не владеют информацией о том, что на пенсионном рынке принимались подобные решения»: «Фонд работает в обычном режиме. Изменений в работе с партнерами мы в данный момент не предполагаем». В НПФ «Будущее» только «рассматривают возможность присоединиться к этой инициативе».