Россиянам грозит еще один «пенсионный обман»
Реформа с накопительными пенсиями провалилась, но вместо того, чтобы взять ответственность на себя, государство хочет переложить ее на граждан, считает депутат Госдумы Оксана Дмитриева.
У большинства россиян, родившихся после 1967 года, есть пенсионные накопления, о которых знают далеко не все. Также не многие в курсе, что из-за этих накоплений, которые они делали в обязательном порядке и, часто, сами того не подозревая, их будущие пенсии могут оказаться меньше. В 2014 году эти накополения были заморожены, и с тех пор судьба их оставалась под вопросом. Сейчас ЦБ и Минфин, наконец, придумали, как ими распорядиться. Как пишут «Ведомости», россиянам разрешат их «приватизировать».
Как выяснить, где лежат ваши деньги и сколько их там, а главное — что означает эта «приватизация», корреспондент «Росбалта» обсудила с депутатом Госдумы Оксаной Дмитриевой.
Что такое — обязательные пенсионные накопления?
С 2002 по 2014 год в России действовала система обязательных отчислений на накопительную часть пенсии. С зарплат россиян работодатели отчисляли страховые взносы — 22%. С этих взносов 6 процентных пунктов направлялись не в ПФР, а на накопительную часть пенсии. Сейчас эти пенсии лежат либо в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), которые россияне назначили сами, написав заявление, либо в ВЭБ — у «молчунов».
У какого количества россиян есть такие накопления?
«У всех граждан, начиная с 1967 года рождения и младше, которые на момент заморозки накоплений, в 2014 году, уже работали», — отметила Дмитриева.
Если обязательные пенсионные накопления ввели в 2002 году, а в 2014 году их заморозили, значит, что охвачены этой системой были люди вплоть до 1996 года рождения, поскольку в 2014 году им было по 18 лет и кто-то из них вполне мог работать, а часть страховых отчислений за них тоже шла в обязательную накопительную систему. По данным Росстата за 2022 год (но без учета Всероссийской переписи населения, проведенной в 2021 году), россиян с 1967 по 1996 годы рождения в стране было 60,3 млн человек.
«Этой системой были охвачены фактически все работающие поколения россиян, которые сейчас находятся в трудоспособном возрасте», — отметила Дмитриева.
О каких суммах может идти речь?
Сейчас, по словам депутата, около 2 трлн рублей обязательных отчислений в накопительную часть пенсии лежит в ВЭБ. «Напомню, что туда с 2002 по 2014 годы направлялись деньги так называемых „молчунов“, которые оставили этот вопрос на откуп государства», — отметила она. Еще 2,9 трлн рублей лежит в НПФ. «Всего получается около 5 трлн рублей», — рассказала парламентарий.
Сколько в среднем накопил рядовой россиянин за эти годы?
«Все зависит от возраста, от размера зарплаты», — заметила Дмитриева. К примеру, люди, рожденные в 1967 году, делали отчисления в обязательную накопительную часть пенсий весь период с 2002 по 2014 годы, а люди, рожденные в 1995 году, если они к тому времени уже устроились на работу, — всего год.
«Важен и размер зарплаты, с которой отчислялись деньги в накопительную систему, так что суммы у людей могут быть накоплены разные», — отметила Дмитриева.
Если разделить всю сумму сформированных накоплений (4,9 трлн рублей) на предположительное количество участников этой системы (60,3 млн человек), то на каждого приходилось бы в среднем около 80 тысяч рублей. По данным АиФ, средний счет в НПФ составляет 60-70 тысяч рублей (что близко к таким приблизительным подсчетам).
«Важно понимать, что деньги, которые шли в обязательную накопительную систему, не шли в ПФР на страховую часть пенсии. Я подчитала, сколько в среднем могли потерять россияне от участия в накопительной системе. Есть два человека: один — 1966 года рождения, другой — 1967 года рождения. При прочих равных — зарплата, стаж — человек 1967 года рождения получит пенсию на 3-4 тысячи рублей меньше, чем его коллега, который старше всего на год. И с каждым годом этот разрыв будет увеличиваться», — выразила мнение Дмитриева.
«При этом, страховую часть пенсии государство индексирует, однако даже если вам начислят накопительную пенсию с тех денег, которые вы отчисляли, никто не гарантирует, что ее будут индексировать», — добавила парламентарий.
Как узнать человеку, есть ли у него пенсионные накопления — и где они лежат?
«Если человек выбрал в свое время НПФ, в который должны были отчисляться его пенсионные накопления, и, если этот НПФ еще существует, он может узнать подробности там. Если он — „молчун“, то его накопления шли в ВЭБ», — отметила Дмитриева.
Выяснить это можно следующим образом: войти в личный кабинет на сайте ПФР с помощью пароля от Госуслуг, там в разделе «Управление средствами пенсионных накоплений» выбрать «Получить информацию о страховщике по формированию пенсионных накоплений». Система выдаст информацию о том, где лежат пенсионные накопления и о какой сумме в этом конкретном случае может идти речь. В выдаче будет две строки: «гарантированная сумма средств пенсионных накоплений» и «сумма средств пенсионных накоплений с учетом их инвестирования». Если судить по тем данным, которые предоставили читатели «Росбалта», вторая сумма, как правило, вдвое больше первой. По словам Дмитриевой, это результат «индексации» от ВЭБ или НПФ. «При этом, страховую часть пенсий только с 2010 по 2022 год проиндексировали почти в три раза», — заметила собеседница агентства.
Чтобы понять, на какую сумму можно в реальности рассчитывать, ориентироваться лучше на номинал — то есть на гарантируемую сумму из первой строки, считает Дмитриева.
Что означает «приватизация» пенсионных накоплений, которую придумал Минфин?
Как пишут «Ведомости», Минфин и ЦБ предлагают передать пенсионные накопления гражданам в собственность — провести их «приватизацию». Однако распоряжаться этими деньгами граждане смогут в ограниченном режиме — только инвестировать, причем, с соблюдением определенных критериев, уточняет издание.
«На самом деле, это еще один обман. Россиянам же эти накопления обратно не отдадут? Нет. Просто теперь эти деньги они смогут передавать в распоряжение не только Пете с Катей (НПФ и ВЭБ — „Росбалт“), но еще и Маше с Ваней. Вот и вся приватизация», — высказывает Дмитриева.
Как уточнила парламентарий, пенсионные накопления не отдадут людям на руки — их нельзя будет снять, как с депозита. Также их нельзя будет вернуть в ПФР — в страховую часть пенсии. Их можно будет только инвестировать в те инструменты, которые определят в правительстве. «Говоря проще, их оставляют в финансовой системе, да так, чтобы за провал реформы и дальше отвечали граждане. Им говорят: раньше вы могли передать эти деньги НПФ или ВЭБ, а сейчас сможете перенаправить их, например, в паевые инвестиционные фонды или еще кому-то. Но за дальнейшую судьбу этих денег ответственность будут нести сами граждане, ведь они их „приватизировали“, это их деньги и их риски», — отметила Дмитриева.
Как пояснила депутат, до сих пор деньги россиян лежали в НПФ или ВЭБ как обязательная накопительная часть пенсии. НПФ и ВЭБ за них отвечали, на них распространялись гарантии и, в крайнем случае, гражданам должны были выдать их хотя бы по номиналу. «После „приватизации“ ответственности не будет никакой. Граждане якобы „забирают“ из системы пенсионных накоплений свои деньги, и государство за них ответственности уже не несет. Это будут уже не „пенсионные накопления“, а просто некие „инвестиции“», — отметила Дмитриева.
По мнению депутата, предлагаемый вариант — наихудший из возможных. «В правительстве не делают самого главного, не говорят: „Реформа провалилась. Вы потеряли деньги по сравнению с теми, у кого накопительного элемента не было. Мы готовы исправить свою ошибку, поэтому, кто не хочет больше играть в НПФ и инвестиции, может взять и перевести эти свои средства в ПФР, а мы их проиндексируем так, как если бы вы платили их с самого начала в страховую часть пенсии. Вы же даже не знали, куда и что вы платите. Вы отчисляли обязательные взносы. Теперь мы берем на себя обязательства за неудавшуюся пенсионную реформу. Если хотите, возвращайте эти ‚накопления‘ в ПФР и свои 3-4 тысячи к пенсии вы не потеряете“. Вот этого варианта в списке предложенных Минфином и ЦБ вообще нет. Он означал бы, что государство готово взять на себя обязательства перед гражданами. А так они обесценили накопления россиян, занизили уровень страховой пенсии, а теперь предлагают им куда-то опять инвестировать», — считает Дмитриева.
В каком формате может быть принято решение о приватизации пенсионных накоплений?
«Только законом. Такое решение должно проходить через Госдуму. Пока, насколько мне известно, никаких документов на этот счет не поступало», — отметила Дмитриева.
Если «приватизация» состоится, как это скажется на будущих пенсиях россиян?
В результате внедрения системы обязательного накопительного элемента государство занизило свои пенсионные обязательства перед гражданами 1967 года рождения и младше, считает депутат. «Все эти люди когда-то выйдут на пенсию. Из-за того, что в страховую часть пенсий попало меньше денег, чем должно было быть, начисленные пенсии будут меньше на 10-15%. Все больше людей могут получить пенсии ниже прожиточного минимума. Как в правительстве будут этот вопрос решать? Федеральными, региональными доплатами к пенсиям? К какой пенсии они будут считать эти доплаты? Потому что второй части — накопительной — уже не будет», — высказала мнение Дмитриева.
По словам собеседницы «Росбалта», люди 1967 года рождения начнут выходить на пенсию с 2027 года, а те, кто досрочно — в ближайшие годы. «Тогда мы начнем пожинать плоды этой реформы», — полагает депутат.