Граждане неохотно меняют пенсионные фонды
Результаты кампании по переводу пенсионных накоплений граждан за девять месяцев этого года оказались ниже, чем за аналогичный период провального 2020-го. Но эксперты называют результат в 85 тыс. граждан впечатляющим, потому что он достигнут при полном отсутствии маркетирования НПФ и агентских продаж. Структура поданных заявлений в такой ситуации отражает реальные предпочтения граждан в выборе страховщика.
В настоящее время кампания по переводу пенсионных накоплений проводится до конца ноября. В декабре гражданин может подать лишь уведомление об отказе от смены пенсионного фонда, если он по каким-то причинам поменял свое мнение и решил не переходить от одного страховщика к другому. При этом, в отличие от заявлений на переход, динамика подачи уведомлений на отказ по сравнению с прошлым годом, наоборот, показывает значительный рост. Если за десять месяцев 2020 года таких уведомлений было подано 1 тыс. шт., то по итогам трех кварталов этого года — уже 1,3 тыс. шт.
Вместе с тем структура потенциальных переходов (решения по заявлениям ПФР принимает лишь в первом квартале следующего за подачей документа года) не поменялась. Как и в прошлом году (см. “Ъ” от 25 декабря 2020 года), более половины (57,7%) граждан решили перевести свои накопления из негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в ПФР. Чуть менее трети (31,4%) изъявили желание сменить один НПФ на другой. Остальные заявители (10,9%) сделали выбор в пользу перевода своих пенсионных накоплений из Пенсионного фонда России в частный фонд.
Алексей Моисеев, замминистра финансов, о маркетинге НПФ в продажах ОПС, 12 сентября 2019 года:
«Обещают доходность, которую не могут обещать, никто не может обещать никакой доходности, если это не депозит».
В целом около 78% застрахованных лиц, подавших заявление в ПФР, сделали выбор в пользу досрочного формата, тем самым рискуя потерять накопленный инвестдоход. Значительное (вдвое) падение в этом году показывают переводы средств из одной управляющей компании (УК) в другую, когда страховщиком гражданина является ПФР. За девять месяцев таких заявлений было подано всего 0,2 тыс. штук.
Слабые результаты текущего года, который может повторить прошлогодний минимальный результат, эксперты связывают с консолидацией пенсионного рынка и пассивностью негосударственных фондов. «Этот год характеризуется почти полным отказом от маркетирования ОПС со стороны НПФ и отсутствием агентских продаж (на фоне сокращения активных участников.— “Ъ”)»,— говорит гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов.
Однако эксперт называет даже скромные результаты т «впечатляющими», так как «именно они могут свидетельствовать о реальных, а не навязанных предпочтениях россиян в выборе страховщика». То, что НПФ занимают здесь чуть меньше половины, поясняет господин Околеснов — действительное достижение частных фондов, часть из которых все-таки смогла добиться доверия клиентов.