Реформа: минфин хуже не сделает — хуже уже некуда
Минфин планирует до конца года представить законопроект о новой добровольной накопительной пенсионной системе. Россияне, согласно планам ведомства, якобы смогутс помощью собственных добровольных взносов и при «стимулирующей поддержке государства» накопить себе на достойную старость. «МБХ медиа» выяснило у эксперта, каков потенциал нового проекта Минфина в условиях тотального недоверия населения российской пенсионной системе.
До 15 декабря 2021 года Минфин планирует внести на рассмотрение в правительство законопроект о новой добровольной накопительной пенсионной системе. Закон должен дать «возможность формирования гражданами за счет личных взносов дополнительных источников финансирования пенсионного дохода в системе негосударственного пенсионного обеспечения при стимулирующей поддержке государства», говорится в записке к проекту правового акта.
Его подготовка, по неизвестным причинам, идет в обстановке секретности. Она удивила даже профильных политиков — например, главу комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова. В разговоре с «РИА Новости» он предположил: причина, видимо, в том, что регулятор еще не завершил внутриведомственное согласование документа.
Старший эксперт Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, экономист Сергей Жаворонков считает, что новый закон не способен изменить ситуацию принципиально. «Действия российского правительства в плане пенсионной системы, мягко говоря, не вызывают доверия. Нынешняя была введена в 2002 году году. Нам говорили, что граждане младше 1967 года рождения включаются в накопительную часть пенсионной системы. Соответственно, первые из них, с 2022 года начнут получать пенсию, в том числе, эту накопительную», — рассказал Жаворонков «МБХ медиа». По его словам, в начале 2000-х это звучало логично. Правительство заверяло, что чем дольше и больше граждане будут работать легально и получать «белую» зарплату, тем больше будет накопительная часть их пенсии.
Мораторий и гарантированный пенсионный план
С 2014 года власти накопительную часть пенсии заморозили, введя мораторий. Страховые взносы работодателей стали уходить на формирование страховой пенсии. Мораторий действует до конца 2023 года. Накопительная со взносов работодателя сейчас у россиян не формируется. Уже поступившие деньги, по плану, должны составить прибавку к страховой пенсии.
«В 2013 году правительство фактически уничтожило накопительную пенсионную систему, заявив, что с 2014 года ничего копиться не будет. Поначалу давались какие-то лживые формулировки — мол, нужно какое-то акционирование, аудит этих пенсионных фондов. Потом выяснилось, что правительство хочет просто изымать эти деньги для своих нужд. Просто так. Таким образом, с 2014 года накопительная пенсия у всех не формируется, но обещано, что в отдаленном светлом будущем это будет учтено в виде каких-то баллов», — объяснил Жаворонков. Экономист замечает, что люди, конечно, предпочли бы иметь у себя на счету рубли, а не баллы, которые будут рассчитаны по непонятной формуле.
После введения моратория Минфин и Банк России обсуждали несколько вариантов трансформации обязательного пенсионного страхования. В 2019 году сообщалось, что ведомства планируют разработать новую добровольную накопительную схему под названием «гарантированный пенсионный план» (ГПП).
До этого с 2016 по 2019 год Минфин и Центробанк работали над другой инициативой — индивидуальным пенсионным капиталом (ИПК). Но из-за разногласий регулятора и министерств, а также из-за большого резонанса вокруг повышения пенсионного возраста ИПК так и не был вынесен на общественное обсуждение.
Лучше деньги далеко от себя не отпускать
В итоге разработка ГПП затянулась. Причиной этого, по мнению первого зампреда Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерия Рязанского, стало недоверие граждан новой инициативе и низкий уровень доходов. К тому же, как заявлял он «Парламентской газете», «слишком долго выбирается модель».
Сергей Жаворонков говорит о возможных факторах провала более конкретно. «Появились опасения, что по мере приближения 2022 года может возникнуть вопрос о конфискации и тех пенсий, которые сформировались до 2014 года. А речь идет, на секундочку, о нескольких триллионах рублей. Единственное, по моим ощущениям, что удерживает от этого российские власти — аффилированность основной части негосударственных пенсионных фондов с квазигосударственными структурами, такими как «Сбер», РЖД, «Газпром». Ими владеют люди, которые могут повлиять на Путина с тем, чтобы у них эти деньги в бюджет не отнимали», — рассказал старший эксперт Института экономической политики.
Жаворонков замечает, что из-за этого россияне сомневаются в том, чтобы «держать» свою пенсию в государственных и негосударственных пенсионных фондах имеет хоть какой-то смысл. Вместо этого лучше положить эти деньги на банковский депозит или купить на эту сумму облигации федерального займа, по которым процент будет выше инфляции. Или купить валюту, перечисляет эксперт.
«Минфин говорит, что будет стимулировать людей к взносам в пенсионный фонд освобождением накопительной части пенсии от подоходного налога, еще что-то полезное предлагает… Что ж, в нынешней ситуации уничтожения накопительной пенсии, Минфина хуже не сделает, потому что хуже некуда», — замечает Сергей Жаворонков.
Экономист не отрицает, что россияне, возможно, обратятся и к новой добровольной накопительной пенсионной системе — но уже после того, как она заработает. Однако и таких людей, по его мнению, будет не так уж много: «Речь идет том, что, фактически, человек должен будет платить больше. Раньше накопительная пенсия формировалась в рамках наших общих пенсионных взносов, 6% от них мы могли пустить на накопительную пенсию. Теперь предлагается дополнительно платить [добровольный взнос из своего кармана]».
Одна из причин, по которой россияне не будут добровольно откладывать на пенсию — низкие зарплаты. В 2019 году оклад размером более 100 тысяч в месяц официально получали 7% работников в России, а средняя зарплата в стране, по данным на 2020 год, около 49 тысяч рублей.
Сергей Жаворонков считает, что все же главной причиной непопулярности нового проекта Минфина станет общее, уже сформировавшееся, недоверие россиян к пенсионным реформам: «Правительство много раз меняло правила игры и просто врало. Из-за этого люди опасаются, что с их деньгами опять может что-то случиться. И потому лучше эти деньги далеко от себя не отпускать».