Клиенты крупнейшего НПФ недовольны доходностью
Крупнейший игрок пенсионного рынка негосударственный пенсионный фонд (НПФ) Сбербанка столкнулся со все увеличивающимся оттоком клиентов по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО). За последние два квартала они, несмотря на штрафные санкции в виде недополученного инвестиционного дохода, забрали из НПФ более 1 млрд руб. Нелояльность клиентской базы свидетельствует о низких по сравнению с ожиданиями граждан доходностях, считают эксперты.
Прирост обязательств по добровольным пенсионным программам НПФ Сбербанка в первом квартале 2020 года показал самую слабую динамику, начиная со второго квартала 2016 года, свидетельствует отчетность фонда. Они выросли на 530 млн руб., или лишь на 1,2%, по сравнению с началом года. Предыдущий минимум был зафиксирован в третьем квартале 2019 года, когда прирост составил 1,3%. С начала 2017 года, когда НПФ Сбербанка начал активно привлекать новых клиентов по индивидуальным пенсионным планам (ИПП), темпы прироста НПО никогда не спускались ниже 2,5% за квартал.
НПФ Сбербанка — крупнейший российский частный пенсионный фонд, его активы по итогам первого квартала 2020 года составили 685,7 млрд руб. При этом обязательства по ОПС превысили 600 млрд руб., а обязательства по НПО — около 44 млрд руб. Причем значительный рост обязательств по добровольным программам начался в 2017 году, когда НПФ Сбербанка запустил масштабное привлечение клиентов по ИПП.
«В целом объем оттоков участников составляет чуть более 1% и не является значительным»,— считает гендиректор НПФ Сбербанка Александр Зарецкий. Он предполагает, что рост оттоков по сравнению с 2019 годом объясняется тем, что в 2017–2018 годах был всплеск привлечения новых участников по добровольным программам. «Мы предполагаем, что уменьшение количества участников по НПО связано с тем, что часть участников приобретали программу НПО с краткосрочной стратегией инвестирования на два года»,— говорит топ-менеджер. По его словам, клиенты могли расторгать договоры по истечении двухлетнего срока действия, так как по условиям договора именно с этого периода появляется возможность получения выкупной суммы. Согласно договорам по НПО, заключавшимся в отделениях Сбербанка в 2017–2018 годах, клиент имел право по истечении двух лет с момента заключения договора на полное возмещение взносов, но только на 50% полученного НПФ за это время инвестдохода. То есть по итогам 2018 года они могли получить доход, немногим превышающий 2% годовых, а по итогам 2019 года — чуть менее 5%.
«Индивидуальные добровольные программы, которые могли бы стать драйвером роста для российской пенсионной системы взамен, по-видимому, окончательно замороженному ОПС, показывают траекторию, противоположную бурному росту»,— говорит управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов. И причин этому несколько. Во-первых, НПФ не научились работать с собранной клиентской базой, добровольно принесшей им деньги. Во-вторых, они не способны показать доходность, которая может заинтересовать граждан. Наконец, пенсионный продукт, видимо, не интересен гражданам из-за его недружелюбности, например, невыгодных условий получения выкупных сумм, полагает господин Митрофанов.
Добровольных пенсионеров становится все меньше
Пенсионные резервы, аккумулированные НПФ на конец первого квартала текущего года, составили 1,38 трлн руб., свидетельствуют подсчеты руководителя проекта Pensopathology Евгения Биезбардиса. Из них страховой резерв (СР) составил 167,7 млн руб. Клиентами частных фондов по НПО на 31 марта были 6,167 млн человек. Таким образом, исходя из данных ЦБ по прошлому году, за год пенсионные резервы НПФ увеличились на 14% (во многом за счет полученного частными фондами инвестиционного дохода по прошлому году), а количество клиентов по НПО — менее чем на 0,1%. В целом добровольные программы частных фондов продолжают показывать очень умеренный рост. На конец первого квартала 2015 года пенсионные резервы НПФ составляли 923,1 млн руб., а количество их участников — 6,347 млн человек. Таким образом, за пять лет реальный (то есть за вычетом инфляции) прирост пенсионных резервов составил лишь менее 20%, а количество участников добровольных программ сократилось почти на 3%. При этом падение числа клиентов частных фондов по НПО могло быть значительно большим, если бы не привлечение в 2017–2018 годах НПФ Сбербанка более 1 млн новых клиентов.Ъ