О практике принятия пенсионных решений на кулуарных заседаниях

Хакеры взломали счета Пенсионного фонда России (ПФР), но так и не смогли понять, сколько именно денег они украли и когда их получат». Этот анекдот, появившийся на новом витке пенсионной реформы, в частности, иллюстрирует искреннее непонимание граждан, что действительно происходит внутри этой организации. А меж тем, помимо многочисленных обязанностей, связанных с социальными выплатами, именно на ПФР лежит функция организации переводов многомиллиардных пенсионных накоплений между страховщиками. И эта функция столь же непрозрачна не только для граждан, но и, например, для частных фондов. Тем более что многое здесь решают кулуарные договоренности.

Подробнее...

Глава ПФР о том, сколько денег сэкономит повышение пенсионного возраста, как накопить на достойную старость

Глава ПФР Антон Дроздов — о том, сколько денег сэкономит повышение пенсионного возраста, как накопить на достойную старость и кто будет распоряжаться имуществом коррупционеров

В 2019 году число новых пенсионеров сократится на 300 тыс., а повышение пенсионного возраста позволит сэкономить около 90 млрд рублей. Однако трансфертов из федерального бюджета потребуется больше, чем сейчас. Как выстроить грамотную пенсионную стратегию, когда определится порядок автоматического подключения граждан к новой системе индивидуального пенсионного капитала и почему инвалидам больше не нужно ходить за многочисленными справками? Об этом в интервью «Известиям» рассказал глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов.

Ликбез для предпенсионера

— Третьего октября президент подписал закон о повышении пенсионного возраста. С нового года мы будем жить по новым правилам. Что уже сделал ПФР для реализации закона? Времени осталось совсем немного.

— Есть три основных направления. Первое — нормативное обеспечение. Обычно после закона принимаются так называемые подзаконные акты, которые конкретизируют какие-то положения законодательных норм. И в основном они связаны с определенной формой документов, которые устанавливают порядок обмена информацией с субъектами Российской Федерации, с муниципалитетами о том, например, кто является так называемым предпенсионером, а кто не является. Вот эти документы сейчас готовятся, они не могли быть утверждены раньше, чем принят закон. Хотя проекты документов были готовы уже ко второму чтению законопроекта.

Второе направление — это инфраструктура обмена информацией. В этом году была создана «Единая государственная информационная система социального обеспечения» (ЕГИССО). В первом полугодии в эту систему все загружали необходимую информацию. И в том числе благодаря ей будет осуществляться обмен данными обо всех льготниках, которые есть сейчас и появятся еще в связи с принятием нового закона. Это электронный обмен, который позволяет гражданам не ходить за справками в Пенсионный фонд, сам орган будет запрашивать всю информацию.

И третий блок — это информационная поддержка пенсионной реформы, разъяснительная работа. Вся информация будет доступна на нашем сайте, на сайтах федеральных органов. На портале ЕГИССО есть личный кабинет, где можно будет посмотреть все виды льгот, которые положены человеку персонально. Всё это поможет гражданам лучше понять, как действовать после 1 января, какие новые правила вводятся, какие документы нужны для оформления этих пенсий.

— Но, помимо работников, есть еще и работодатели, кадровые службы, которым тоже придется с нового года что-то менять в своей деятельности.

— Да, мы сейчас взаимодействуем и с ними. Порядка 700 тыс. работодателей уже заключили с нами соглашения. Это сделано, чтобы ускорить процесс оформления пенсий. Кадровые службы этих работодателей — как правило, это крупные компании — заблаговременно направляют нам документы, в основном характеризующие стаж работы, заработок. Если человек имеет право на какие-то льготные виды пенсионного обеспечения (работает на вредных и опасных производствах либо является учителем или медработником), нам присылают соответствующие документы в электронном виде. И мы формируем электронное пенсионное дело. В итоге человеку останется только ознакомиться с расчетом по пенсии и выразить свое согласие.

— Будущий пенсионер может это сделать на сайте в личном кабинете?

— Да, но многие хотят сами прийти, получить разъяснения по конкретным ситуациям и документам.

— То есть у людей всё же возникает много вопросов? Им непонятно, как рассчитывается их пенсия?

— Пенсионное законодательство достаточно сложное. Особенно всё, что касается советского стажа. Кроме того, существует много различных льгот: для ветеранов, для тех, кто имеет награды или другие особые заслуги, различные льготы — например, для работавших на Севере и т.д. Всё это требует отдельных пояснений.

— С какого возраста человек считается предпенсионером?

— Для разных целей в законе определены разные условия. Но в целом — с 55–60 лет. Если, конечно, не учитывать тех, у кого есть льготный стаж. А это сейчас 30% пенсионеров, получающих страховую пенсию по старости.



Доходы и расходы

— Вырастут ли в связи с изменением пенсионного законодательства поступления в ПФР к концу 2019 года? Есть ли какие-то прогнозы?

— Поступления в ПФР растут исходя из роста экономики. Если в стране увеличивается зарплата, то растет и отчисление от фонда заработной платы. По прогнозам Минэкономразвития, в следующем году ожидается рост зарплат на 6,1%.

А в этом году ожидается рост на 9,8%. Поэтому с точки зрения поступлений в ПФР всё зависит от экономики. А вот расходы связаны с количеством пенсионеров. Проблема как раз в том, что число получателей пенсий ежегодно росло примерно на 500 тыс. человек, а количество работающих не увеличивалось.

И если не принимать никаких мер, то эта с виду благополучная ситуация, которая пока еще существует, очень быстро разбалансируется. И тогда будут нужны существенные бюджетные вливания в систему. Чтобы сохранить существующий баланс и даже несколько его улучшить, необходимо постепенное изменение соотношения работающих. Что, собственно, и произойдет при увеличении пенсионного возраста.

— И насколько снизится количество новых пенсионеров к концу 2019 года?

— Оно снизится ненамного, примерно на 308 тыс. Но для нас это всё равно существенно. Если перевести в деньги, то это составит почти 90 млрд в этом году. За шесть лет экономия составит около 3 трлн рублей.

— За счет чего можно получить дополнительные средства для повышения пенсий? Может быть, за счет отмены ряда льгот?

— Затраты на льготы покрываются из федерального бюджета. И их оставили, например, для тех, кто работает на вредных и опасных рабочих местах. Пока не доказано, что вредности на производстве нет, изменять пенсионный возраст для таких работников — необоснованно.

— В этом году общий дефицит бюджета ПФР составляет 265,5 млрд. Какой дефицит бюджета ожидается в следующем году?

— У нас есть технический дефицит по накопительной части в размере 23 млрд рублей. Связан он не с тем, что у нас нет денег, а с тем, что мы финансируем накопительные и срочные пенсии, а также единовременные выплаты за счет остатков, то есть ранее поступивших в бюджет ПФР средств пенсионных накоплений.

А распределительная часть бюджета ПФР у нас технически сбалансирована, но с учетом трансферта из федерального бюджета, который отражается у нас в доходах. Поэтому, если говорить о том, что дефицит — это разница между доходами и расходами, то у нас фонд сбалансирован за счет трансфертов.

А вот если мы начнем разбираться с трансфертами, то выясним, что они у нас составляют 3,3 трлн рублей. Это величина, которая была и в этом году, и, по сути, сохраняется, даже растет немного. И из этой суммы около 2 трлн рублей — это трансферты, которые как раз и покрывают разницу между выплатами страховых пенсий и страховыми взносами, которые мы получаем.

Сюда входит программа валоризации, льготы по тарифам страховых взносов и по исчислению пенсионных прав, и просто недостаточный объем взносов в связи с разбалансировкой пенсионной системы.

В дальнейшем, учитывая, что мы снижаем обязательства перед пенсионерами, к 2029–2030 году трансферты из бюджета, покрывающие разницу между доходами и расходами, будут стремиться к нулю. Таким образом, мы планируем, что к 2030 году система будет сбалансирована.

Экономия от сокращения пенсионного возраста, которую мы первоначально просчитали, — около 3 трлн рублей. Эти деньги сейчас направляются на индексацию пенсий, а также на предоставление дополнительных льгот, которые при втором чтении закона о бюджете были туда внесены. Например, льготы для женщин, родивших 3–4 детей. Или возможность выйти на пенсию досрочно, если имеется длительный трудовой стаж (37 лет у женщин и 42 года у мужчин), и некоторые другие.

Если брать соотношение этой экономии и тех расходов, которые понесет фонд, то в первые годы нам будут нужны дополнительные средства из бюджета. В дальнейшем это будет компенсировано за счет эффекта от повышения пенсионного возраста.

— Профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации одобрили передачу имущества коррупционеров в ПФР. Это большие деньги? Скольким людям можно будет из них выплатить пенсии?

— Передача имущества коррупционеров — это скорее морально-этическая история. Чтобы люди точно понимали, куда пошли эти деньги. И не важно, сколько их поступит.

В настоящее время эти средства являются доходами федерального бюджета, то есть растворяются в нем. А со следующего года в проекте бюджета, который внесен в Госдуму, эти средства уже определены как доходы Пенсионного фонда, и они будут совершенно точно направляться на выплаты пенсий. Это будет сделано по факту — сколько поступит, столько и выплатим.

Есть оценки по предыдущим годам, это около 1,8 млрд рублей за шесть лет.



Без балла

— Рассматривается ли в правительстве отказ от балльной системы?

— Ну, во-первых, у нас нигде в законах нет слова «баллы», это сленг.

— Хорошо, давайте называть это индивидуальным пенсионным коэффициентом. Суть не меняется.

— Вопрос о том, чтобы совсем уйти от индивидуальных пенсионных коэффициентов обсуждался. Но такое решение пока не принято. Произошла определенная донастройка формулы в части индексации и в части расчета трансфертов.

— Люди говорят, что не понимают формулу, — она действительно очень сложная и запутанная.

— Если вы войдете в своей личный кабинет на сайте Пенсионного фонда, то увидите количество ваших индивидуальных пенсионных коэффициентов. Потом вы умножаете их на стоимость коэффициента и прибавляете стоимость фиксированной выплаты. Это актуальный размер вашей пенсии. Всё. Вам больше ничего не нужно знать. Это как вы садитесь в автомобиль, заводитесь, нажимаете на педаль и едете. Вам не нужно детально знать, что там происходит в двигателе.

При этом размер индивидуального пенсионного коэффициента рассчитывается из суммы взносов, которые за вас заплатил работодатель. И поэтому чем больше за вас платят работодатели, тем больше у вас индивидуальных пенсионных коэффициентов.


— То есть чем выше у человека «белая» зарплата, тем больше баллов он накопит?

— Есть ограничения. После переходного периода вы за год будете зарабатывать не более 10 коэффициентов. Это связано с тем, что для работодателя есть ограничения по уплате взносов. То есть существует предел, сверх которого взносы платятся работодателями по пониженной ставке и не учитываются в пенсионных правах. Поэтому есть предел по количеству коэффициентов, которые вы можете получить за год.

— Но это ведь несправедливо?

— Если у человека высокая зарплата, то он может застраховаться в других системах. Для высоких заработков гораздо больше возможностей.

— А насколько остро сейчас стоит проблема переходов между фондами и потери инвестиционного дохода?

— Действительно, несколько лет назад было введено правило, по которому вы не получаете инвестиционный доход, если переходите из одного фонда в другой ранее чем через пять лет. Норма была направлена на то, чтобы можно было инвестировать средства пенсионных накоплений на более длительные сроки. Ведь если люди часто переходят из одного фонда в другой, то их средства невозможно инвестировать в так называемые длинные активы.

Фонды активно конкурируют между собой, проводят рекламные кампании, предлагают гражданам различные опции. В итоге гражданин пишет заявление и переходит в другой фонд, считая, что там будет лучше. Но при этом не понимает, что он теряет инвестиционный доход. Эта проблема носила массовый характер. Поэтому в текущем году был принят специальный закон. С 1 января граждан будут информировать о потере дохода при переходе в другой фонд. Это будет происходить при заполнении заявления, а в нем уже будет стоять размер суммы инвестиционного дохода, который гражданин может потерять.

Поэтому мы призываем всех граждан при заполнении заявлений внимательно читать всю информацию.

— Мелким шрифтом наверняка? Да и не все читают документы, которые подписывают.

— Крупным. Дело в том, что заявление подается в Пенсионный фонд. Поэтому мы будем следить за тем, чтобы людей информировали, будем проставлять эту сумму в заявлении. А получать мы ее будем от негосударственных пенсионных фондов, у НПФ есть обязанность предоставлять нам эту информацию.

— То есть, НПФ не могут не предоставить эту информацию?

— Конечно! Без этой строчки заявление не будет действительно. А если заявление подается в электронном виде, через ЕПГУ, значит, эта информация будет в окне электронного заявления. И она будет хорошо заметна.

В результате все граждане будут проинформированы перед принятием решения о переходе из одного негосударственного фонда в другой,или о переходе из государственной управляющей компании в НПФ.

— Сегодня всех волнует вопрос — будут ли граждан автоматически подключать к новой системе индивидуального пенсионного капитала без их согласия? Это будет автоподписка или авторегистрация?

— Появление системы связано с изменением схемы работы обязательной накопительной части. В накопительную часть работодатели отчисляли взносы за граждан. Потом отчисления прекратились, права формируются полностью в солидарной части. То есть гражданин ничего не теряет. А те средства, которые за гражданина отчислялись, они никуда не пропали, они инвестируется негосударственными пенсионными фондами или управляющими компаниями по выбору гражданина.

Чтобы продолжить формирование накопительной части, Центробанк и Минфин подготовили концепцию. Она предусматривает, что у накопительной системы будет собственный источник — это взносы граждан и работодателей. И там есть целый ряд правил. Но в настоящее время законопроект только готовится, сложно пока обсуждать детали.

Насколько я знаю, при согласовании концепции остался, по сути, лишь один вопрос: как будут включаться в эту систему граждане — по умолчанию или только по заявлению.

— Когда станет ясно — автоподписка или авторегистрация? О каких сроках идет речь?

— Проект закона планируется внести на обсуждение в этом году.

— Кем будет управляться создаваемый НПФ ВЭБа? Пенсионным фондом или он будет рыночным?

— Пока я не видел никаких документов, касающихся НПФ ВЭБа. Но на мой взгляд, это всё же должно быть частью системы.



Оптимизация и сокращение

— Не так давно возникали вопросы относительно эффективности ПФР, количества его сотрудников.

— Я считаю, что эти претензии не имеют под собой каких-либо серьезных аргументов. Одна из претензий — огромная армия сотрудников фонда, которые непонятно чем занимаются. Мы проводили исследование и специально сравнивали количество наших сотрудников на количество пенсионеров. У нас сотрудников примерно в два раза меньше, чем в европейских странах. Это говорит о том, что нагрузка на сотрудника ПФР от двух до четырех раз выше, чем на его коллегу в Европе. Содержание фонда, если брать в целом, у нас составляет 1,3% от бюджета ПФР, то есть, тоже в два раза ниже европейских расходов. У них от 3% и выше.

Что касается самих функций, то мы, по сути, работаем как страховая организация. Есть предложения отдать эти функции, к примеру, Казначейству, но тогда придется отдать туда и всех сотрудников ПФР.

Или предлагают вообще ликвидировать фонд. Но это означает, что нужны будут еще какие-то чиновники дополнительно. Потому что мы назначаем не только пенсии, но и пособия — всего около 50. Более того, нам постоянно передают новые виды пенсий и пособий, потому что гораздо экономичнее пользоваться уже имеющейся инфраструктурой, чем создавать новую.

При этом мы переводим работу на современные рельсы, благодаря чему оптимизируем свою структуру и сокращаемся.

— Сколько человек сейчас работает в ПФР?

— Специалистов — 107 тыс. За последние 2–3 года мы сократили порядка 20 тыс. В основном за счет того, что в районах оставляем только клиентские службы. А всю обработку информации, все сложные юридические операции мы проводим в центрах. Либо межрегиональных, либо на уровне субъекта Российской Федерации.




Личная стратегия для школьника

— ПФР ведет Федеральный реестр инвалидов, который охватывает более узкий круг граждан. В чем его основная задача?

— Шесть лет назад Россия присоединилась к Конвенции ООН по правам инвалидов. И взяла на себя определенные обязательства, связанные с созданием доступной среды. Человек с ограниченными физическими возможностями не должен себя чувствовать ущемленным в обычной жизни. И когда мы стали думать, как это сделать, то выяснилось, что такой категории как инвалид во многих информационных базах просто нет. И, соответственно, невозможно даже подсчитать, сколько у нас инвалидов, посмотреть, насколько эффективно реализуются меры для их поддержки, нет никакой статистики. И тогда государство приняло решение о создании Федерального реестра инвалидов, который предусматривает ведение соответствующей персонифицированной информации. На основании этого реестра все органы будут получать юридически значимую информацию для оказания инвалидам госуслуг, а также всю необходимую статистику.

А инвалидам, в свою очередь, не нужно бегать со справками в эти органы. У них появляется возможность через личный кабинет получать информацию о том, какие услуги ему положены.

Реестр уже создан. По его данным у нас в стране более 12 миллионов инвалидов. Из них 640 тыс. — это дети.

В настоящее время проходит согласование законопроект, который обяжет все госорганы при определении права инвалида на какие-то виды услуг пользоваться только этим реестром. Мы ждем направления законопроекта в Госдуму. Этот реестр даст многое для понимания того, насколько эффективно тратятся государственные деньги на программы по поддержке инвалидов и их интеграции в социум.

— Изменения в пенсионном законодательстве стали в последние месяцы ключевой темой в российском обществе. Фиксирует ли ПФР активность мошенников, которые пытаются использовать информационный шум?

— Есть такая история. Мы получаем жалобы граждан на то, что кто-то представляется работником Пенсионного фонда и рассказывает, что якобы ПФР проводит какую-то акцию, поэтому нужно срочно позвонить по какому-то телефону, послать куда-то SMS. В таких случаях надо обязательно связываться с Пенсионным фондом и проверять эту информацию. Пожилые люди, особенно одиноко проживающие, очень доверчивы. И верят в любые обещания каких-либо льгот, особенно если мошенники прикрываются Пенсионным фондом.


— Насколько реально, чтобы наш российский пенсионер вел такой же образ жизни, как европейский? Например, путешествовал по всему миру.

— Вы знаете, какая примерно государственная пенсия в Германии?

— Около €1,5 тыс.?

— В 2014 году — €1050 для западных территорий и €950 — для восточных земель. Сейчас это на €200больше. На эти деньги, конечно, не попутешествуешь. Притом что коммунальные услуги там стоят совершенно других денег, а с пенсии платится подоходный налог. Просто в Европе граждане активно используют все возможности для увеличения пенсий.

К примеру, в Германии развито дополнительное страхование жизни. Кроме того, европейский пенсионер активно копит деньги на банковских счетах. К тому моменту, как он выйдет на пенсию, его дети проживают отдельно, а у него, как правило, появляется свободная жилплощадь для продажи или сдачи в аренду, оплачена медицинская страховка. И таким образом европейский пенсионер как раз и выходит на 60–70% своего заработка, что позволяет ему путешествовать по миру. Поэтому если грамотно вести свою личную пенсионную программу, будет обеспечена комфортная старость. Но при этом необходимы условия — стабильность экономики и национальной валюты.

— В каком возрасте человеку надо задумываться о личной пенсионной стратегии?

— Мы уже несколько лет выпускаем учебное пособие для школьников старших классов и широкой аудитории о том, как устроена пенсионная система. Осенью мы устраиваем в школах открытые уроки, я сам не раз их проводил. Так вот, школьники с интересом слушают о пенсионной системе, и им эти знания очень пригодятся в жизни. Кстати, в ряде стран выпускают такие пособия для младшего и среднего школьного возраста. Необходимо стремиться сделать так, чтобы все знания о пенсионной системе, о разных возможностях, были доступны с самого юного возраста. Чтобы человек в них ориентировался, так же как в математике. Это вопрос финансовой грамотности. Это часть нашей жизни. Мы занимаемся и продолжим активно этим заниматься. Особенно с учетом последних изменений законодательства.

— То есть как только начал зарабатывать, надо задуматься о пенсии?

— Конечно! Уже на стадии поиска работы нужно понимать, какие условия вам предлагает работодатель, что входит в социальный пакет организации. Знаете, это как ОСАГО и каско.

— Нужно, чтобы было каско?

– Да. То есть, помимо базовой пенсионной программы, желательны и дополнительные опции.

Сбербанк оценил средний доход работающих пенсионеров

Сбербанк пришел к выводу, что средний доход работающих пенсионеров (зарплата плюс пенсия) — 46 тыс. руб, выше чем в среднем по экономике. В банке вычислили возраст, когда структура трат людей принципиально меняется, — это 68 лет.

Подробнее...

Рост старших возрастных групп потребует коррекции социальной политики

При росте ожидаемой продолжительности жизни старших поколений уже в ближайшее десятилетие чисто государственная модель поддержки пожилых вряд ли возможна. России в силу демографических особенностей необходимо искать модель координации семейной политики, господдержки и активности НКО в этой сфере — таковы выводы конференции «Общество для всех возрастов». До 2030 года число граждан РФ в возрасте старше 65 лет вырастет на 6,8 млн и превысит 25% всего населения, сейчас до 6,2 млн пожилых и 3–4 млн домохозяйств с пожилыми являются целевой группой для новой соцполитики в этой сфере.

Подробнее...

Увеличение срока дожития сокращает накопительные пенсии

Власти снова хотят увеличить период дожития, который используется для расчета накопительной пенсии россиян. Это ведет к уменьшению ежемесячных выплат, снижая привлекательность накопительной системы, особенно на фоне пенсионной реформы. Эксперты называют такую политику безнравственной, чиновники — справедливой и сбалансированной, а пенсионные фонды — недостаточно жесткой. Для граждан в ней может быть только один плюс: увеличится возможность снять накопления разово, не растягивая на крошечные ежемесячные выплаты.

Подробнее...

Что россияне думают о пенсионной реформе

Во всем мире повышение пенсионного возраста — крайне непопулярная среди граждан и политиков мера, которую те и другие стараются отсрочить до последней возможности. В отличие от них ее единодушно поддерживают экономисты, накопившие множество доказательств того, что более поздний выход на пенсию в перспективе благотворен и для населения, и для экономики, пишет на страицах Forbes Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы

.

На первый взгляд может показаться, что россияне особенно дружно отвергают повышение пенсионного возраста: по данным «Левада-Центра» и фонда «Общественное мнение», к нему отрицательно относятся 80–90% опрошенных. Однако, скорее всего, опросы отражают не столько принципиальное неприятие этой меры, сколько ее неподготовленность, слабую информированность населения о состоянии пенсионной системы. Опрашиваемые оценивали увеличение пенсионного возраста на 5–8 лет, не вполне представляя, что они получат взамен, и не понимая последствий отказа от этой меры. Такая социология, по сути, напоминает вопрос из классической советской комедии: «Девочка, что ты хочешь, чтобы тебе оторвали голову или ехать на дачу?» Фактически люди оказываются перед ложным выбором между неприятной реальностью (повышением пенсионного возраста) и более приемлемым, но в имеющихся условиях неосуществимым вариантом сохранения в неизменном виде существующей ситуации. Сказочный вариант, как всегда в таких случаях, уверенно побеждает.

Изучение общественного мнения по любым проблемам экономической политики имеет смысл только в том случае, если оно выявляет предпочтения граждан среди возможных, достижимых вариантов. Экономисты Оксфорда и банка HSBC провели опрос в 20 странах, всюду предлагая одни и те же четыре варианта реакции на старение населения (и объясняя, что других возможностей нет). Более половины россиян назвали оптимальным решением расширение накопительной системы, около 20% — повышение пенсионного возраста, 25% — увеличение социальных взносов и налогов и лишь 5% — снижение уровня пенсий. Поддержка россиянами повышения пенсионного возраста уступала среднему по всем странам уровню, но была выше, чем в Германии, Японии, Бразилии и Польше. Что действительно выделяло Россию в данном опросе — это явно негативное отношение к снижению уровня пенсий, такой сценарий получил меньшую поддержку, чем в любой другой стране.

Этот опрос показал, что предпочтения населения по вариантам пенсионной политики существенно различаются между странами, но довольно однородны внутри отдельных стран. Это означает, что в каждом случае имеет смысл с учетом мнения населения выбрать свой сценарий реформы, тем самым увеличивая ее поддержку.

Объективно определить предпочтения граждан можно лишь при условии, если они знают, как устроена пенсионная система, представляют ее текущие и ожидаемые проблемы, понимают последствия альтернативных вариантов реформы. Добиться такого понимания нелегко, это требует многолетней работы по многим направлениям. Необходимы дополнительные усилия по повышению финансовой грамотности, постоянное информирование населения о пенсионной системе в целом и накопленных пенсионных правах каждого налогоплательщика, активное вовлечение людей в обсуждение реформы.

Если граждане не представляют себе выгод и издержек разных мер пенсионной политики, то результаты опросов не помогут ее оптимизировать. Скажем, немногие из нас сознают, что пенсионные взносы, независимо от того, кто их перечисляет в казну, по своей экономической природе представляют собой вычет из зарплаты работников, которые, таким образом, являются основными спонсорами пенсионной системы.

«Левада-Центр» выяснил, что, отвергая повышение пенсионного возраста, граждане одновременно оценивают минимальный необходимый размер пенсии в 26 200 рублей в месяц — почти вдвое больше фактической средней пенсии. Но повышение размеров пенсий при сохранении действующего пенсионного возраста возможно лишь за счет существенного расширения финансирования пенсионной системы. При нынешней его структуре бремя дополнительных расходов на ¾ ляжет на работников и население в целом. Крайне сомнительно, что респонденты, высказывавшие в опросах свои пожелания по реформированию пенсионной системы, действительно готовы платить за это весомым снижением своих реальных доходов.

Еще больше сомнений вызывает целесообразность вынесения вопроса о повышении пенсионного возраста на референдум. Кроме уже отмеченных ограничений, связанных с недостаточной информированностью граждан, необходимо учитывать, что они в основном оценивают текущие, а не отдаленные последствия обсуждаемых решений. Система же пенсионного страхования требует долгосрочного планирования, поскольку должна гарантировать права работников на получение в будущем (возможно, через 40 или 50 лет) пенсий, соответствующих уплаченным ими взносам. Ответственность за исполнение накопленных перед работниками обязательств лежит на государстве, поэтому оно обязано брать на себя поддержание долгосрочной устойчивости системы пенсионного страхования, действуя в интересах всех поколений. Неудивительно, что в мировой практике вопросы, касающиеся пенсионных реформ, крайне редко выносятся на всеобщее голосование.

Можно с уверенностью предсказать, что нам еще не раз придется проводить настройку пенсионной системы (хотя, конечно, не такую кардинальную, как сейчас). Поэтому имеет смысл начать постоянную работу по пенсионному просвещению граждан с учетом российского и международного опыта. Это сделает их мнение более квалифицированным и создаст условия для более полного его учета в будущих решениях правительства.

Новые НПФ хотят начинать работу с небольшим капиталом

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ), впервые выходящие на рынок, должны иметь пониженные требования к капиталу, считают участники пенсионного рынка. Норма по уставному капиталу для них может быть сокращена до 75 млн руб., а по собственным средствам — до 100 млн руб. Таким образом, рынок может развиваться за счет новых кэптивных фондов. Регулятор готов отказаться от избыточного регулирования НПФ лишь при сохранении финансовой устойчивости и, судя по всему, не готов снижать требования к капиталу для новых фондов.

Подробнее...

Договор с ПФР на управление пенсионными накоплениями не продлит треть частных УК

Одиннадцать частных управляющих компаний в октябре перестанут управлять средствами пенсионных накоплений граждан. Это самое большое сокращение списка компаний за 15 лет действия подобных договоров с Пенсионным фондом России (ПФР).

Подробнее...

ЦБ раскрыл детали законопроекта об индивидуальном пенсионном капитале

В социальном блоке пока не видели новой пенсионной инициативы Минфина и ЦБ. Об этом сообщила журналистам вице-премьер Татьяна Голикова. В СМИ появилась обновленная концепция создания индивидуального пенсионного капитала граждан. Идея принадлежит Министерству финансов и Центробанку. Из документа следует, что россиян без их согласия будут подключать к новой системе. Причем для формирования накоплений предполагается ввести новый сбор в размере 6% от заработной платы каждого работника. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что чиновники специально вбросили информацию, чтобы отследить реакцию общественности.

Подробнее...

Граждан подключат к новой накопительной пенсии автоматом

Реформа накопительной пенсии в России будет базироваться на норме закона, признающей молчание выражением воли. Граждан могут автоматически подключить к выплате взносов с зарплат в НПФ, а для отказа надо будет писать заявление.

Подробнее...