Пенсионный мир шатается от «финансового вандализма» падения доходности

Некогда немыслимый спад доходности глобальных облигаций заставляет пенсионные фонды покупать облигации, которые предлагают отрицательную доходность, что ставит под угрозу финансовое обеспечение будущих пенсионеров.

Учреждения США, управляющие пенсионными сбережениями на триллионы долларов, в том числе пенсионная система государственных служащих штата Калифорния ( California Public Employees’ Retirement System - Calpers,), снижают ожидаемые доходы. Государственный пенсионный инвестиционный фонд Японии, крупнейший в мире, предупредил, что управляющие капиталом рискуют потерями по всем классам активов. В Европе пенсионные фонды могут быть вынуждены сократить выплаты частично из-за снижения ставок.

Инвесторы уже брали на себя больший кредитный риск, чтобы компенсировать сокращение доходов в других местах, причем некоторые гоняются за менее ликвидными рынками, такими как фонды частных инвестиций. В настоящее время отрицательная доходность более четверти облигаций инвестиционного уровня - с большим денежным ослаблением - увеличивает необходимость для менеджеров портфеля найти новые источники дохода.

«Настоящим безумием является то, что пенсионные фонды вынуждены вкладывать средства в активы, которые гарантированно потеряют, например, в случае привязанных к инфляции гособлигаций Великобритании  с реальной доходностью -3%», - сказал Марк Даудинг, директор по инвестициям в BlueBay Asset Management, имеющего мандаты пенсионного фонда. «Это финансовый вандализм, и правительство и центральные банки должны осознать это».

Пенсионные фонды инвестируют в различные активы, но большинство, включая планы с установленными выплатами, используют активы с низким уровнем риска, такие как государственные облигации, в качестве базовой ставки дисконтирования. Хотя это означает, что они получили прибыль от ралли с фиксированным доходом, падение доходности также привело к увеличению будущих обязательств, что, в свою очередь, поставило под угрозу их способность выполнять предстоящие обязательства.

«Номинальные облигации с отрицательной доходностью в 16 триллионов долларов в мире прямо сейчас - для пенсионной индустрии это не очень хороший результат», - заявил Найджел Уилсон, исполнительный директор Legal & General Group Plc, в интервью Bloomberg Television.

Бен Менг, главный инвестиционный директор Calpers, заявил ранее в этом году, что ожидаемый доход в течение следующих 10 лет составит 6,1%, по сравнению с предыдущей целью в 7%. Скотт Минерд, главный инвестиционный директор Guggenheim Partners, предупреждает, что смягчение политики Федеральной резервной системы способствует вероятному пузырю государственных облигаций и что очень узкие кредитные спрэды имеют больший потенциал для расширения.

Десятилетняя доходность является отрицательной на европейских рынках государственных облигаций с более высоким рейтингом, а вся кривая Германии упала ниже нуля. Аналогичные показатели также ниже нуля в Японии, хотя в последнее время они достигли рекордных минимумов в Австралии и Новой Зеландии. В США 30-летние ставки казначейства достигли рекордно низкого уровня в 1,91% в этом месяце.

«Плохая» ситуация

Питер Боргдорф из голландского фонда PFZW обвинил « все более низкую процентную ставку» в том, что коэффициент в конце июля составлял 94,8%.

Финансовое положение PFZW начинает ухудшаться », - написал Боргдорф в своем блоге. «Пенсионное сокращение в 2021 году уже давно угрожает. Но если в конце этого года у нас будет коэффициент покрытия ниже, чем около 94%, мы должны уже снизить пенсии даже в следующем году ».

Падение доходности может породить порочный круг для отрасли. Сжатие доходов, как правило, увеличивает пробелы в финансировании, заставляя менеджеров или работодателей делать больше отчислений   в фонды. Это деньги, которые в противном случае могли бы быть использованы для стимулирования бизнеса или потребления, так что экономический рост может понести ущерб - призывая к еще большему смягчению денежной массы.

Сокращение активов

«Общее влияние заключается в том, что более низкая доходность может побудить домохозяйства или компании, выступающие в качестве спонсоров плана, откладывать еще больше на будущее», - сказал Николаос Панигирцоглу, стратег JPMorgan Chase & Co, в недавней заметке. «В наших беседах с клиентами эксперименты центральных банков с отрицательными ставками рассматриваются скорее как политическая ошибка, а не как стимул».

По данным Организации экономического сотрудничества и развития, в 2018 году пенсионные активы упали на 4% до 27,6 трлн. долларов. Несмотря на то, что прибыль от акций помогла ликвидировать пробелы в финансировании, ни для кого не секрет, что страдающие от недостатка доходности управляющие перешли на менее ликвидные активы.

Один из выходов из пенсионного трясения - позволить большему количеству пенсионных фондов вкладывать средства в «реальные активы в реальной экономике», - сказал Уилсон из Legal & General.

Таких примеров полно. Один из крупнейших пенсионных фондов Северной Европы  сокращает свои вложения в государственных облигаций для альтернативных активов, которые могут включать недвижимость и фонды частных инвестиций. Схема для отставного духовенства в Англии переводит ассигнования на частный кредит. В то же время фонд для железнодорожников Великобритании планирует увеличить подверженность частному долгу до 40% в рамках стратегии частных инвестиций на общую сумму 4,5 млрд фунтов стерлингов (5,5 млрд долл. США) по двум фондам.

Крис Игго, директор по инвестициям в AXA Investment Managers по фиксированному доходу, обеспокоен последствиями эры сверхнизкой доходности.

«В 2008 году большинство людей на рынках не имели представления о паутине инструментов, которые в конечном итоге были связаны с рынком жилья в США, - написал он в записке, ссылаясь на кризис субстандартного долга.  Мы должны беспокоиться о снижении доходности облигаций ... Они могут вызвать некоторую, пока еще не полностью понятую, напряженность в финансовой системе со структурными последствиями», - пишет Bloomberg.