Американские пенсионный фонды и антироссийские санкции
Учителя, пожарные, полицейские и госслужащие Нью-Йорка и Калифорнии могут быть удивлены, узнав, что их пенсионные доллары инвестируются в акции российских компаний, находящихся под санкциями.
Согласно последним финансовым отчетам, два крупнейших государственных пенсионных фонда страны - Пенсионная система государственных служащих Калифорнии и Пенсионная система штата Калифорния (California Public Employees’ Retirement System (CalPERS) and the California State Teachers’ Retirement System (CalSTRS) – инвестировали в акции российских компаниях около 715 миллионов долларов. К ним относятся Газпром, российский газовый гигант, который функционирует как бездонный кошелек для властей и Роснефть. Обе выступают в качестве внешнеполитического подразделения российского государства.
Даниэль Фрид, бывший посол США в Польше, был ошеломлен, узнав о масштабах инвестиций пенсионных фондов в компании, которые оказались под санкциями, к которым он приложил руку как координатор Госдепартамента по политике санкций в администрации Обамы. "Вы издеваетесь? - говорит Фрид, обращаясь к Rolling Stone. - Это компании, с которыми я бы не хотел связывать пенсионные деньги США»
(CalSTRS заявляет, что тщательно контролирует эти акции на предмет рисков и ограничивает своих менеджеров от покупки новых акций Газпрома. CalPERS не ответила на неоднократные запросы на комментарий.)
Калифорния не одинока. Государственный пенсионный фонд Флориды (Florida’s public pension fund) вложил 160 миллионов долларов в санкционные российские компании, в том числе, госкомпании "находящиеся под подозрением" из-за их связей с Ираном, по данным Politico. New York State Common Retirement Fund, государственный пенсионный фонд № 3 страны, владеет акциями российских компаний, находящимися в санкционном списке, почти на 30 миллионов долларов.
В минувшую среду, 12 сентября, президент Трамп подписал распоряжение, направленное на предотвращение будущего вмешательства России в выборы в США. Исполнительный указ Трампа рассматривался, как попытка уклониться от более строгой меры поддерживаемой сенаторами Крисом Ван Холленом и Марко Рубио, которая явно отрезала бы поток долларов США в Россию, если они вмешаются в будущие выборы.
Исполнительный указ Трампа, который выходит на фоне предупреждений от разведывательного сообщества США о том, что предстоящие промежуточные выборы являются одной из российских целей, включает в себя те же меры, которые в прошлом не предотвратили враждебные действия со стороны России. Напротив, Закон «DETER» (Defending Elections from Threats by Establishing Redlines), представленный в январе сенаторами Ван Холленом и Рубио, идет гораздо дальше. Он включают жесткие санкции в отношении российских банков и энергетических компаний и так называемый "ядерный вариант", запрещающий американцам покупать новые выпуски российского суверенного долга. "Мы хотели бы предотвратить инвестиции, которые поддерживают Путинский режим", - говорит Ван Холлен Rolling Stone.
Законопроект направлен на основные источники получения денег для путинского режима. Российские суверенные облигации, которые наряду с налогами - одни из двух основных способов, с помощью которых правительство оплачивает счета.
Благодаря устойчивой популярности российских облигаций Кремль является крупным бенефициаром американской финансовой щедрости. Сколько из 153 миллиардов долларов суверенного долга России приобретено Соединенными Штатами, это секрет Кремля - возможно, потому, что это существенная сумма . В прошлом месяце АCRA, московское агентство кредитной отчетности, подсчитало, что американские инвесторы владеют 8 процентами внешнего долга России, то есть, бумагами на 12,24 миллиарда долларов. Другие аналитики говорят Rolling Stone, что настоящее цифра может быть даже выше.
Крупнейшим держателем рублевого долга, согласно финансовой отчетности, изученной Bloomberg, является гигантская компания по управлению активами из Нью-Йорке, BlackRock Inc. Два крупнейших государственных пенсионных фонда США, оба из которых базируются в Калифорнии, владеют российским долгом на полмиллиарда, а многие другие государственные пенсионные программы - меньшими суммами. «Я не могу придумать никакой разумной причины, по которой государственные пенсионные фонды США и сберегательные учреждения должны финансировать правительство, которое активно нарушает наш суверенитет», - заявил на слушаниях в Сенате Далеп Сингх, бывший помощник министра финансов США, который помог разработать санкции в отношении России.
Исполнительный указ, который Трамп подписал среду - «больше пресс-релиз, чем изменение политики», - сказал Сингх, - он не затрагивает продажи российского долга. Это неудивительно. Ранее в этом году администрация Трампа заявила, что российский долг слишком популярен для санкций. Меморандум, выпущенный в феврале Департаментом казначейства, предупредил, что санкции против российских облигаций могут иметь «негативные побочные эффекты» на мировых финансовых рынках и в бизнесе. После выхода меморандума рублевый долг стал более популярным среди американских и других иностранных инвесторов, чем когда-либо.
В 2016 году администрация Обамы предупреждала банки США не участвовать в потенциально прибыльной сделке с российскими облигациями, поскольку они могут стать предметом санкций, сообщает The Wall Street Journal.
То, что беспокоит Кремль, не предлагаемый запрет на продажу российского долга, а жесткие санкции, которые Конгресс угрожал ввести против российских банков. Если бы Россия вмешалась в будущие выборы в США, то закон Ван Холлена Рубио заморозил бы активы российских банков в Америке и запретили всем в Соединенных Штатах вести с ними дело. Новости, что Конгресс рассматривал такой шаг, вызвали падение рубля и побудили премьер-министра Дмитрия Медведева заявить, что запрет на банковские операции будет считаться актом «экономической войны».
Москва, естественно, предпочитает нынешние санкции, поскольку они позволяют российским банкам и энергетическим компаниям продолжать вести бизнес с Соединенными Штатами или в США.
Возьмите Сбербанк, крупнейший российский банк. Несмотря на то, что он с 2014 года находится под санкциями, Сбербанк управляет инвестиционным банком через свою американскую дочернюю компанию в Манхэттене.
Сбербанк находится в списке 50 крупнейших международных компаний, чьи акции находятся в портфеле Пенсионной системы Совета по образованию Нью-Йорка (New York City Board of Education Retirement System). Розничные инвесторы также подвергаются рискам от санкций через фонды развивающихся рынков, таких как Vanguard.
Удивительно, но покупка акций российских банков и энергетических компаний, входящих в санкционный список Казначейства, не является незаконной. Казначейство США попыталось найти баланс между наказанием этих мощных российских компаний, не навредив пенсионным фондам и другим крупным институциональным инвесторам, которые имеют в них крупные доли. Результатом стала директива 2014 года, которая запрещала транзакции по покупке «новых долгов или новых акций» российских компаний. Эти так называемые «секторальные» санкции позволяют пенсионным фондам сохранять в них свои «старые» или предвыборные позиции. «Это сделано, чтобы не нанести неоправданного ущерба США и третьим странам», - сказал Джон Э. Смит, бывший директор Управления контроля над иностранными активами Казначейства.
В конечном счете Конгресс примет акт препятствующий потоку долларов в Россию. Несколько опытных инвесторов , таких как Дэвид Свенсен, высокопоставленный главный инвестиционный сотрудник фонда Йельского университета не хотят иметь ничего общего с Россией.
«В России вы владеете только тем, что хочет Путин, - сказал он журналу. Однако большинство управляющих деньгами не думают так и не заботятся о том, что делает Кремль с полученными долларами.
«Все эти инвесторы в основном полностью аполитичны , - говорит Rolling Stone, Билл Браудер, ярый критик режима Путина и архитектор закона о санкциях имени Магнитского. Некогда он был крупнейшим иностранным инвестором в России. - Они будут покупать северокорейские акции, если думают, что могут заработать. Они полностью ведомы жадностью и страхом».