Десятка крупнейших НПФ может монополизировать рынок

Доля топ-10 игроков на рынке НПФ может достичь 93% по итогам 2018 года. Концентрация рынка и рост роли государства на нем приведут к снижению конкуренции и падению качества клиентских сервисов, предупреждают аналитики

 

За 2017 год доля десяти крупнейших фондов в совокупном объеме пенсионных резервов и накоплений увеличилась с 74,4 до 81,4%, а доля НПФ, связанных с госкомпаниями, госбанками или Банком России, превысила 70% рынка, подсчитали в рейтинговом агентстве «Эксперт РА». Как ожидают в агентстве, в 2018 году процесс консолидации примет еще большие масштабы. Всего же доля топ-10 игроков может достигнуть 93% по итогам года, пишет Forbes.

В результате санации нескольких крупных частных банков в 2017 году под контроль Банка России попали три фонда (НПФ РГС, НПФ «Лукойл-гарант» и НПФ электроэнергетики), входящие в топ-10 по объему пенсионных средств. После их объединения рынок получит еще одного крупного игрока — лидера отрасли по объему пенсионных средств, говорится в обзоре «Эксперт РА».

Среди причин усиления концентрации рынка аналитики «Эксперт РА» выделяют отсутствие органических источников развития. «В этих условиях единственной возможностью обеспечить рост бизнеса, а также оптимизировать издержки становится объединение или поглощение конкурентов. Мы полагаем, что в ближайшее время высока вероятность проведения еще нескольких крупных сделок по слиянию с участием как государственных, так и коммерческих фондов», — пишут в своем обзоре (есть у Forbes) аналитики агентства. В целом рост присутствия государства на рынке является во многом вынужденной мерой, которая направлена на решение системных проблем.


Огосударствление — это тренд, который поддерживается во всей экономике и снижает конкурентоспособность, так как для конечного потребителя поле возможностей снижается, говорит директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин.

С другой стороны, с точки зрения концентрации НПФ в близких к государству структурах можно отметить улучшение кредитного качества их портфелей, отмечает Ногин. «Ведь ряд частных НПФ грешили тем, что вкладывали пенсионные деньги в компании, близкие к собственнику бизнеса. Окологосударственные НПФ с большой долей вероятности будут вкладывать средства в госкорпорации или госкомпании, у которых высокий рейтинг», — полагает Ногин.

Причина укрупнения окологосударственных НПФ состоит в том, что изначально многие фонды представляли собой структуры, которые поддерживали тот или иной бизнес собственника, интересы же застрахованных лиц на самом деле были вторичными, считает Ногин.

«Второй момент — это усиления требований законодательства к деятельности НПФ — стресс-тесты, усиление риск-менеджемента, раскрытие отчетности. Все эти факты негативно отражаются на малых фондах, и у них единственный шанс выжить — это либо объединяться, либо продаваться более крупными НПФ», — делится размышлениями аналитик.

По мнению гендиректора компании «Пенсионный партнер» Сергея Околеснова, процессы в НПФ — это отражение того, что происходит в финансовом секторе в целом. «Клиентам может показаться, что государство действительно более надежно, чем частные компании. С другой стороны, такое положение обернется существенным падением сервисов. Хотя сервис для НПФ не так важен, как для банков, но при выплате пенсий он тоже играет существенную роль», — заключил Околеснов.