Пенсионная реформа Бразилии, как фактор спасения экономики

В то время как экономика Бразилии демонстрирует признаки устойчивого улучшения после жесточайшего за 100 лет кризиса, правительству необходимо провести радикальную пенсионную реформу для борьбы с фискальным риском, вызванным стареющим населением, пишет globalriskinsihgt.com.com.

 

Изначально высокая стоимость пенсий для бюджета наряду с стареющим населением Бразилии означает, что вскоре правительство просто не сможет их выплачивать. По данным Бразильского института географии и статистики, в 2060 году пожилые люди будут составлять треть населения, и в результате пенсионные расходы увеличатся до 23% от ВВП. Чтобы продолжать платить пенсионерам при инвестировании в другие сферы, правительство должно принять пенсионную реформу.

Хотя первоначальная структура пенсионной реформы была более надежной, исполнительная власть и министр финансов заявил, что они согласятся с версией, которая включает только три пункта: минимальный возраст, продолжительность отчислений и правило перехода.

Первоначально реформа, направленная на устранение несоответствий между государственными служащими и пенсионерами частного сектора, - первая группа получает в семь раз больше преимуществ, чем последняя. Расходы  правительства почти равны той же сумме, что и на пенсионное обеспечение 32,7 млн. человек из частного сектора, по сравнению с 980 тыс. государственных служащих. Тем не менее, президент страны Темер столкнулся с огромным давлением и должен был отказаться от своей попытки создать более равную пенсионную реформу.

В компромиссной ниже версии наиболее важным является то, что предлагается минимальный возраст выхода на пенсию 65 лет для мужчин и 60 для женщин, с обязательным 35-летним взносом для мужчин и 30 для женщин для получения пенсии. Это сократило бы дефицит, заставив государственных служащих уйти в отставку позже, что позволило бы увеличить государственные доходы и сократить расходы на пенсию. Однако это, очевидно, было бы непопулярным среди населения в целом. К сожалению, хотя экономисты согласны с тем, что для экономического роста необходима пенсионная реформа, правительство не смогло донести это эффективно для граждан и тем самым нарушило свои шансы на принятие реформы.

Препятствия для пенсионной реформы

Даже если законопроект будет вынесен на голосование в нижней палате, многие члены конгресса высказали оговорки, поскольку голосование за такой непопулярный законопроект будет иметь негативные последствия во время их кампаний по переизбранию 2018 года. Кроме того, конгресс не слишком заинтересован в голосовании по поводу реформы, которая может повлиять на коллег в судебных органах, федеральной полиции, вооруженных силах, не говоря уже об их собственном выходе на пенсию. Окно возможностей пенсионной реформы быстро закрывается, поскольку маловероятно, что такая реформа будет принята в 2018 году в связи с годом выборов.

С другой стороны, нынешнее руководство не намерено баллотироваться на переизбрание в 2018 году и указало, что оно готово применить необходимое политическое давление для проведения реформы к концу 2017 года. Даже если окончательный пакет реформ будет выхолощен, он, по крайней мере, покажет инвесторам и финансовым рынкам, что страна серьезно относится к своему бюджетному управлению. Кроме того, пенсионная система неустойчива в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Что теперь?

Поскольку пенсионная реформа является конституционной поправкой (УИК), она требует 308 голосов из 513 в нижней палате и 48 из 81 в Сенате. УИК должна быть одобрена двумя третями нижней палаты к концу ноября, и после ее одобрения она перейдет к двум голосованиям в Сенате, которые должны произойти к 22 декабря 2017 года - в последний день законодательного года. Министр финансов Энрике Мейреллс полагает, что во второй половине ноября пенсионная реформа выйдет на голосование в нижней палате.

Пенсионная реформа не только позволит правительству сохранить выход на пенсию будущих поколений, но также продемонстрирует финансовым рынкам, насколько  правительство привержено фискальному управлению. Только тогда рейтинговые агентства начнут думать о повышении инвестиционного уровня Бразилии, который был отрицательным с 2011 года.

Внутренние и иностранные инвестиции отчаянно необходимы для повышения производительности и создания рабочих мест в стране, где нет инфраструктуры и человеческого капитала. Без этого несоответствие между расходами и уровнями доходов будет по-прежнему порождать дефицит и в конечном итоге уменьшать инвестиции и вызывать отток капитала, а также увеличит процентные ставки из-за более высокой премии за риск, инфляции и безработицы.

Бразилия должна двигаться в направлении устойчивого долгосрочного экономического роста. Если пенсионная реформа не будет утверждена сейчас, то следующий президент должен будет настаивать на гораздо более жесткой реформе в 2019 году.