Мировые пенсионный фонды удачно пережили потрясения 2020 г.
Согласно последним данным проведенного исследования Global Pension Assets Study, активы глобальных институциональных пенсионных фондов на 22 крупнейших основных рынках (P22) продолжали расти в 2020 году, несмотря на воздействие пандемии, увеличившись на 11% до 52,5 трлн долларов в конце года.
Автор исследования Институт перспективного мышления Уиллиса Тауэрса Уотсона (Willis Towers Watson’s Thinking Ahead Institute), утчверждает, что на семь крупнейших рынков пенсионных активов (P7) - Австралия, Канада, Япония, Нидерланды, Швейцария, Великобритания и США - приходится 92% пенсионных активов P22 (P22 относится к 22 крупнейшим пенсионным рынкам, включенным в исследование: Австралия, Бразилия, Канада, Чили, Китай, Финляндия, Франция, Германия, Гонконг, Индия, Ирландия, Италия, Япония, Малайзия, Мексика, Нидерланды, Южная Африка, Южная Корея, Испания, Швейцария, Великобритания и США)., что практически без изменений по сравнению с предыдущим годом. США остаются крупнейшим пенсионным рынком, на который приходится 62% мировых пенсионных активов, за ними следуют Япония и Великобритания с 6,9% и 6,8% соответственно.
Согласно исследованию, произошло существенное увеличение соотношения пенсионных активов к среднему ВВП - на 11,2% до 80,0% в конце 2020 года. Это самый большой рост по сравнению с прошлым годом с момента начала исследования в 1998 году, равный рост, зафиксированный в 2009 году, когда пенсионные активы восстановились после мирового финансового кризиса. Хотя эта мера обычно указывает на более сильную пенсионную систему, резкий рост также подчеркивает экономическое воздействие пандемии на ВВП многих стран. Среди семи крупнейших пенсионных рынков тенденция была еще более выраженной: соотношение пенсионных активов к ВВП выросло на 20% - со 127% в 2019 году до 147% в 2020 году.
Исследование также показывает, что переход к альтернативным активам продолжается, отмечая два десятилетия изменений в распределении активов пенсионных фондов во всем мире. В 2000 году только 7% активов пенсионных фондов P7 было направлено на частные рынки и другие альтернативы по сравнению с более чем четвертью активов (26%) в 2020 году. Это изменение происходит в основном за счет акций, снизившись с 60% до 43 % за период, в то время как размещение облигаций незначительно снизилось с 31% до 29%. Среднее распределение активов P7 сейчас составляет 43% акций, 29% облигаций, 26% альтернативные активы и 2% денежных средств.
Активы с установленными взносами (DC - Defined Contribution) ) в настоящее время, по оценкам, составляют почти 53% общих пенсионных активов на семи крупнейших пенсионных рынках, по сравнению с 35% в 2000 году, что делает DC доминирующей моделью для пенсий во всем мире. За последние 10 лет активы DC росли на 8,2% в год, в то время как активы с установленными выплатами (DB - Defined Benefit) росли более медленными темпами - 4,3%.
Австралия по-прежнему имеет самую высокую долю пенсионных активов DC в DB, 86% ее общих пенсионных активов приходится на фонды DC, в то время как Япония (95%), Нидерланды (94%) и Великобритания (81%), наоборот, продолжают преобладают пенсионные активы DB.
«В этот очень неспокойный год пенсионные фонды продолжали уверенно расти в 2020 году, чему способствовали постоянные многолетние тенденции, такие как ротация от акций к альтернативам и рост DC, теперь доминирующей глобальной пенсионной модели, - сказала Мариса Холл. , соруководитель института Thinking Ahead Institute. - Это рисует картину устойчивой отрасли с хорошим здоровьем и относительно хорошими возможностями противостоять последствиям - экономическим и прочим - продолжающейся пандемии. Это хорошая новость для миллиардов вкладчиков по всему миру; однако это не должно маскировать растущий набор проблем, с которыми сталкиваются лидеры отрасли, особенно в отношении удовлетворения потребностей и желаний более широких групп заинтересованных сторон, продолжая при этом обеспечивать финансовую безопасность для членов своих фондов.
«Мы считаем, что одной из основных проблем для пенсионных фондов и возможностей их воздействия является эффективное управление их активами, - сказал Адам Джиллетт, глава отдела устойчивых инвестиций Willis Towers Watson. - Совершенно очевидно, что неудержимый тренд ESG [инвестиции в компании с сильной экологической, социальной и управленческой практикой (ESG)" набирает обороты, а в некоторых случаях его усиливают изменение климата и ускоряющийся путь к чистому нулю (снижение использования ископаемых ресурсв в качестве топлива). Именно эта ориентация на устойчивость будет по-настоящему определять пенсионную отрасль в ближайшие десятилетия. Ожидается значительное перераспределение капитала по мере того, как в инвестиционном мире происходит смена парадигмы: он расширяет свой традиционный двумерный акцент на риск и отдачу на риск, отдачу и воздействие".