Суверенный фонды снижают долю акций, но не отказываются от риска
Подконтрольные государству суверенные фонды, являющиеся одними из самых богатых в мире управляющих активами, вступили в пандемию коронавируса с наименьшей долей в акциях в своих активах за шесть лет. Это не потому, что они ищут безопасность.
Суверенные фонды благосостояния планируют вместо этого направить больше денег на инфраструктуру, недвижимость и фонды частных инвестиций - все неликвидные инвестиции, которые нельзя легко реализовать, согласно опросу Invesco, в котором не названы респонденты. В течение первого квартала доля таких инвестиций составляла около 20% в их портфелях, по сравнению с 9% в 2014 году. На акции приходилось 26%, а денежные средства снизились до 4%, показал опрос.
«Тенденция заключается в сокращении акций в пользу неликвидных активов, - сказал Дейл МакМастер, директор по инвестициям Alberta Investment Management, который управляет суверенным фондом богатства провинции, богатой нефтью. - У вас нет волатильности фондовых рынков, и вы получаете характеристики фиксированного дохода с денежным потоком».
Хотя выход из таких инвестиций сложнее, инвестиции в недвижимость приносят ренту, а инфраструктурные активы обеспечивают поток доходов, сказал МакМастер.
Крупнейшие в мире суверенные фонды благосостояния уже входят в число крупнейших владельцев публичных фондовых активов во всем мире. По данным Института суверенного фонда благосостояния, за последние два десятилетия их совокупная рыночная стоимость составила около 8,1 трлн. долл. США, что дает им огневую мощь для того, чтобы стать значительными игроками на частных рынках.
Многие держат богатство, полученное за счет экспорта товаров из страны, особенно нефти, или из их валютных резервов.
Некоторые из крупнейших государственных фондов в мире принадлежат Норвегии, Китаю, Кувейту, Сингапуру и Саудовской Аравии.
Экономические сбои, вызванные пандемией, привели к росту проблемных активов в секторах, к которым тяготели государственные фонды, таких как инфраструктура и недвижимость, согласно фондам государственного благосостояния, опрошенным Invesco.
Особое внимание уделяется проектам, связанным с производством и распределением электроэнергии и уходом от использования ископаемого топлива.
В одном из таких случаев норвежский фонд национального благосостояния заявил в марте, что планирует в течение следующих трех лет направить 100 млрд. Крон (10,9 млрд. долл. США) в незавершенные активы возобновляемой энергии, такие как ветряные и солнечные фермы. Его доля в экологических инвестициях также удвоилась в прошлом году.
Масдар, подразделение суверенного фонда благосостояния Абу-Даби Mubadala Investment, приобрел 40% акций завода, который перерабатывает отходы в энергию около Перта, Австралия, в начале этого года. Он также владеет 20% акций одной из крупнейших в мире морских ветряных электростанций в Великобритании, известной как London Array, которую он рефинансировал в апреле.
Альтернативные активы не без рисков
«Для таких активов, как недвижимость, не включенная в котировки, или частный акционерный капитал, нечастая оценка создает видимость более низкой волатильности, но в течение многих лет может наблюдаться значительная волатильность», - сказал Мартин Сканке, бывший глава управления активами в Министерстве финансов Норвегии. и основатель Skancke Consulting, консультанта для суверенных фондов благосостояния.
Другие государственные фонды нашли возможности покупки на рынке, просевшем из-за пандемии.
Центральный банк Саудовской Аравии перечислил 40 млрд. долл. США своему управляющему государственным капиталом, Фонду государственных инвестиций (PIF), в марте и апреле в связи с увеличением объема покупок международных акций в результате пандемии. В этом году PIF приобрел доли в Facebook, Walt Disney, Marriott International, Cisco Systems, Citigroup и Boeing и других.
Министр финансов Саудовской Аравии Мохаммед аль-Джадаан указал, что перевод является разовой операцией, позволяющей воспользоваться преимуществами падения рынков. В то время как PIF в последние годы снизил долю в акциях, он сосредоточился на фондах частных инвестиций. Его динамика противоречива. Инвестиции в размере 45 млрд долларов в управляющего активами Vision Fund группы SoftBank понесли убытки.
Аппетит к риску будет связан со «степенью, в которой правительства нуждаются в капитале, который станет действительно ключевым для фондов суверенного богатства в следующем году или около того», - сказала Виктория Барбари, директор Международного форума суверенных фондов благосостояния. «Это зависит от того, как выглядит восстановление», цитирует WSJ.