В ГПП может поменяться базовая схема выплат пенсии

ЦБ и Минфин рассматривают возможность изменения базовой схемы выплат в рамках разрабатываемой концепции гарантированного пенсионного плана (ГПП). Предполагается сохранить принцип наследуемости лишь на первоначальном этапе выплат, а не на весь срок, как предполагается сейчас. Вместе с тем размер установленной пенсии меньше зависит от результатов инвестирования. Однако, как полагают эксперты, это может привести к сокращению назначаемой дополнительной пенсии для граждан.

Базовый вариант выплат дополнительных пенсий, представленный в концепции законопроекта о ГПП, может быть изменен. Об этом рассказал на организованном на прошлой неделе PwC круглом столе «Корпоративные пенсии — новый этап развития» советник первого зампреда ЦБ Сергея Швецова Степан Кузнецов. Присутствующая в концепции норма сложна для восприятия гражданами, ранее говорил господин Швецов. По словам замминистра финансов Алексея Моисеева, она подверглась «жесткой критике со стороны большого количества наших оппонентов».

Сейчас в качестве базовой предусмотрена гибридная схема между пожизненной и срочной выплатами. Пенсия назначается исходя из 15-летнего срока выплат. Через определенный период (планировалось, что каждые два года) она пересчитывается исходя из заработанного инвестдохода и продлевается на следующие 15 лет. В интервью РБК господин Моисеев оценивал, что для выплат пенсий на одном уровне НПФ «должны зарабатывать не меньше 6,7% в год».

«Мы хотели бы дать возможность человеку брать любой план (по назначению пенсии.— “Ъ”), срочный или пожизненный, в любой форме… не менее десяти лет выплат»,— утверждал господин Моисеев на Гайдаровском экономическом форуме. Однако, по его словам, Россия должна соответствовать «достаточно жестким требованиям Международной организации труда». В конвенции Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения коэффициент замещения утраченного заработка пенсией по старости должен достигать 40%. «В конвенции под уровнем замещения под пенсией понимается пожизненная выплата»,— отмечал господин Кузнецов.

 

Ранее источники “Ъ” отмечали, что на основе исследования потребностей россиян в концепции был предусмотрен принцип наследования не только на этапе накопления пенсионных средств, но и на этапе выплат. Гибридная срочно-пожизненная схема позволяла обеспечить наследуемость пенсионных средств на всем этапе выплат. Однако, по словам господина Кузнецова, сейчас решается вопрос, «как, с одной стороны, получить пожизненную пенсию, а с другой стороны, в какой-то ограниченный период дать возможность ее наследовать». По его словам, рассматривается возможность разрешить наследование в первые годы выплаты пенсии по базовому сценарию, а затем оставить сформированные средства без такой возможности. В ЦБ отказались отвечать на вопросы “Ъ” о подробностях разрабатываемой схемы.

Помимо базовой гибридной срочно-пожизненной схемы выплат в концепции предусмотрены выплаты, «назначаемые и выплачиваемые фондом-участником» в соответствии с пенсионными правилами. В случае если по результатам расчета размер пенсионных выплат по ГПП при ее назначении составит менее 1/5 социальной пенсии, НПФ может выплатить все сформированные средства единым платежом.

«Установление пожизненной схемы выплат с возможностью наследования средств, скорее всего, обернется увеличением срока дожития, что, в свою очередь, приведет к уменьшению ежемесячной выплаты клиенту»,— оценивает заместитель гендиректора НПФ «Будущее» Дмитрий Ключник. «Учитывая высокую стоимость актуарных рисков, рассчитанные пенсионные выплаты будут малы, что ставит под сомнение целесообразность самого ГПП»,— утверждает актуарий одного из НПФ. Если же, по его словам, будут установлены адекватные выплаты, то представленная модель с наследованием может превратить частные фонды в подобие финансовой пирамиды.

Возможно, в разрабатываемой схеме первоначально в наследуемый период обязательства перед пенсионерами будут учитываться как по срочным выплатам и лишь затем — как по пожизненным пенсиям, полагает руководитель аналитической службы НПФ «Сафмар» Евгений Биезбардис. «Учитывая повышенный пенсионный возраст и альтернативные таблицы смертности, предложенная модель до 2040-х годов вряд ли отразится на бизнесе фондов»,— считает он.