Компании готовы давать на пенсию, если сотрудник копит сам

Работодатели все менее охотно формируют корпоративные пенсионные программы (КПП) сотрудников, если те не желают в них участвовать. Половина компаний готовы отчислять деньги на будущую пенсию работника лишь при условии, если сам он также платит взносы. Так работодатели стремятся удержать сотрудников. Однако одновременно они увеличивают и сроки минимального стажа, при котором работники могут претендовать на дополнительную пенсию.

Работодатели возвращаются к идее софинансирования взносов своих сотрудников в корпоративные пенсионные программы в рамках негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) при условии, если сам работник готов отчислять часть своей заработной платы на будущую пенсию, следует из опроса, проведенного PwC. С двумя презентациями консалтинговой компании ознакомился “Ъ”. Исследование проведено на основе анкетирования в конце 2019 года 200 работодателей, из более чем 20 отраслей экономики, представляющих как российские, так и международные компании. 30% работодателей уже формируют КПП, 13% планирует ввести их, но больше половины пока не собираются это делать.

Согласно данным PwC, принципа совместного финансирования придерживается 71% компаний, формирующих для своих сотрудников КПП.

При этом 49% работодателей делают взносы, исключительно если работник производит взносы самостоятельно, тогда как 22% платят, даже если сотрудник не отчисляет свои средства на будущую пенсию. У 29% компаний действует программа, по которой добровольные взносы сотрудников не предусмотрены. Три года назад, по данным PwC (см. “Ъ” от 13 февраля 2017 года), принципа софинансирования придерживались 67% компаний. Тогда 47% работодателей были готовы делать отчисления исключительно при участии сотрудника, а 20% — независимо от того, будет ли за себя платить работник.

«Изменились условия финансирования (по сравнению с 2016 годом.— “Ъ”) — большее количество (работодателей.— “Ъ”) занимает позицию, что они готовы делать отчисления, но только за сотрудников, которые участвуют своими средствами»,— отметила на круглом столе «Корпоративные пенсии — новый этап развития» директор PwC Наталия Пархамович. В предыдущие годы (исследование также проводилось в 2011 и 2014 годах), по данным PwC, господствовала обратная тенденция. К 2014 году количество работодателей, готовых вносить взносы исключительно при условии, что работник также делает отчисление, сократилось на 6 п. п. до 53%, а в 2016 году составляло уже 47%.

Тенденцию подтверждают и в большинстве опрошенных НПФ. «Отдельные вкладчики, финансировавшие корпоративную программу исключительно за счет средств компании, модернизировали программу, переведя ее на условия совместного финансирования с участниками»,— рассказали в фонде «Социум». Этот тренд наблюдается прежде всего в крупных компаниях, уточняет коммерческий директор НПФ «Открытие» Егор Шкерин.

Как считает советник гендиректора НПФ «Сафмар» Александр Лоренц, тенденция связана с тем, что компании все чаще воспринимают КПП как инструмент удержания сотрудников: «Работодатель заинтересован в том, чтобы работник тоже участвовал в формировании сбережений, а последнему психологически сложнее уйти, если одновременно с взносами работодателя на пенсионном счету лежат и его собственные средства». Это подтверждается увеличениями сроков вестинга — минимального стажа для назначения пенсии по КПП. В частности, в 2019 году по сравнению с прошлым годами все больше компаний устанавливает такой стаж в диапазоне от трех до пяти лет или более пяти лет. О том, что паритетные программы более эффективны с точки зрения вовлечения работников в социальные программы работодателя, говорят в НПФ Сбербанка и «ВТБ Пенсионном фонде».