"Молчуны" продолжают убегать из Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд России (ПФР) обнародовал статистику за прошлый год о том, как люди переводили пенсионные накопления. Оказалось, что количество тех, кто перешел из ПФР в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), выросло даже по сравнению с предыдущим годом. В 2015-м было около 4 миллионов человек, а в 2016-м — уже 4,7 миллиона.

И это при том, что в 2015 году граждан предупреждали, что тот год был последним, когда они могли сохранить накопительную пенсию. Тогда люди массово шли писать заявления в НПФ. Но если тот год был последним, почему сейчас продолжается перевод пенсионных накоплений? Разъясняет старший аналитик "Пенсионных и актуарных консультаций" Евгений Биезбардис:

"В 2015 году было объявлено о том, что те, кто не переведут средства в НПФ, либо никак не изменят свой статус с "молчуна" на специальный выбор, выберут управляющую компанию, либо сменят это на инвестпортфель в рамках государственной управляющей компании. То есть люди потеряют возможность для будущих накоплений. Если по умолчанию тариф был 6%, то для «молчунов», которые к концу 2015 года не изменили своего страховщика, тариф устанавливался в рамках 0%. И негосударственные пенсионные фонды, и другие организации, которые привлекали пенсионные накопления, сообщали своим клиентам: приходите к нам, и ваш тариф сохранится. Срок не продлен. Для "молчунов" так и осталось, у них будет теперь 0% тариф, как и прежде. Единственное, что те средства, которые у них уже накоплены, они по-прежнему имеют право передавать новому страховщику, например, в НПФ, либо из НПФ в ПФР обратно переводить. 

Как раньше работала система? Гражданин работает, и его работодатель платит страховые взносы, и каждый год на счете страхового лица увеличивалась сумма накоплений. Для «молчунов», которые не перевели средства до конца 2015 года, тариф устанавливается 0% и более никаких поступлений не будет на их счет, но, тем не менее, их накопления продолжают инвестироваться и они имеют право передавать новому страховщику. Вот, например, у кого-то там 100 тысяч рублей накопилось на счету, и он имеет право их передавать».

При этом НПФы придумали схемы, как не отпускать своих клиентов в другие фонды. Интересно, что почти половина заявлений о переводе клиентов в НПФ не была удовлетворена, т.е. у такого большого количества отказов есть объяснение. Участники рынка говорят, что схема такая: клиент приходит в фонд, заключает с ним договор и пишет заявление на перевод туда накоплений. Эти документы отправляются в ПФР, а фонд, откуда уходит этот человек, не знает об этом. Но если теряющий клиента фонд каким-то образом все же получает инофрмацию, он может в конце года подать от его имени заявление в ПФР в электронном виде. И не важно, что будет написано во втором заявлении, — оно автоматически аннулирует первое. Комментирует проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Александр Сафонов:

"Поскольку негосударственные пенсионные фонды находятся в конкурентных отношениях друг с другом, и потеря клиентов для них всегда это проблема в связи с тем, что активы их в этом случае снижаются, используются разные схемы. Для того, чтобы не потерять деньги, применяется такая практика, когда, опять же, исходя из того, что у нас очень слабо проработана эта процедура, связанная с переводом денежных средств из одного НПФ в другой, четкого нет механизма, который позволял бы четко определить, действительно ли гражданин обратился с этим заявлением, могут работать такие схемы противодействия. В частности, например, на заявление о переводе потом появляется заявление о том, что человек остается в этом НПФ. Поэтому вся проблема связана именно с определением четкости и корректности процедуры самого заявления, подтверждения его идентичности от заявителя".

Как пишет «Коммерсантъ», сейчас клиентами ПФР является 41 миллион человек, а негосударственных пенсионных фондов — примерно 34 миллиона. Но, возможно, в следующем году перевес по числу клиентов будет уже на стороне частных пенсионных фондов.