Центробанк начал массовую проверку пенсионных фондов
Он обещал проверять НПФ каждые три года после того, как начала работать система гарантирования пенсионных накоплений
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) готовятся к комплексным проверкам регулятора. Об этом «Ведомостям» рассказали руководители двух фондов и контрагент нескольких НПФ. Два крупных фонда, работающих с пенсионными накоплениями, – «Будущее» и «Лукойл-гарант» – уже приняли проверяющих из ЦБ, что подтвердили представители этих фондов.
«Центробанк раз в три года должен проверять деятельность НПФ. Последняя массовая проверка была в фондах в 2014 г. – перед акционированием. Сейчас, когда прошло три года, весь рынок готовится к комплексным проверкам», – объясняет топ-менеджер НПФ, входящего в топ-10, до которого пока проверка не дошла. По его словам, комплексная проверка длится 2–3 месяца и затрагивает все стороны деятельности фонда: исполнение законов и персонифицированный учет, инвестиционную политику и качество активов, назначение выплат пенсий, современность и правильность расчетов и т. д. «Тогда проверяли всю операционную, инвестиционную и финансовую деятельность фонда, ее соответствие законодательству», – вспоминает исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев.
Представители двух фондов отмечают, что в 2014 г. ЦБ проверял даже сайты – нет ли там вводящей в заблуждение информации. «В рамках комплексной проверки ЦБ проверит и вопросы по итогам переходной кампании 2016 г.», – уверен собеседник «Ведомостей».
«Текущая проверка – плановая история и касается исполнения фондами требований регулятора», – подтверждает представитель НПФ «Лукойл-гарант». Он тоже связывает проверки с истечением трехлетнего срока: «Результаты переходной кампании не были заявлены как отдельный предмет проверки». Хотя именно массовые нарушения последней переходной кампании привлекали внимание регулятора и Счетной палаты, которая констатировала, что зачастую граждане или не могут уйти из фонда, или их переводят из фонда в фонд без их ведома.
В пресс-службе ЦБ сообщили, что при вступлении НПФ в систему гарантирования проверялись достаточность собственных средств и активов фондов, раскрытие ими информации, управление конфликтом интересов, требования к квалификации и деловой репутации, а также организация инвестиционной деятельности и систем внутреннего контроля и риск-менеджмента. При этом особое внимание уделялось качеству активов, и НПФ заменяли активы ненадлежащего качества.
«Несмотря на жесткие критерии, часть фондов пустили в систему гарантирования с неидеальным портфелем активов», – указывает директор по корпоративным и суверенным рейтингам RAEX Павел Митрофанов. С учетом последних ужесточений у регулятора могут появиться вопросы к некоторым активам.
С ним не согласен гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов: на этапе вступления в систему гарантирования фондам было сложнее всего пройти проверку качества активов, но сейчас ЦБ строго надзирает за тем, что фонды покупают себе в портфель, потому он ждет основных сложностей в другом – в нарушениях с идентификацией граждан. «У некоторых фондов, которые вступили в систему гарантирования, количество необновленных персональных данных могло достигать 20% от общего числа застрахованных лиц, – рассказывает Околеснов. – Иногда в базе данных есть только имя, но нет ни актуального паспорта, ни проверенного номера телефона». Тогда ЦБ снисходительно отнесся к большинству участников рынка. Сейчас, спустя три года, снисхождения не будет, а для некоторых фондов проблема осталась нерешенной, резюмирует Околеснов.
Кроме того, ЦБ будет присматриваться к результатам стресс-тестов и риск-менеджменту, который некоторые фонды вводили для галочки, уверен Митрофанов. По его словам, если ЦБ будет формально проверять документы, ни у кого проблем быть не должно, но, если регулятор будет дополнительно смотреть соответствие регламента практике, могут возникнуть вопросы. Представитель ЦБ возможные нарушения обсуждать не стал, оговорившись, что соответствие фондов требованиям системы гарантирования ЦБ контролирует постоянно.