НПФ не хотят отпускать будущих пенсионеров к конкурентам
В некоторых фондах отказ на перевод средств получили 90% клиентов, подавших заявки
Негосударственная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ) собрала данные девяти фондов-участников (на основе реестра ПФР) о том, какая часть граждан не смогла перевести к ним свои пенсионные накопления в 2016 г. («Ведомости» ознакомились с данными ассоциации). Статистика основана на данных игроков, которые входят в топ-20, указывает представитель НАПФ. Всего, по данным ассоциации, эти игроки приняли 2,1 млн заявлений, из них 1,1 млн было удовлетворено (решение принимает ПФР).
Рекордсменами по отказам стали фонды, входящие в промышленно-финансовую группу «Сафмар», клиенты которых получили отказы в среднем в 68% случаев. Согласно статистике, из фондов ПФГ «Сафмар» намеревались уйти 187 345 клиентов, но смогли перейти только 59 790.
В НПФ «Сафмар» остались 64,6% человек, писавших заявление. Например, клиентам НПФ «Европейский» (входит в группу) отказали и вовсе по 90,8% заявлений, клиентам НПФ «Регионфонд» – по 82,9%.
Такой уровень отказов почти вдвое выше среднерыночного показателя, ранее обнародованного Пенсионным фондом России (ПФР): из 12 млн заявлений в 2016 г. примерно 45,8% были отклонены.
Представитель «Сафмара» не стал комментировать статистику, заявив, что группа не может проверить информацию отказов по другим фондам, потому что она известна только ПФР и фонду, куда клиент не смог перейти. «Статистика по отдельным фондам не отражает всей картины рынка, скорее искажает ее», – добавил он. Из фондов группы О1 Бориса Минца хотели уйти 297 539 человек, но 49,2% заявлений не были одобрены ПФР. В фонде «Будущее» отказы превышают 48,4%, в НПФ «Уралсиб» – 43,6%, в НПФ «Русский стандарт» – 58,4% отказов, а в НПФ «Стальфонд» – 63,2%. Гендиректор ФГ «Будущее» Марина Руднева также отказалась комментировать данные. «Отказы перевода из других крупнейших фондов в НПФ «Будущее» по итогам кампаний в 2015 и 2016 гг. составляли порядка 45–50%», – передала она через пресс-службу фонда, добавив, что столь высокий показатель связан с несовершенством действующей процедуры переходов, при которой клиент, переходя в другой НПФ, не обращается к текущему страховщику и не получает информацию о возможных финансовых потерях при досрочном переходе.
НПФ «Согласие» пытались покинуть 118 185 клиентов, но в 48,4% случаев им было отказано. Клиенты НПФ «Лукойл-гарант» (207 220 заявлений о переходе), НПФ электроэнергетики (65 482 заявления) и НПФ «Доверие» (156 808 заявлений) получили 52,6, 56,5 и 65,7% отказов соответственно.
«Уровень отказов по нашему фонду сопоставим с прошлым годом, при том что доля оттока несколько выше, чем в 2015 г.», – ответил представитель НПФ электроэнергетики. О том, что результаты кампании 2016 г. такие же, как и годом ранее, рассказал представитель НПФ «Лукойл-гарант». Представитель НПФ «Согласие» не ответил на запросы.
Руководители крупных фондов ранее утверждали, что в переходной кампании немало странного – количество отказов по некоторым фондам существенно выросло по сравнению со статистикой прошлых лет. Фонды заподозрили в этом недобросовестную конкуренцию. Конкурирующая ассоциация НПФ подобную статистику не собирает и комментировать собранные НАПФ данные не будет, указал представитель ассоциации.
Проблемой уже озаботился Центробанк. В начале июня ЦБ направил письмо в Генпрокуратуру с просьбой разъяснить, по какому законодательству – уголовному или административному – могут оцениваться неправомерные действия в рамках переходной кампании.