Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы
Вариантов реформирования пенсионной системы нам предлагают множество. Однако все они — не более чем проекты на будущее, которые, возможно, никогда не будут реализованы. При этом мало кто знает о существовании рассчитанной вплоть до 2030 года официальной «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ», которая еще в 2012 г. была утверждена правительством. Именно по этому документу сейчас и развивается пенсионная система нашей страны. АиФ.ru решил выяснить, что же написано в «Стратегии» и каких изменений нам точно стоит ждать в ближайшее время.
К чему стремимся?
Официальная «Стратегия» ставит к 2030 г. следующие задачи:
1. «Коэффициент замещения» утраченного заработка на пенсии должен вырасти до 40%. Это значит, что в среднем пенсионер должен получать не меньше 40% от той суммы, которую он зарабатывал, когда трудился. Кстати, «коэффициент замещения»
— основной показатель уровня пенсионного обеспечения в стране. Международная организация труда рекомендует значение не ниже 40%. В большинстве развитых стран коэффициент составляет 50-70%. В Нидерландах — 88%, в Германии — 70%, во Франции — 68% и т.д.
Как указано в «Стратегии», в России «отношение среднего размера трудовой пенсии по старости к среднему размеру зарплаты по экономике в 2002 г. составляло 34%, к 2007 г. оно снизилось до 25% ввиду вызванного объективными причинами отставания темпов индексации трудовой пенсии от темпов роста заработной платы, а к 2012 г. увеличилось до 36,8%». Сейчас этот показатель — 38%.
Что с пенсионным возрастом?
В официальной «Стратегии» нет ни слова о повышении пенсионного возраста в России в ближайшее время. Но прописаны планы по «решению проблемы досрочных пенсий» — их сегодня получают почти треть от всех пенсионеров. При этом 75% из них продолжают работать. Понятно, что государству было бы выгодно сократить число «досрочников»...
«Действующая в настоящее время система досрочного пенсионного обеспечения, созданная в период существования СССР, принципиально не соответствует современным условиям рыночной экономики, и при этом социально несправедлива, — пишут авторы “Стратегии”. — Финансирование выплат лицам, которым назначена досрочная трудовая пенсия, осуществляется за счет общих доходов бюджета Пенсионного фонда РФ, а не дополнительных страховых взносов работодателей. Льготные пенсии, по существу, компенсируют неблагоприятные условия труда, ответственность за которые должен нести работодатель, а также позволяют работодателям решать проблему привлечения рабочей силы на производства с вредными и опасными условиями труда. Право на получение этих пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников.
Отдельного источника финансирования досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет не существует, эти пенсии устанавливаются в рамках уплачиваемых работодателями страховых взносов. Это снижает возможность к повышению уровня пенсионного обеспечения остальных категорий получателей пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).
В результате те издержки, которые должен нести работодатель в целях обеспечения прав на досрочную пенсию, по сути, несут пенсионеры».
Как предлагается реформировать досрочные пенсии?
Предлагается выделить три категории лиц, в отношении которых следует использовать следующие подходы к реформированию досрочных пенсий.
— Повысить ответственность и стимулы работодателей к улучшению условий труда, а также предоставить работникам возможность получения соответствующих их интересам гибких форм гарантий и компенсаций за работу в условиях, отличающихся от нормальных.
— В условиях перехода на «эффективный контракт» в отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.
— Для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, совершенствование пенсионного обеспечения должно быть соотнесено с основными положениями государственной политики по развитию Крайнего Севера.
Самозанятых заставить платить больше
«Отдельного внимания требует вопрос совершенствования тарифной политики в отношении самозанятых граждан», — указывают авторы «Стратегии». Это касается всех, кто работает на себя и сам за себя платит соцвзносы — адвокатов, индивидуальных предпринимателей, фермеров, нотариусов и др.
«В настоящее время они не могут сформировать пенсионные права в объеме, соответствующем объему прав граждан, занятых по найму. При этом расходы бюджета Пенсионного фонда РФ на финансирование пенсионных выплат самозанятым гражданам значительно превышают их страховые платежи на обязательное пенсионное страхование, — написано в “Стратегии”. — В этой связи данные расходы финансируются за счет перераспределения страховых взносов наемных работников и трансфертов из федерального бюджета. Для создания в отношении самозанятых граждан объективных условий формирования пенсионных прав, соотносимых с правами наемных работников, предлагается поэтапное приведение размера уплачиваемых самозанятыми гражданами страховых платежей в соответствие с уровнем пенсионных выплат (не менее величины прожиточного минимума пенсионера)».
Кстати, данная мера «Стратегии» уже применялась — взносы частникам увеличили, однако это дало обратный результат: многие из них ушли «в тень». Поэтому будут ли развивать данный пункт «Стратегии», неизвестно, тем более, ситуация на рынке меняется — взносы частников считаются от МРОТ, а он итак в течение ближайших 2 лет должен вырасти до прожиточного минимума.
Пенсии будут платить работодатели?
По замыслу авторов «Стратегии», пенсионная система должна базироваться на 3-уровневой модели. Если все уровни заработают, пенсии в нашей стране будут достойными.
1-й уровень. Трудовая пенсия в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Это уровень существует. При этом в «Стратегии» предполагается его совершенствование, снижение размеров трансфертов из бюджета, увеличение поступлений соцвзносов в Пенсионный фонд (в том числе за счёт самозанятых, вывода их из тени, сокращения числа досрочников) и других мер.
2-й уровень. Частная пенсия, формируемая работником. Этот уровень сейчас прорабатывается и предлагается обществу со стороны Минфина и Центробанка в виде концепции индивидуального пенсионного капитала. Откладываете каждый месяц 1-6% от зарплаты и копите сами на свою пенсию. Как видно, данная идея не нова и родилась не сейчас, а была запланирована ещё в 2012 г., когда была утверждена «Стратегия».
3-й уровень. Корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения.
Хорошо, если работодатели начнут массово дополнительно откладывать на пенсии своим сотрудникам. Пока же такие корпоративные пенсии предлагают только крупные компании — Сбербанк, «ВТБ», «Транснефть», «РЖД», «Лукойл»...
«Возможность получать вдобавок к основной пенсии ещё и корпоративную — в виде поощрения за добросовестный и продолжительный труд в компании — выглядит для работников очень привлекательно, — говорит член совета Ассоциации негосударственных пенсионных фондов Андрей Неверов. — Желание получать такую корпоративную прибавку к основной пенсии, будет стимулировать дополнительную лояльность сотрудников к их компании и желание наращивать свои компетенции — для увеличения зарплаты, от которого будет зависеть и рост будущей их пенсии.
Сегодня в России практика корпоративных пенсий уже существует, и присуща она, по большей части, госкомпаниям. Регламентирование данного механизма в рамках разрабатываемой сейчас стратегии развития государственной пенсионной системы послужит дополнительным стимулом к реализации его и менее крупными, частными компаниями.
Существует несколько вариантов корпоративной пенсии, различающихся источниками накопления денежных средств. Первый вариант — солидарная система, когда пенсионные взносы, облагаемые налогом на прибыль, направляются работодателем на единый счёт. Продолжительность и сроки выплат в данном случае устанавливает само предприятие, а при назначении пенсии работодатель открывает именной счёт на работника и определяет сумму накоплений. Второй подход строится на индивидуальной системе — средства работодателя перечисляются на именные счета сотрудников и не облагаются налогом. Третий вариант — паритетный: при нём в формировании пенсии участвуют и работодатель, и работник.
Условиями выплаты корпоративной пенсии, в зависимости от того, какие критерии для этого были одобрены компанией, как правило, такие: реализация права на назначение пенсии, устанавливаемой по российскому законодательству, увольнение из компании не по причине правонарушений, наличие непрерывного стажа в компании в течение определённого количества лет, по инвалидности, в случае потери кормильца и др».