Инвестиции НПФ в реальный сектор ограничены дефицитом инструментов
В последние два года доля гособлигаций в портфелях НПФ постоянно увеличивалась. По пенсионным накоплениям она выросла до 35,1% к концу первого квартала 2019 года. В резервах доля госбумаг достигла 14,3%. Однако во втором квартале наметилась тенденция к снижению доли госдолга в агрегированном портфеле (см. “Ъ” от 23 сентября). Глава ЦБ Эльвира Набиуллина в начале лета говорила, что Банк России «поменял регулирование таким образом, чтобы стимулировать долгосрочные вложения НПФ в реальный сектор» (цитата по «Интерфаксу»).
По словам руководителя центра интегрированного риск-менеджмента НПФ «Сафмар» Максима Махно, изменения в сценариях стресс-тестов прежде всего могут коснуться тех фондов, «которые находятся у нижней границы прохождения стресс-теста» и которые могут улучшить свои результаты за счет вложения в корпоративные облигации высоконадежных эмитентов, а не наращивания объема ОФЗ. Впрочем, большинство фондов с большим запасом проходят стресс-тесты (см. “Ъ” от 9 июля). В крупнейшем НПФ Сбербанка указывают, что изменение параметров стресс-теста «не окажет существенного влияния» на инвестиционную политику, а текущий состав портфеля, в котором 52% пенсионных средств вложено в ОФЗ, объяснили «ограниченным предложением корпоративных облигаций на рынке». В «ВТБ Пенсионном фонде» и «Сафмаре» также заявили, что серьезного влияния на инвестполитику новый сценарий не окажет. По словам директора департамента риск-менеджмента НПФ «Будущее» Андрея Журихина, для фонда это, «скорее всего, приведет к незначительному улучшению итогов стресс-теста».
«За счет либерализации сценариев стресс-тестов для вложений в корпоративные облигации регулятор развязывает руки фондам для инвестирования в корпоративный долг, а значит, в частности, в реальный сектор, а также потенциально подталкивает фонды к увеличению доходностей для своих клиентов»,— говорит управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов. Однако, по его словам, важно, чтобы эти меры сопровождались ростом предложения со стороны высококачественных эмитентов бумаг, в которые НПФ могут инвестировать свои средства. «Пока наблюдается дефицит таких эмитентов и инструментов»,— отмечает эксперт.