НПФ покинут рынок по правилам

ЦБ начал формализовывать ликвидационные процедуры для негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Пока он представил порядок согласования промежуточного ликвидационного баланса. Ранее Счетная палата (СП) указывала, что нормативная база по уходу НПФ с рынка «требует доработки». Формализация процедур может помочь частным фондам исполнять законодательство, а регулятору адекватно отвечать НПФ, указывает эксперт.

ЦБ предложил участникам пенсионного рынка порядок составления и согласования регулятором промежуточного ликвидационного баланса ликвидируемых НПФ, следует из проекта указания Банка России. В настоящее время такой порядок на уровне нормативных актов Центробанком не установлен. Ожидается, что указание вступит в силу в третьем квартале этого года.

Согласно данным регулятора, с марта 2012 года по май 2019 года в связи с нарушениями и добровольными отказами от лицензии ликвидировалось 57 НПФ. Сейчас лицензиями обладает 51 частный пенсионный фонд.

На данный момент правила ликвидации НПФ установлены законом «О негосударственных пенсионных фондах». В случае ликвидации фонда по инициативе ЦБ его ликвидатор должен составить промежуточный ликвидационный баланс, в котором должны быть отражены состав имущества, купленного фондом на пенсионные накопления и резервы, а также обязательства перед клиентами фонда и иными лицами. Этими нормами «руководствовались ранее и руководствуются в настоящее время ликвидаторы НПФ», уточнили в ЦБ. Согласно закону, баланс должен быть согласован регулятором в течение месяца с момента его подачи.

Вместе с тем ранее Счетная палата указывала, что положение закона «О НПФ» о промежуточном ликвидационном балансе «не работает», а ряд бывших топ-менеджеров частных фондов жаловались на запутанность и непрозрачность механизма выхода с рынка (см. “Ъ” от 28 февраля). «В рамках указанных требований закона ликвидаторы представляли промежуточный ликвидационный баланс на согласование в Банк России»,— заявили в ЦБ. В СП в понедельник не ответили на запрос “Ъ”.

Проект указания устанавливает форму подачи документов, их заверения, а также способа подачи промежуточного ликвидационного баланса. Если ликвидатор не предоставил или предоставил не все подтверждающие документы, регулятор направит ему запрос с указанием срока предоставления недостающих документов, который не должен превышать пять дней. Банк России может отказать в согласовании промежуточного ликвидационного баланса, если необходимые документы не были представлены или же если в ЦБ были предоставлены недостоверные сведения. При этом в ответе ликвидатору он должен мотивировать свое решение. Уведомление о согласовании и об отказе в согласовании промежуточного ликвидационного баланса НПФ должно быть отправлено в течение месяца.

Как отмечают участники рынка, проект указания устанавливает формальные процедуры согласования промежуточного ликвидационного баланса фонда. «Это может помочь НПФ, проходящим процесс ликвидации, выполнять требования ЦБ и самому Банку России адекватно отвечать ликвидаторам, поскольку сейчас процедура слабо формализована»,— поясняет независимый член совета Ассоциации НПФ Алексей Морозов. Вместе с тем он отмечает, что «проект указания ссылается на статью закона о принудительной ликвидации». По его словам, «за последние два года десяток НПФ добровольно сдал лицензии, и нигде в документе не прописано, что тот же порядок действует для таких фондов».