Реформа пенсионной системы: Набиулина лишь ожидает к дискуссии по ИПК

Центробанк готовит иски к владельцам и менеджерам негосударственных пенсионных фондов, которые довели бизнес до плачевного состояния. Изменения планируется внести и в механизм санации банков. Они коснутся правил продажи кредитных организаций после оздоровления, а также ответственности собственников и контролирующих лиц проблемных банков — арест на их активы предлагают накладывать до суда. Об этом, а также о судьбе программы индивидуального пенсионного капитала, возможности продажи доли в Национальной платежной системе, смягчении валютного контроля и многом другом в интервью «Известиям» рассказала председатель Банка России Эльвира Набиуллина.

— Недавно ЦБ опубликовал данные по доходности негосударственных пенсионных фондов, и показатели некоторых оказались плачевными. Есть ли у вас планы мотивировать НПФ работать эффективнее?

— Многое, безусловно, зависит от эффективности управления пенсионными накопления. Мы видим, что разные пенсионные фонды показывают разные результаты и разброс доходности достаточно большой. Вы правильно поставили вопрос: нужно создавать стимулы для повышения эффективности управления пенсионными накоплениями. Мы это делали и делаем. Существенное изменение, которое, может быть, не все заметили: введена так называемая фидуциарная ответственность негосударственных пенсионных фондов. Это означает, что они должны возмещать убытки, если будет доказано, что они вложились в активы не на наилучших условиях, существующих на рынке.

— А когда вы уже начнете наказывать фонды?

— Пока ни одного случая применения санкций за нарушение у нас не было, но есть и второе направление: требование о возмещении убытков собственниками и менеджментом, которые довели фонды до плачевного состояния. Сейчас ведется юридическая работа для подачи таких исков.

— О каком количестве фондов идет речь?

— Есть некоторое количество. Из тех, кого можно назвать, — фонды, входящие в крупные группы, которые сейчас находятся на санации.

— Рынок НПФ с тревогой ожидает 2022 года, когда начнутся массовые выплаты накопительной пенсии. Поступлений в систему нет с 2014-го, доходность падает, а законопроект об индивидуальном пенсионном капитале (ИПК), разработанный ЦБ и Минфином, до сих пор не внесен даже на общественное обсуждение. Есть ли прогресс в этом вопросе или документ пал жертвой пенсионной реформы, стартовавшей в этом году?

— Действительно, в связи с мораторием на пенсионные накопления по прежней системе в какой-то период выплаты начнут превышать поступления. По нашей оценке, это произойдет в 2025 году. Но важно отметить, что никаких проблем для пенсионеров это не повлечет. Мы следим за ликвидностью и срочностью активов, и когда придет время больших выплат, фонды справятся со своими обязательствами.

По ИПК наша позиция не изменилась. Я считаю, что в нашей стране должна быть создана система, которая позволит людям накапливать на старость. Поэтому мы совместно с Минфином проработали концепцию ИПК и рассчитываем на то, что будет активная общественная дискуссия. У нас есть обоснованная уверенность, что эта система позволит увеличить пенсии будущим пенсионерам. Она ориентирована прежде всего на людей, которые начинают свою трудовую деятельность. Мы считаем, что и накопительный элемент в нашу пенсионную систему должен вернуться. Но то, когда начнется широкое обсуждение, во многом зависит от правительства — оно обладает правом законодательной инициативы.

— Будет эффективна эта система без обязательного к ней подключения? Опыт других стран показывает, что добровольный принцип, увы, не работает.

— Я считаю, что добровольность — очень важный элемент доверия к этой системе. В ИПК меняется сам подход к пенсионным накоплениям. Сейчас многие воспринимают их не как свои собственные деньги, поскольку взносы в пенсионные фонды перечисляли работодатели и эти деньги не были собственностью гражданина. В связи с состоянием бюджета было принято решение о прекращении отчислений, то есть люди увидели, что на эти деньги они не могут рассчитывать после выхода на пенсию. Для нас очень важно, чтобы человек сам принимал решение, участвовать или не участвовать в ИПК. А задача государства — сделать эту систему выгодной людям.

— Есть ли у ЦБ оценки, сколько людей может подключиться к ИПК добровольно и осознанно?

— Мы считаем, что подключиться может достаточно большое число людей — десятки миллионов. Расчеты делали на разные варианты, чтобы еще понять, как может функционировать эта система.

— А оценки для инвестиционного потенциала пенсионных накоплений в качестве источника длинных денег?

— Пенсионные накопления — долгосрочный инвестиционный ресурс, который может использоваться для развития экономики. В свою очередь, экономическое развитие — источник дохода для будущих пенсионеров. Уже сейчас НПФ достаточно много вкладывают в корпоративные облигации, у них есть возможность инвестировать и в акции. Еще мы предусматриваем возможность для фондов вложения при первичном размещении акций.

У нас есть разные сценарные оценки по инвестиционному потенциалу в зависимости от количества участников. В рамках той концепции, которая сейчас рассматривается, ежегодный прирост объема пенсионных накоплений через несколько лет может составить до 2 трлн рублей.

— Может, стоит уже отказаться от системы ИПК? Не обсуждаются альтернативные варианты?

— Не слышала о таких серьезных обсуждениях.

— Когда будет внесен законопроект по санации НПФ?

— Мы его готовим. Пока нет института санации пенсионных фондов, а, на наш взгляд, он нужен. Да, существует система гарантирования, но она касается обязательных пенсионных накоплений, а если НПФ сталкивается с трудностями, то могут пострадать пенсионные резервы, которые многие годы аккумулировались по корпоративным пенсионным программам. В ряде случаев может оказаться более эффективным механизм санации. Мы надеемся, что законопроект будет внесен скорее всего в осеннюю сессию.

— Но ведь гарантирование пенсионных резервов тоже предусмотрено?

— Сейчас нет. В рамках работы по созданию новой системы ИПК мы предлагаем, чтобы под гарантии попадали и пенсионные резервы.

— Готовятся ли какие-либо изменения в механизм санации банков, например с точки зрения их продажи? Все-таки сейчас процесс оздоровления проходят крупные кредитные организации.

— Кардинальных законодательных изменений не готовится. Два года назад механизм санации банков был подвергнут существенной трансформации. Возможна некоторая настройка, но даже не самого механизма оздоровления, а процедуры продажи санированных кредитных организаций. У нас уже был опыт с Азиатско-Тихоокеанским банком. Мы видим, что нужны процедурные изменения, в том числе по расширению способов продажи, потому что сейчас единственная возможная процедура — открытый аукцион. Проблема в том, что если открытые торги не состоялись, то у нас нет возможности продать банк единственному покупателю. При этом мы должны будем готовиться к продаже крупного банка «Открытие» с капиталом больше 300 млрд рублей. Сделать это сразу на открытом аукционе проблематично, поэтому мы хотели бы большей гибкости в этом вопросе.

— Планируются изменения, чтобы санируемые банки продавались не на аукционе, а, например, стратегу напрямую?

— Да, а также размещение на открытом рынке, на бирже частями, что особенно важно для крупных банков. Естественно, что речь о большей гибкости только при сохранении прозрачности продажи.

— Когда может наступить момент продажи «Открытия»?

— Будет зависеть и от конъюнктуры, но мы считаем, что к 2021 году банк должен быть готов к продаже. Очень важно, чтобы он накопил некоторую историю, которая убедит инвесторов, что их вложения принесут прибыль. Банк уже выполняет все нормативы, то есть это обычный нормальный банк, но нужно некоторое время, чтобы инвесторы убедились в устойчивости его финансовой модели.

— Какие еще изменения готовятся?

— Нам нужно серьезно улучшить положение с ответственностью собственников и менеджеров за ситуацию в банках и не только в случае отзыва лицензии, но и когда государство тратит большие средства на санацию. Мы не только готовим иски по возмещению убытков собственниками и контролирующими лицами, но обсуждаем и вопрос целесообразности досудебных обеспечительных мер.

Судебные процедуры часто затягиваются и часто специально, чтобы в этот период бывшие собственники успели реструктурировать свои активы, «замести следы» и уйти от ответственности по возмещению убытка. Поэтому мы хотим обсудить с законодателями возможность введения в этом случае обеспечительных досудебных мер. То есть наложение ареста на активы собственников и контролирующих лиц, чтобы они через цепочку из нескольких сделок не оказались там, где мы их уже не достанем. Необходимо, чтобы активы можно было вернуть и возместить средства, которые государство тратит на санацию.