Более 40% портфелей НПФ рискуют проиграть инфляции

Статистика негосударственных пенсионных фондов (НПФ) по итогам 9 месяцев этого года выглядит довольно неоднозначно.

С одной стороны, они все активнее выполняют свое главное предназначение – платят пенсионерам. С начала года число граждан, получающих негосударственную пенсию, выросло на 2,8% и превысило 1,5 млн человек. Это практически каждый четвертый участник программ негосударственного пенсионного обеспечения. Но, с другой стороны, это капля в море на фоне 36,99 млн клиентов НПФ по обязательному пенсионному страхованию, из которых пенсию получают лишь 381 тыс. человек, пишет Финансовая газета.

С начала года суммарный капитал НПФ вырос на весомые 58,7% и достиг 245 млрд руб., но такие высокие темпы были связаны с резким падением этого показателя прошлой осенью. Часть фондов тогда была задета проблемами крупных банков, а некоторые даже попали в периметр их санации. Сейчас часть из них активно участвует в разнообразных судебных разбирательствах, связанных с теми событиями. Но на размер активов фондов прошлогодние проблемы такого сильного влияния не оказывали, и он вырос лишь на 6,3%.

При этом результаты инвестирования – как пенсионных накоплений, так и пенсионных резервов – резко ухудшились. Если по итогам прошлого года лучшие НПФ продемонстрировали двузначную доходность, то теперь таких вовсе нет. Более 40% портфелей рискуют по итогам года не обойти и инфляцию. И это не говоря о расширении списка фондов с отрицательной доходностью, доходящей для накоплений до -16,92% годовых, а для резервов – и до -31,06% годовых (см. таблицы).

Ниже инфляции

То, что средства по договорам обязательного пенсионного страхования в этом году инвестировались менее результативно, чем в прошлом, видно невооруженным глазом. Лучшие результаты управления пенсионными накоплениями по итогам 9 месяцев 2018 года показал «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» – 9,12% годовых. По итогам прошлого года его доходность была чуть выше (9,53%), и тогда это было лишь 6-е место. Сейчас же он лидирует с отрывом более чем в 2 п.п. от ближайшего преследователя. Почти с таким же преимуществом он обходит и результаты управления средствами, предназначенными для негосударственного пенсионного обеспечения, – пенсионными резервами. Ими он, правда, сам не занимается, и лидирует здесь родственный ему НПФ «ГАЗФОНД» с 7,39% годовых.

Учитывая то, что на «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» приходится 6,33 млн застрахованных граждан, его результаты заметно повлияют на средневзвешенные цифры. Однако хотя он и является одним из крупнейших участников рынка (на него приходится более 17% граждан из числа доверивших пенсионные накопления НПФ), он на нем далеко не один.

Например, на «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», показавший «минус 13,75% годовых», сейчас приходится более 7,4 млн граждан, а на «БУДУЩЕЕ» с «минус 8,29% годовых» – 4,5 млн. Но есть и другие минусы, не столь очевидные – результаты ниже уровня инфляции.

В данный момент годовая инфляция вплотную приблизилась к таргету ЦБ, равному, как известно, 4%, и есть шансы, что по итогам года она достигнет и даже превысит 4,2% (верхняя граница прогноза ЦБ). Если к концу года доходности, показанные по итогам 9 месяцев, не изменятся, то покупательная способность пенсионных накоплений 17,29 млн человек определенно снизится. А это 46% граждан, доверивших пенсионные накопления НПФ.

Дорогая услуга

Доходности, впрочем, без сомнений изменятся, но не факт, что в лучшую сторону. На фоне нарастающих санкций и нервозности на рынке, роста доходностей облигаций и периодических обвалов акций НПФ будет непросто обходить инфляцию. Тем более что в следующем году ее можно ожидать на уровне 5,5% и даже выше. И если в случае явной отрицательной доходности гражданам можно рассчитывать на возмещение со стороны самого фонда или системы гарантирования пенсий, то при проигрыше инфляции на это надеяться уже не приходится.

Нельзя забывать, что на собственную деятельность пенсионным фондам также нужны средства, которые они вычитают из сумм, находящихся под управлением. К тому же пенсионные накопления инвестируются НПФ не напрямую, а через управляющие компании, что создает дополнительные расходы. И, как показывают не единичные случаи сомнительного выбора активов и УК, становившиеся после проверок ЦБ достоянием общественности, не все такие расходы известны и регулятору.

Так что хотя в нашей таблице разница между доходностью до и после выплаты вознаграждения управляющим компаниям, спецдепозитарию и фонду, полученная из их текущей отчетности, не всегда выглядит особо заметной, на деле она всегда есть. Этим, в частности, объясняется и тот факт, что управляющие компании, работающие с пенсионными накоплениями в интересах ранее выбравших их (а не НПФ) граждан, в целом всегда показывали несколько лучшие результаты. Например, по итогам 9 месяцев 2018 года один портфель показал двузначную доходность, две трети обходили ожидаемую инфляцию, а отрицательный результат был опять же один (-1,35% годовых).

И все же при всей неказистости результатов инвестирования пенсионных накоплений фондами, определенное влияние на них усилий ЦБ просматривается. Сфера обязательного пенсионного страхования была в последние годы предметом его пристального внимания и регулирования. В области негосударственного пенсионного обеспечения требования были мягче.

Результаты размещения средств пенсионных резервов еще хуже. Если в отношении пенсионных накоплений отрицательная доходность наблюдалась лишь 5 случаях, то здесь – уже 8. При этом в 7 случаях против 3 таковых у накоплений она была еще и двузначной, доходя до -31,06% годовых у «Телеком-Союза».

Влияние вознаграждений управляющим компаниям, спецдепозитарию и фонду в области негосударственного пенсионного обеспечения также было более выражено. Если в случае с пенсионными накоплениями максимальное снижение доходности после таких выплат составило 2,14 п.п. (НПФ «Гефест»), то при размещении пенсионных резервов оно доходило до 6 п.п. Это, в частности, превратило неплохую доходность «Пенсионного фонда «Ингосстрах», составлявшую 6,47%, в скромные 0,47% годовых.

По итогам 9 месяцев 2018 года среднее снижение доходности после выплат названных вознаграждений при инвестировании пенсионных накоплений составило 0,5 п.п., а при вложении пенсионных резервов – 0,86 п.п. Но основное влияние на эти цифры оказала относительно небольшая группа фондов, тогда как 56% НПФ, работающих с пенсионными накоплениями, снизили доходность менее чем на 0,1 п.п. В случае с пенсионными резервами таких результатом было лишь 28%, но здесь и «порог скромности» другой – у 54% фондов снижение доходности составило менее 0,3 п.п.