НПФ решили проблему перехода

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) решили проблему перекрытого летом самого массового канала подачи заявлений о переводе пенсионных накоплений. Все крупнейшие фонды активно тестируют возможности портала «Госуслуги» с формированием квалифицированной электронной подписи. Прямое участие клиента в процессе защищает его от недобросовестного перевода средств. Но главным риском становится потеря инвестиционного дохода при досрочном переходе.

 

Сразу несколько крупнейших частных пенсионных фондов в конце уходящего года приступили к тестированию сервиса по переводу пенсионных накоплений граждан через портал госуслуг («Госуслуги»). В конце ноября «ВТБ Пенсионный фонд» начал пилотный проект во всех своих офисах и нескольких отделениях банков группы ВТБ, рассказала гендиректор фонда Лариса Горчаковская. В минувшую среду «Газфонд Пенсионные накопления» объявил о начале перевода пенсионных накоплений граждан через дочерний Севергазбанк. НПФ Сбербанка предоставляет аналогичную услугу в тестовом режиме в ряде отделений материнского банка. В пенсионных фондах, принадлежащих «ФК Открытие» — НПФ «Лукойл-Гарант», «НПФ электроэнергетики» и НПФ РГС — собираются внедрить подобную услугу в отделениях банков-партнеров с начала 2018 года. Причем «ЛУКОЙЛ-Гарант» уже принимает заявления в отделениях НПФ. «Обкатку» технологии проводят НПФ «Сафмар» и НПФ «Будущее».

Воспользоваться услугой могут клиенты НПФ, как уже зарегистрированные, так и незарегистрированные на портале «Госуслуги». Пенсионные фонды являются оператором системы межведомственного электронного документооборота (СМЭВ) и могут подтвердить учетную запись клиента, в том числе для того, чтобы он смог отслеживать информацию по пенсионным накоплениям. Непосредственно для перевода накоплений требуется квалифицированная электронная подпись (КЭП). У подавляющего большинства клиентов ее нет, но получить ее можно тут же в отделении банка или НПФ — ее формируют удостоверяющие центры (УЦ). «Удостоверяющий центр автоматически выпускает подпись только для одной услуги — перевода пенсионных накоплений — и, таким образом, подается заявление о переводе пенсионных накоплений. После чего подпись уничтожается, а клиент получает новый пароль для “Госуслуг”, чтобы избежать компрометации», — поясняет госпожа Горчаковская.

В свое время бесконтрольное использование удостоверяющих центров, как для перевода, так и для блокирования переводов пенсионных накоплений, причем зачастую в отсутствие клиентов, вызвало претензии к их работе Счетной палаты. Ею были выявлены «риски фальсификации заявлений от имени застрахованных лиц» при использовании электронного канала перехода через УЦ. После обнародования результатов проверки СП в июне этого года ПФР прекратил принимать заявления через УЦ, тем самым закрыв самый массовый канал привлечения пенсионных накоплений в НПФ. Количество поданных заявлений о переходах резко снизилось: если на 1 июля их было подано 4,4 млн штук, то по итогам октября — лишь 4,9 млн шт.

«Возможность перевести пенсионные накопления через “Госуслуги” в отделениях банков — это, по сути, аналогичный УЦ способ подачи заявлений, только без тех недостатков, которые выявила Счетная палата»,— говорит гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. Ведь, по сути, все операции выполняет лично клиент. Как отмечает директор по развитию НПФ Сбербанка Александр Прокопенков, «пока канал работает недостаточно стабильно и требует технических доработок от всех участников процесса для запуска в промышленную эксплуатацию». Впрочем, сейчас это работает на руку клиенту — вся процедура по оформлению заявления может затянуться на час, и у него есть время подумать о необходимости перевода накоплений. Впрочем, фонды и банки-агенты собираются сократить процесс в ближайшем будущем до 15 минут.

Таким образом, в 2018 году новый канал имеет все шансы стать главным на рынке перевода пенсионных накоплений. По словам директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрия Ногина, некоторое усложнение процедуры перевода пенсионных накоплений через «Госуслуги» агентами сократит привлечение по сравнению с каналом, заблокированным летом. Впрочем, господин Ногин указывает и на сохраняющиеся риски для клиентов. «Понятно, что сотрудник банка будет обязан проинформировать клиента о потере инвестдохода при досрочном переходе, но делать он это может по формальному признаку»,— резюмирует эксперт, которого цитирует "Коммерсант".