Почему НПФ не смогли обогнать гособлигации по доходности
Если бы последние четыре с половиной года пенсионные фонды инвестировали только в гособлигации, они бы заработали для своих клиентов больше, чем при текущих более рискованных стратегиях, отмечается в обзоре ЦБ, пишет Forbes.
За последние четыре с половиной года, с начала 2013-го по второй квартал 2017 года, результаты управления портфелями негосударственных пенсионных фондов (НПФ) оказались ниже, чем доходность государственных облигаций — ОФЗ, говорится в «Обзоре финансовой стабильности» Банка России за второй-третий кварталы.
Доходность НПФ по пенсионным накоплениям за этот период составила 41%, а по пенсионным резервами — 30%. Если бы пенсионные фонды вложили все накопления и резервы в ОФЗ, то они обеспечили бы своим клиентам доходность в 47%, говорится в материалах ЦБ.
Такие результаты Центробанк объясняет вложениями пенсионных фондов в низкодоходные активы — ипотечные сертификаты участия (ИСУ) и закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФ), а также в активы связанных сторон.
Как инвестируют пенсионные фонды
Согласно данным АНПФ, доля вложений пенсионных фондов в федеральные облигации традиционно является невысокой, однако постепенно растет. В 2016 году она составила 7,1% от портфеля пенсионных накоплений, тогда как в 2015 году — 5%, а в 2014 году — 2,4%. С 2006 года ее размер не превышает 7,4%.
Активнее всего в ОФЗ вкладывались такие не самые крупные фонды, как Ханты-Мансийский НПФ (39,7% в портфеле фонда), НПФ «Транснефть» (24,1%), и НПФ «Нефтегарант» (21,6%), свидетельствуют данные АНПФ по итогам 2016 года.
Большую часть средств пенсионные фонды инвестируют в негосударственные облигации — 50,2% в 2016 году, 47% — в 2015 году, 39,1% — в 2014 году. Лидерами по инвестициям в этот актив в 2016 году стали НПФ «Сбербанк» (68,7% в портфеле), НПФ «Сургутнефтегаз» (68 ,6%) и НПФ «Нефтегарант» (68,1%).
Доля вложений в ИСУ у пенсионных фондов была максимальной в 2014 году — 7,3%, однако потом она начала снижаться и в 2015 году составила 5,2%, а в 2016 — 3,7%. Лидерами по инвестициям в ипотечные сертификаты стали НПФ РГС (17,1% от портфеля) и НПФ «Доверие» (13,2%).
Сокращение вложений в ИСУ могло быть вызвано последними регуляторными изменениями. Ранее доля допустимых инвестиций портфеля накоплений в ИСУ достигала 40%. Ипотечные сертификаты активно использовали в своих инвестиционных стратегиях пенсионные фонды Мотылева (НПФ «Солнце. Жизнь. Пенсия», «Солнечное время», «Защита будущего» и другие).
У этих фондов летом 2015 года массово были отозваны лицензии. Сразу после этого Центробанк резко сократил лимит на вложения пенсионных накоплений в ИСУ и другие бумаги с низкими рейтингами или вовсе без них в четыре раза — до 10%.
С 14 июля 2017 года вступила в силу обновленная инвестиционная декларация для НПФ, согласно которой ИСУ относятся к высокорискованным активам, добавляет директор департамента риск-менеджмента компании «Ай Кью Джи Управление активами» Александр Баранов. Документ предписывает пенсионным фондам исключить ипотечные сертификаты из своих портфелей к 1 июля 2019 года.
При этом «качественные» ИСУ, которые получили одобрение от надежного оценщика, входят в котировальный список и соответствуют остальным требованиям ЦБ, смогут находиться в портфеле пенсионных накоплений НПФ и после 1 июля 2019 года, говорит Баранов. Однако доля таких ИСУ не может выходить за лимит на высокорискованные активы в 10%.
Что касается ЗПИФ, то сейчас НПФ могут вкладывать в них только резервы и собственные средства. С 4 января 2019 гофонды получат возможность инвестировать в эти инструменты и накопления, однако также в пределах 10%, отведенных на высокорискованные активы. Так как этот лимит многими фондами уже выбран, вряд ли подобные инвестиции будут активными. Согласно данным ЦБ, сейчас в ЗПИФ инвестировано 233 млрд рублей резервов пенсионных фондов, что составляет 10% от всего рынка таких паев.
Как отмечается в обзоре ЦБ, за второй и третий кварталы 2017 года портфели пенсионных фондов улучшили свою динамику за счет увеличения доли ОФЗ на 8 п.п. до 13%, снижения доли бумаг без рейтинга на 1 п.п. до 6% и сокращения инвестиций в банковские активы.
Хоть сейчас вложения в ОФЗ показывают более высокую доходность, чем стратегии, выбранные фондами, НПФ все-таки должны работать в условии диверсификации портфеля, говорит руководитель аналитической службы АНПФ Евгений Биезбардис. По его словам, инвестиции в госбумаги показывают хорошую доходность исключительно в тот период, когда формируется широкий спред между доходностью ОФЗ и ключевой ставкой. Это обычно происходит в течение цикла снижения ставки, поясняет Биезбардис.
Смена концепции
Сейчас ЦБ говорит о том, что надо менять всю парадигму НПФ, чтобы они превратились из нерыночного института, который обслуживает по большей части проекты собственников, в абсолютно прозрачный рыночный инструмент, обеспечивающий хорошую доходность для клиентов, отмечает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин.
За рассматриваемый период в четыре с половиной года облигации крупных компаний показали более высокую доходность, чем ОФЗ, поэтому проблема низкой эффективности фондов в том, что они вкладывались в заведомо не самые доходные проекты, ориентируясь только на интересы собственников НПФ, поясняет Ногин. «Такие инструменты, как ИСУ и ЗПИФ зачастую помогают кредитовать проекты собственников», — подчеркивает он.
Вложения в ОФЗ имеют практически нулевой кредитный риск, поэтому высокая доля этих бумаг в портфеле обеспечивает мягкое прохождение стресс-тестов, которые предстоят фондам в 2018 году, уточняет Ногин. По его словам, поощрение подобных инвестиций — в интересах самого Центробанка, но пока этого не происходит. «Доля ОФЗ в портфелях фондов невысокая — всего 9%, поэтому вряд ли это можно считать подстраховкой на случай выхода иностранных инвесторов из ОФЗ на фоне вероятного ужесточения санкций», — говорит Ногин.
«Если ЦБ реально займется наведением порядка в пенсионной сфере, то инвестиции фондов будут понятные, прозрачные и доходные для клиентов», — заключает генеральный директор УК «Спутник — Управление капиталом» Александр Лосев.
(примечание seperpension.ru - Для сравнения: валютный индекс RTS с начала 2013 г. по второй квартал 2017 г. упал на 36,27%, рублевый индекс ММВБ вырос на 27,67% (столь драматическое различие - за счет обесценивания рубля). Между тем, S&P-500 за это срок вырос на 71,5%!