Долгосрочные сбережения разверстали по-путински

В начале года с запуском нового квазипенсионного продукта — программы долгосрочных сбережений (ПДС) — президентом России была поставлена задача — собрать в нее за первые 12 месяцев 250 млрд рублей. Ответственным за выполнение пожеланий главы государства стало правительство, а конкретно — премьер-министр Михаил Мишустин. В правительстве за выполнение поручений президента отвечает Минфин, а уже внутри министерства — заместитель министра финансов Иван Чебесков, рассказывают несколько собеседников Frank Media среди негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и регуляторов финрынка.

Эти 250 млрд рублей, которые граждане должны принести в ПДС, включают как «старые деньги», так и «новые», хотя в поручении об этом конкретно и не говорится, отмечают источники FM. Дело в том, что в программу можно перевести средства из накопительной компоненты обязательного пенсионного страхования (ОПС), замороженной с 2014 года (на конец первого квартала таких средств в НПФ насчитывалось более 3,3 трлн рублей и в Социальном фонде России — СФР — еще свыше 2,2 трлн рублей), — это так называемые «старые деньги». А можно сейчас сделать взносы в ПДС — это и есть «новые деньги».

По России катится «пенсразверстка»

Впрочем, видимо, не надеясь на то, что граждане ринутся вносить средства в программу, Минфин во имя исполнения поручения президента разверстал планы по взносам по крупнейшим российским финансово-пенсионным группам — даже с небольшим запасом. НПФ Сбербанка получил задание за 2024 год собрать 150 млрд рублей в программу (эту цифру представители группы неоднократно называли в качестве собственных планов), «ВТБ Пенсионный фонд» — 100 млрд рублей, НПФ «Газфонд Пенсионный накопления» и дивизион фондов ГК «Регион» — по 25 млрд рублей каждый, рассказали FM источники из этих групп.

«Никто никого не заставлял, группы самостоятельно взяли на себя эти обязательства», — говорит один из собеседников, близкий к пенсионному лоббисту — Национальной ассоциации НПФ (НАПФ). «Никто особенно с нами не церемонился. Скажем так, это была добровольно-обязательная пенсразверстка», — говорит человек, близкий к одной из финансово-пенсионных групп. «С Минфином сложно было не согласиться», — вторит ему коллега из другой группы.

Впрочем, похоже, сейчас НПФ не рады взятым на себя обязательствам. Руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка Руслан Вестеровский на Финансовом конгрессе Банка России на прошлой неделе бодро рапортовал о привлеченных в ПДС за полгода 25,6 млрд рублях (8 млрд рублей — «новых», 17,6 — «старых»). В рамках поручения президента «мы подписались на 150 млрд на этот год — цель серьезная, но уверен, что мы ее сможем достичь», говорил топ-менеджер. Позже он добавлял, что такой результат все-таки «очень сложно получить». В кулуарах конгресса менеджмент группы «Сбера» был еще более пессимистичен: по их мнению, шансы не выполнить план крайне высоки.

«С сеткой «Сбера» (80% продаж ПДС приходится именно на отделения банка — FM) 150 млрд рублей за год — вполне реализуемы», — говорит один из собеседников FM из другой пенсионно-финансовой группы. С ним солидарен его коллега, который, впрочем, указывает на то, что времени осталось все-таки всего полгода, а темпы привлечения в ПДС, по его мнению, у крупнейшего российского банка падают. Впрочем, у других НПФ дела обстоят тоже не радужно. Источники в остальных трех финансово-пенсионных группах почти уверены, что не выполнят разверстанные Минфином целевые показатели, пишет Frankmedia.ru.

Долгосрочная морковка и пенсионный кнут

Похоже, осведомлены о том, что поручение Путина с большой долей вероятности будет провалено, и ответственные за его выполнение чиновники. «Раз в месяц к Антону Германовичу [Силуанову] приезжаем, рассказываем, что получается, а что нет», — поделился на Финконгрессе периодичностью встреч с министром финансов Вестеровский.

Мало того, даже президент обратил внимание на низкие темпы исполнения его поручения. «Программа [долгосрочных сбережений] стартовала недавно и пока отстает от целевых показателей», — заявил Путин в начале июня, предложив расширить стимулы по софинансированию взносов программы с трех до 10 лет.

Но если от главы государства пенсионно-финансовые группы получают морковку, то от конкретных исполнителей — кнут. Как рассказали FM участники встреч у Силуанова, на одной из них после слов представителя одной из пенсионных групп о том, что НПФ не очень-то и выгодно переводить средства из ОПС в ПДС, чиновники сразу стали угрожать снижением вознаграждения фондов по обязательному пенсионному страхованию. В конце июня на сайте Федерального портала проектов нормативных актов оперативно появилась соответствующая карточка о возможном изменении комиссий по ОПС (правда, без соответствующего документа).

«Не все НПФ, к сожалению, участвуют в этом (привлечении граждан в ПДС. — FM) равносильно. Существует перекос в сторону некоторых крупных НПФ, а другие НПФ, мягко сказать, не очень активно участвуют… А если по-честному говорить, то особенно ничего и не делают», — ругался на Финконгрессе Иван Чебесков. По его словам, «если люди не идут в ПДС, значит где-то есть проблемы»: не выстроен клиентский путь и/или отсутствует мотивация пенсионно-финансовых групп.

Видимо, чтобы «замотивировать» НПФ, правительство собирается подготовить и другие законодательные инициативы, рассказал замминистра. В частности, упростить перевод пенсионных накоплений в программу долгосрочных сбережений. «Пять лет ждать гражданину для перевода своих средств [по ОПС] в программу долгосрочных сбережений [в новый НПФ] из другого фонда — это абсурдно… Мы будем готовить предложение, что это (механизм перевода из ОПС в ПДС в другой фонд. — FM) сделать по так называемому фиксингу», — объяснял такую стимуляцию НПФ к переводу средств в ПДС, прежде всего, заботой о людях Иван Чебесков. Впрочем, оговорившись, что таким образом Минфин «постарается простимулировать те фонды, которые не хотят заниматься ПДС», заняться ей.

С возможным сокращением вознаграждения по ОПС для активизации перевода средств в ПДС согласны в ЦБ. По крайней мере, несколько собеседников FM слышали такие угрозы и от представителей Банка России. «Невыполненный план по ПДС, прежде всего, аукнется Минфину, но и нам тоже по касательной достанется», — объяснял топ-менеджер регулятора корреспонденту Frank Media еще зимой. А летом директор департамента инвестиционных финансовых посредников ЦБ Ольга Шишлянникова прямо говорила, что привлечение граждан и их средств в ПДС — это «социальная ответственность» финансового рынка.

Сберегательная паника

Но относительно активизации переходов у Банка России мнение с Минфином, по-видимому, не совпадает. На полях Финконгресса зампред ЦБ Филипп Габуния вступился за пенсионные фонды: «НПФ исходили из некой одной модели оттока ликвидности, а им сейчас говорят, что все будет по-другому. Это, наверное, тоже неправильно». Если откроют активные переходы, то на горизонте нескольких лет мы просто увидим банкротство нескольких НПФ, отмечает собеседник FM, близкий к ЦБ.

«Никогда не видел чиновников Минфина в такой панике, как сейчас. Вот они и пугают фонды», — говорит источник FM, близкий к одной из пенсионно-финансовых групп, на которую разверстали планы по ПДС. «В этом вопросе есть личная ответственность конкретных чиновников — ну они и бесятся», — солидарен топ-менеджер НПФ, не попавшего под «пенсразверстку». «Пока и сокращение вознаграждения по ОПС, и активизация переходов выглядит как «пугалка», но она может и реализоваться», — резюмирует третий собеседник FM с пенсионного рынка.

Комментарий Банка России

«Мы фиксируем высокую активность со стороны НПФ, направленную на привлечение в ПДС граждан, и ожидаем, что в программу будут привлечены средства нескольких миллионов граждан уже в этом году… По последним данным, НПФ заключено свыше 696 тысяч договоров ПДС, а гражданами подано 92,2 тысяч заявлений о единовременном взносе (заявлений о переводе средств пенсионных накоплений в ПДС). Для сравнения по ИИС с момента его запуска за весь 2015 год было открыто 89,6 тысяч счетов. Мы можем с уверенностью говорить о популярности ПДС», — заявил представитель ЦБ.

В Минфине, «Газфонде ПН», «ВТБ пенсионный фонд», пенсионном дивизионе ГК «Регион» не ответили на запрос Frank Media.

UPD: После выхода заметки пресс-служба НПФ Сбербанка передала ответы гендиректора фонда Алекандра Зарецкого на вопросы Frank Media.

  • Действительно, «НФП как операторы программы взяли на себя обязательства по привлечению соответствующих долей с учётом своих «мощностей» и размера текущей клиентской базы по ОПС».
  • НПФ Сбербанка планирует привлечь в рамках этой программы 150 млрд рублей до конца 2024 года: «В эту сумму включаем и «новые деньги», и средства заявленной к переводу накопительной пенсии».
  • На вторник, 9 июля, НПФ Сбербанка привлек 26,2 млрд рублей в ПДС.
  • В НПФ Сбербанка знакомы и не поддерживают инициативу по снижению вознаграждения по ОПС.
  • Чтобы стимулировать приток средств в ПДС, по мнению Александра Зарецкого надо: 1) упростить и ускорить переводы из ОПС в ПДС для «молчунов»; 2) проинформировать через Единый портал госуслуг (ЕПГУ) о наличии у граждан пенсионных накоплений и возможности их перевода в ПДС; 3) запустить масштабную кампанию по популяризации ПДС.