В управляющих компаниях опасаются суждения ЦБ о групповых интересах

Управляющие компании (УК), вслед за НПФ, выступили с критикой поправок к законодательству, предложенных ЦБ и касающихся признания их связанными с пенсионными фондами. По их мнению, действующего законодательства достаточно, чтобы защитить интересы клиентов НПФ от недобросовестных практик. В случае принятия предложений без правок могут пострадать не только финансовые группы, но клиенты фондов. Независимые УК считают, что принятие предложений приведет к большей конкуренции и повышению доходностей для клиентов НПФ.

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) направила в Минфин письмо (с ним ознакомился “Ъ”) с замечаниями по проекту закона, расширяющего применение ЦБ мотивированного суждения в отношении деятельности НПФ (см. “Ъ” от 7 апреля). По словам президента НАУФОР Алексея Тимофеева, определение связанности лиц на основании мотивированного суждения сотрудников Банка России отличается большой юридической неопределенностью. «Мы не против введения такого понятия, но критерии связанности должны определяться нормативным актом ЦБ»,— отмечает он.

Беспокойство ассоциации вызывает концепция «связанных лиц», которая вынудит НПФ отказаться от услуг управляющих компаний, брокеров и спецдепозитариев, входящих в одну группу.

По мнению НАУФОР, введение этого понятия призвано исключить злоупотребления, связанные с конфликтом интересов финансовых организаций. Однако регулирование уже предусматривает меры выявления и предотвращения конфликта интересов и систему управления рисками. А для НПФ и УК действует фидуциарная ответственность, которая предполагает безусловную обязанность совершения сделок на наилучших условиях.

«В настоящее время контроль за сделками с акциями и облигациями осуществляется в режиме онлайн. Запросы по проведенным операциям в НПФ приходят почти каждый день. Внедряется законодательство по инсайду и конфликту интересов. С учетом всего введенного ЦБ получил полный контроль за инвестированием в ценные бумаги»,— отмечает гендиректор «ТКБ Инвестмент Партнерс» Владимир Кириллов. Все эти действия, по его словам, и привели к тому, что компании и НПФ «собрались в крупные группы, поскольку расходы на ведение бизнеса заметно выросли, также как и ответственность за инвестиционные решения и сохранность средств».

В ассоциации предлагают отказаться от использования мотивированного суждения Банка России при определении связанности лиц, от запрета на осуществление связанными лицами НПФ функций УК и спецдепов. В случае же принятия закона предлагается пересмотреть сроки вступления его в силу, поскольку опасаются негативных последствий для финансовых организаций и застрахованных лиц.

Аффилированность не является однозначным минусом. «В ряде случаев работа со "связанными" компаниями позволяет обеспечить лучший сервис и лучшие условия по сравнению с формально "рыночными" контрагентами»,— отмечает заместитель гендиректора «Альфа-Капитал» Николай Швайковский. По словам Владимира Кириллова, на рынке осталось не так много независимых сильных профучастников, которые могут управлять суммами в сотни миллиардов рублей и которые удовлетворяют требования ЦБ.

Однако ряд управляющих компаний, которые, как правило, не входят в одну группу с НПФ, поддерживают инициативы регулятора.

«Остаются вопросы к размеру и структуре комиссий, связанных с управлением средствами НПФ. Возникают вопросы и к целесообразности приобретения ценных бумаг, эмитентами которых являются "связанные" компании»,— отмечает Николай Швайковский. «Инициатива ЦБ должна оказать положительное влияние как на рынок доверительного управления (ДУ), так и на клиентов НПФ за счет повышения конкуренции»,— полагает гендиректор УК «Ронин траст» Сергей Стукалов. По мнению управляющего директора «Эксперт РА» Павла Митрофанова, именно конкуренция на уровне ДУ может стать драйвером повышения доходностей для клиентов НПФ.

В ЦБ подчеркивают, что установленный нормативными актами лимит инвестирования средств НПФ в «связанных лиц» направлен «на предотвращение возможных потерь средств застрахованных лиц в случае реализации риска (несостоятельность, банкротство) на одном лице (и связанных с ним лицами)». В Минфине заявил, что «позиция по данному вопросу от НАУФОР пока не поступала».