Подозрительность ЦБ может отучить НПФ инвестировать в акции

Регулятор успокаивает НПФ, что при выявлении подозрительности их сделки с акциями будет подходить к каждой из них индивидуально, учитывая множество показателей, в том числе аналитическое обоснование о целесообразности сделки. Однако НПФ считают, что при принятии представленной ЦБ фидуциарной системы в отношении акций фонды совсем откажутся от таких вложений, рискуя попасть под «фидуциарный каток» регулятора.

ЦБ попытался успокоить НПФ, что несоответствие параметров их сделок с акциями наилучшим доступным условиям (фидуциарная ответственность) по представленной ранее методике (см. “Ъ” от 7 июля) рассматривается лишь «в качестве повода для более детального» ее анализа. Это следует из ответа Банка России (с ним ознакомился “Ъ”) на запрос НАПФ. ЦБ подчеркивает, что «решение о наличии либо об отсутствии в действиях фонда нарушения», а также о сумме средств, подлежащей восполнению, принимается комитетом финансового надзора Банка России «на основании мотивированного суждения».

Эти сделки «будут рассматриваться в индивидуальном порядке с учетом рыночной ситуации на дату сделки, новостного фона, корпоративных событий в деятельности эмитента, а также прочих факторов, оказывающих существенное влияние на котировки долевых финансовых инструментов», указано в ответе ЦБ. Также он подчеркивает, что «наличие у НПФ качественного и полного аналитического обоснования целесообразности совершения сделки снижает риск заключения сделки с нарушением» фидуциарных обязанностей. ЦБ обещает, что это аналитическое обоснование также будет учитываться регулятором при рассмотрении сделок.

Согласно представленной в начале этого лета Банком России методике, сделки с акциями будут делиться на две группы — с ценными бумагами, обращающимися на активном рынке и на неактивном рынке. В случае обращения акций на активном рынке основные показатели подозрительности сделки — это отклонение ее цены от средневзвешенной цены, рассчитанной за час торгов, а также концентрация сделок на один НПФ (более 25% дневного объема торгов). По неактивному рынку фактически все сделки являются предметом более детального анализа.

Дальнейшая оценка регулятором сделок, попавших в «подозрительный список», не вызывает оптимизма НПФ. «Мы не понимаем, чего хочет от нас ЦБ в аналитическом обосновании сделки, ведь любая оценка акций дает очень большой разброс цены»,— говорит топ-менеджер одного из крупнейших НПФ. «Какое "творчество" будет использовать ЦБ при оценке совершаемой сделки на основе заявленных параметров, а также наших аналитических материалов, совершенно неясно»,— указывает топ-менеджер другого фонда из топ-10. «Если ЦБ будет настаивать на подобной фидуциарной системе в отношении акций, фонды не будут спорить с регулятором — они просто перестанут покупать акции»,— отмечает один из собеседников “Ъ”.

В Банке России считают, что внимание регулятора к сделкам с акциями не должно привести к снижению интереса НПФ к инвестированию в них. У НПФ уже продолжительное время действуют системы управления рисками, которые предполагают наличие взвешенного подхода к определению условий сделок с финансовыми инструментами (в том числе с акциями) на соответствие наилучшим доступным условиям.

Вопрос справедливой стоимости компании не имеет одного объективного, правильного ответа, потому шансы при сделках с акциями попасть под фидуциарную ответственность для НПФ будут вполне материальны»,— говорит управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов.

И здесь, по его словам, идет вопрос потери не эфемерных денег клиентов, а собственных средств, то есть денег акционеров фондов. «В этих условиях, конечно же, для НПФ риски перевесят возможные выгоды в виде дополнительной доходности, а значит, дополнительного вознаграждения, что приведет, по сути, почти к полному уходу фондов с рынка акций»,— отмечает он.

Илья Усов