НПФ продвигают индивидуальные пенсионные продукты
Все крупнейшие негосударственные пенсионные фонды (НПФ), специализирующиеся на обязательном пенсионном страховании, начали или планируют развивать розничный сегмент негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Пока массовое привлечение удалось только НПФ Сбербанка, но и он приостановил его. Пенсионный продукт не имеет значимых преимуществ ни для продающей сети, ни для самого клиента, указывают эксперты.
С этой недели входящий в пятерку крупнейших НПФ «Будущее» (из группы компаний «Регион») начал тестировать собственный стандартизированный индивидуальный пенсионный план (ИПП) «Классический», следует из размещенного на сайте фонда договора. Минимальный первый взнос — 1 тыс. руб., выкупную сумму можно забрать через пять лет после заключения договора. По условиям он схож с ИПП НПФ Сбербанка.
Первым фондом, начавшим в 2016 году массовое привлечение физических лиц по НПО, стал НПФ Сбербанка при гендиректоре Галине Морозовой. Продукт ориентировался на массовый сегмент и распространялся через сеть Сбербанка. Активное привлечение было прекращено в начале 2018 года, однако за это время в фонд пришло около 1,5 млн клиентов-физлиц. В середине 2018 года госпожа Морозова перешла на работу в ГК «Регион», где курирует пенсионный дивизион группы (см. “Ъ” от 15 января 2019 года). В этом году НПФ Сбербанка начал продавать свой ИПП через приложение «Сбербанк Онлайн».
Однако и оно сопряжено с рядом трудностей: при низком первоначальном счете активно платящих дополнительные взносы клиентов не так много (см. “Ъ” от 4 февраля), к тому же часть клиентов начала забирать деньги из программы (см. “Ъ” от 14 мая). НПФ «Газфонд ПН» в прошлом году привлек 10 тыс. новых клиентов (всего 18 тыс. участников ИПП), указал представитель фонда. Количество действующих договоров НПО с физлицами в «ВТБ Пенсионный фонд» за прошлый год увеличилось на 5 тыс., до 16 тыс. штук.
«Для крупнейших фондов, входящих в финансовые группы, логично выглядит цель розничного НПО для роста активов НПФ, от которого зависит, в частности, и вознаграждение фонда и менеджмента»,— говорит управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов. Однако по сравнению с другими инвестпродуктами, например страховыми, пенсионный план проигрывает с точки зрения рентабельности для агента и особенно не выигрывает для клиента с точки зрения выгоды, отмечает он. «Таким образом, масштабирование на сеть, в которой начинается активное продвижение ИПП, зачастую может являться политическим, а не экономическим решением»,— указывает он. Ъ.